Министерство образования и науки республики Дагестан
МКОУ «СОШ № 14» город Хасавюрт
Подготовили и провели: Минсултанова А.С. СОШ № 14
Абдулкеримова Д.В. СОШ № 2
19.11.2016 г.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникативных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Цепи питания».
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста. - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему. |
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - формировать умения оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога; - формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения; |
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи и сети питания животных
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать
Все загадки разгадать
Научитесь наблюдать
- ребята, начнем урок, как обычно с повторения пройденной темы:
- как называется наука о животных?
- на какие группы делятся животные? (черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. )
-сколько всего групп?
- а чтобы узнать, насколько хорошо вы освоили тему предыдущего урока, проведем групповую работу.( записать несколько видов представителей этой группы и назвать характерные особенности)
Рыбы-водные животные,тело покрыто чешуей,плавники,с помощью жабр дышат.
Пресмыкающиеся-тело покрыто сухими чешуйками,у некоторых панцирем.черепахи, змеи,ящерицы,хамелеон,крокодилы.
Земноводные-кожа голая, нежная.часть жизни-в воде,часть на суше.
Птицы-тело покрыто перьями,клюв,крылья,несут яйца
Звери- тело покрыто шерстью,выкармливают детенышей молоком.
Насекомые-тело, состоящее из головки, грудного отдела и брюшка. В большинстве случаев, эти представители животного мира имеют три пары лапок, двое усов и пару крыльев.
Самоопределение к деятельности
Слайд 1-определите по рисунку,как называется группа животных
Слайд 2- назовите признаки живых организмов
- а что необходимо для роста и развития животного?
-о чем будем говорить на уроке?
4. Работа по теме урока
Слайд 3- как питаются медведь, белка, птица(хохлатка),жираф?
Медведь-Может питаться ягодами, грибами, птенцами, мелкими животными, яицами птиц, рыбой и даже медом. Но в большинстве случаев медведь все таки ест растительную пищу.
Белка- питается семенами, почками, ест ягоду, кору деревьев и сами ветки деревьев, зерна, грибы. Основа же её рациона - это сосновые семена, молодые побеги и почки. Иногда белка питается и птенцами, яйцами, ящерицами, мелкими грызунами.
Птица-хохлатка - смешанной растительно-животной пищей: насекомыми, семенами трав и зелеными частями растений.
Жираф-Главным блюдом для жирафа остается сочная акация, реже жирафы едят мимозу и сладковатые побеги дикого абрикоса.
- как называются животные.которые питаются другими животными? Растениями? Насекомыми? Разной пищей?
Слайд 4 – животные:рысь,стрекоза,кабан,заяц
Рысь-охотится на зайцев и других грызунов, птиц : глухарей, рябчиков, куропаток. Однако, предпочитает всё же она мясо косулей, которым питается почти постоянно.
Стрекоза- предпочитают кушать воздушных насекомых, в основном это мухи и комары, а иногда и что-то покрупнее бывает, если стрекоза может с этим "зверем" справится, например бабочки различные, оводы и слепни.
Кабан-всеядное животное,он потребляет не только клубни,корневища,корни различных растений,орехи семена,но и животные корма,это дождевые черви,насекомые,мелкие позвоночные.
Заяц-это травоядные животные, которые питаются различными видами растительности. Весной и летом травы и молодой растительности довольно много, осенью и зимой зайцы постепенно переходят на тонкие веточки, мягкие побеги деревьев и их кору. Кроме того зимой зайцы поедают сухую траву, которую удаётся найти, стебли, торчащие из-под снега или сено из стогов, стоящих рядом с деревнями.
Слайд 5- растительноядные
Слайд6- хищники
Слайд7- насекомоядные
Слайд 8-всеядные
Слайд 9-проверка. Проверим,как вы запомнили.Если угадаете группу животных по питанию,откроется соответствующий по цвету кружочек: насеком-син., хищ.-крас. Всеяд.-желт. Раст.-зел.
Физминутка
Закрепление изученного
Слайд 10-цепи питания
Слайд 11- звено раст. Почему? т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
Звено раст. и хищ.
Чтения текста на с.94-95
Работа по парам(опрос)
– Мы составили несколько пищевых цепей
– С чего начинается каждая из них? (растения)
– Дальше? (растительноядные)
– Последнее звено? (хищные)
Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?
Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.
Информация по слайдам(стрекоза.лягушки,муравьи…)
Цепи питания по презентации
Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)
– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)
– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)
Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)
Чтение о хищниках с.97
Стихотворение
Итог урока по презентации
Рефлексия
Подведение итогов .
Домашнее задание.оценивание.