СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Поверхность нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 4 класса по теме "Поверхность нашего края", по программе Плешакова А. А.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Поверхность нашего края"»

МБОУ «Покровская СШ»












Урок окружающего мира в 4 классе по теме

«Поверхность нашего края»

























Составитель: Козлова Таисия Владимировна,

Учитель начальных классов,

Первой квалификационной категории







П. Покровское, 2016 год.


Тема «Поверхность нашего края».

Цели:

Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края; раскрыть понятия: овраг, балка, карьер, терриконы.

Формируемые УУД: познавательные- выполнять учебно – познавательные действия, делать обобщения, выводы: коммуникативные- работать в парах и в группах; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – проявлять интерес к культуре и истории своего края.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

I. Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья!

Этой встрече очень рада я! Сегодня на уроке вы будете себя оценивать после выполнения задания. Для этого у вас на партах лежат таблички, куда вы будите ставить себе оценки.

II. Проверка знаний и умений.

Давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке?(На прошлом уроке вы изучили тему «Наш край») .Вспомним её, выполнив тест. Работаем самостоятельно.

Тест «Мой край»

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка;

б) Австралия;

в) Евразия;

г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне:

а) леса;

б) степи;

в) тундры;

г) пустыни.

3. Мой край находится:

а) в Восточном полушарии;

б) Западном полушарии.

4. В моем краю растут:

а) кактусы, кипарисы;

б) ель, береза, осина;

в) ягель, клюква, карликовая ива;

г) полынь, саксаул, ковыль.

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны;

б) косули, волки;

в) олени, медведи;

г) суслики, степной орел, степная гадюка.

6. Мой край дает родной стране:

а) продукты сельского хозяйства;

б) легковые автомобили;

в) морепродукты.

Взаимопроверка с ответами на доске. Оценивание в таблице.

Что мы с вами только что сделали? Повторили о нашем крае.

I I Актуализация знаний.

Учитель. Давайте посмотрим на физическую карту России (слайд), в учебнике стр. 58 – 59

Почему она разноцветная?

Ученики (используя физическую карту России). На территории России есть горы, плоскогорье и равнина. Как это всё можно назвать одним словом. (формы рельефа, или поверхность.). Может кто – нибудь догадается , о чём пойдёт речь на уроке? Кто может мне сказать тему нашего урока. (Поверхность нашего края). Какие задачи мы поставим перед собой для изучения этой темы? (познакомиться с поверхность нашего края, вспомнить ранее изученные и узнать новые )

Учитель. Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорье и горы.

Ученики. Равнины – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым, горы – темно-коричневым.

Учитель: давайте найдем территорию, на которой мы живём. Каким цветом она обозначена? мы определили, что территория, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.

Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)

Учитель: Пользуясь физической картой России, найдите название равнины, на которой расположен наш край. (Западно-Сибирская равнина)

Учитель: Сравните по карте Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, чем отличается их изображение? (Западно-Сибирская равнина вся зеленая, а Восточно-Европейская - зеленая с пятнами желтого цвета)

Учитель: Что это значит? (Предположения детей: значит Западно-Сибирская равнина вся ровная, а на Восточно-Европейской равнине есть возвышения)

Учитель: Совершенно верно. Возвышения на равнине - это холмы.

Ребята, холмы - это возвышения. А горы тоже возвышаются над земной поверхностью. Можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Дети сталкиваются с затруднением) Учитель. Как отличить горы и холмы? Что у них общего и чем они отличаются? Задание в парах. Сравните горы и равнины.

Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации. Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).

Холм

Линии сравнения

Гора

+

1. Подошва

+

+

2. Склоны

+

+

3. Вершина

+

до 200 м.

4. Высота

свыше 200 м.

Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.) Оцените свою работу.

Физминутка.

Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Учитель. Сегодня познакомимся с новыми формами поверхности земли.

Догадайтесь, о чем идет речь:

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности земли под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.

Ученики. Это овраги. - Кто знает, что такое овраг?

Учитель : А что бы узнать как называется другая форма поверхности земли, разгадайте ребус.

- Что такое балка?

Поработаем в парах. В учебнике на стр. 139 читаем текст и письменно отвечаем на задание 2 в рабочей тетради стр 67. И заполняем таблицу.


Сходства

Различия



Овраг



Балка












Сравните овраги и балки, сходства и отличия занесите в таблицу.

Проверяем по слайду. Оцените свою работу

Как вы думаете овраги – это хорошо?

Учитель. Кто может стать причиной появления оврагов?

Какой ущерб наносят овраги? Нужно ли с ними бороться? Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами выполним следующее задание. Сейчас мы поработаем группами.

 Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: как люди используют поверхность? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит. Справиться с этим задание нам поможет учебник на стр. 140 - 142 (самостоятельная работа)

Левые веточки:

1. Добыча полезных ископаемых

2. Строительство домов, зданий

3. Распашка равнин (склонов)

Правые веточки:

1. Карьер, террикон

2. Свалки

3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.

Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?

Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе. Часто используют не по- хозяйски. Запишите в хвосте. Оцените свою работу.

Ребята, а кто из вас видел карьеры? (слайд)

- А кто видел свалки? (слайд) к сожалению, люди всё чаще стали выкидывать ненужные вещи в канавы, в овраги.

А какие методы используют люди, что бы не появлялись овраги.?

Учащиеся рассказывают о методах борьбы с оврагами. Слайд.

Учитель. Оказывается у нас есть еще одна незаживающая рана на поверхности Земли. Это горы, которые создал человек. (Слайд) Называются они терриконы. Прочитаем об этой боли природы статью на с. 152–153 учебника.


После чтения учитель проводит беседу:

– Как называются эти горы?

– Как образовались эти горы?

– Чем опасны терриконы?

– Как люди борются с ними?


Ученики. Эти горы называют терриконы. Образовались они из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых. Терриконы опасны, так как занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду. Необходимо бороться с терриконами: сажать деревья, привозить почву, извлекать из них ценные вещества.


II. Рефлексия. Сейчас мы сыграем в игру.

1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли.

2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина.

3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть.

4. Есть подошва, склон, и вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.

5. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками.

6. Ровная, без гор и холмов земная поверхность.

А какие формы поверхности есть в нашем крае?

IV. Итоги урока. Посмотрите на свои таблички и поставьте себе общую оценку за урок. У вас на партах есть кружки, нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению от урока.

Домашнее задание.

С. 147–153. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3.

Как вы оцениваете свою работу.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!