СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто что ест"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Кто что ест" 3 класс Плешаков А.А. программа "Школа России", подходит к программе "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира "Кто что ест"»

Конспект урока окружающего мира 3 класс по УМК «Перспектива».

Учитель: Ислямова Ольга Леонидовна

МОУ Школа с. Аксарка

ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка, ул. Советская, 10

Тема. Цепи питания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок - практикум.

Цели:

  • Личностные : формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

П.- развивать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; устанавливать аналогии; решать экологические задачи;

Р.- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей; адекватно оценивать свою деятельность;

К.- формировать умение находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные:

-знакомство с понятием «цепи питания»; формирование читательской компетенции у обучающихся, умений анализировать текст и вычленять объекты живой природы для составления цепи питания.

.Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, задания для работы в группах и для самостоятельной работы, учебник 3 класс «Окружающий мир» Плешаков «Перспектива», индивидуальные компьютеры, СД «Перспектива».




Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Мотивирует на позитивную работу на открытом уроке.

-Поприветствуйте наших гостей. Пожелаем гостям интересного урока. А вам, ребята, успехов в усвоении знаний на этом уроке.

Здороваются с гостями. Внутренне мобилизуют себя.

-учебно-познавательная мотивация (Л);


Актуализация знаний.


Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

На этом этапе обучающимся предлагается выполнить задания, требующие повторения теоретических знаний.

Ребята, сегодня мы продолжаем работу нашего научного клуба Юных исследователей природы.


Но для этого мы должны проверить достаточно ли у нас знаний для новых исследований. Выполним работу на компьютерах. Приложение 1.


По результатам теста, я вижу, что у нас достаточно знаний для плодотворной работы нашего клуба.






Выполнение тестовых заданий на инд. комп.

Сlassroom Management: экзамен.


- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- анализ понятий



Выявление места и причины затруднения. Выполнение пробного действия.



Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.


Включает в предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи.

- Показывает цепь выполненную из бумаги.

- Посмотрите, что вы видите?

- Что такое цепь?

- Как данная бумажная цепь может быть связана с уроком окружающего мира?


Чтобы проверить наши предположения (или узнать или поможет догадаться) посмотрим видеофрагмент (без звука)


- Составим модель увиденной цепи питания. (выстраивание цепи на интерактивной доске, если не такой возможности, можно использовать слайд 5)


- Назовите звенья нашей цепи.

Стрекоза, жаба, змея, ёж, мошка.

- Как вы думаете – эта цепь окончательная или её можно продолжить?

- А стрекоза чем питается?

- А они чем питаются? –








- Цепь


Предполагаемые ответы детей.



Из видеофильма с помощью наводящих вопросов обучающиеся выводят тему: ЦЕПИ ПИТАНИЯ.








Предположения детей.

- Комарами, мухами, мошками…

- Соком растений.


- учебно-познавательный интерес (Л);


- построение логической цепи рассуждений (П);


-постановка и формулирование проблемы (П);


- познавательная инициатива. (Р);


- умение адекватно оценивать свою деятельность (Р);


- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);







-формулирование и аргументация своего мнения (К);


Целеполагание построение проекта выхода из затруднения



На данном этапе учащиеся в

коммуникативной форме с помощью частично – поискового метода, обдумывают и формулируют тему и цели урока.

Построение алгоритма

Составим алгоритм:

- Что обозначает первое звено в цепи питания? Вторым? Третьим?

(на доске появляется цепочка)

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Опираясь на данный алгоритм, вы составите свои цепи питания.







Тема урока: Цепи питания.

Цель урока: составление цепей питания по алгоритму.


- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);



Реализация построенного проекта

Работа в группах.











Работать вы будете в группах.

Вспомните правила поведения в группе. Выберите главного лаборанта.

Он отвечает за работу группы, распределяет работу между членами группы.

( главный лаборант получает инструкцию) Приложение 2.

На общем столе лежат изображения животных и растений (Приложение 3), «Атласы – определители», стрелки, клей.


Выполнение проверочной работы на СD «Окружающий мир 3 класс. Невидимые нити в природе» дает возможность получить четвертое звено в цепи питания.

Приложение 4.

Работа на компьютерах.


Результат работы групп.

  1. 1. Водоросли – прудовик – рыбы - ? (щука)

  2. 2. Смородина – тля – божья коровка - ? (информация)

  3. 3. Морковь – медведка – крот - ? (лиса)

  4. 4. Яблоня – уховёртка – синица - ? (ястреб)

  5. 5. Цветок – сверчок полевой – богомол - ? (летучая мышь)

Осуществляют самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю (проверке правильности действий), выявлению и исправлению ошибок, отработке знаний

осознание ответственности за общее дело (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

-использование знаково – символических средств (П);

- рефлексия способов и условий действия (П);


Закрепление с комментированием во внешней речи

Экологическая задача.

.



.

Выполненную работу группы представляют на доске.


- А сейчас я предлагаю решить экологическую задачу.

- Если я у своей цепи уберу одно звено, что произойдёт?

- А если убрать одно звено из пищевой цепи, что произойдет?

- На следующем уроке мы рассмотрим, что произойдёт, если у вашей цепи исчезнет какое – либо звено.

Рассказывают, проверяют по алгоритму.




Предположения детей.

- использование общих приемов решения задач (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

Рефлексия деятельности Самооценка.


Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать подведение итогов самооценки деятельности учащихся на уроке.

Объявление домашнего задания.




- Занятие нашего научного клуба заканчивается, и я хотела бы у вас спросить, что вы поняли, какой вывод вы сделали по теме нашего занятия?

- Может ли человек влиять на составляющие цепей питания в месте своего проживания?

- Какой призыв вы бы хотели послать всем людям нашей планеты?

Оцените свою работу на шкале успеха на листочках вашей инструкции.

Организует работу по самооценке. Организует учебный диалог на воспроизведение всех этапов деятельности по теме урока. Фиксация этапа открытия.

Намечает совместно с детьми дальнейшие цели по изучению данной темы.

Домашнее задание.



Высказывания детей.














Выполняют оценку работы группы и самооценку своей деятельности.

-внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);


Приложение 1.

Экзамен в программе Сlassroom Management.

  1. Отметь строчку, где указаны только животные:

А) птицы, звери, насекомые, рыбы, лягушки, черви;

Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы;

В) человек, птицы, звери, насекомые, растения, грибы.

2. Какое из указанных животных относится к рыбам?

А) дельфин;

Б) бегемот;

В) щука.

3. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

А) коровы, лоси, жирафы;

Б) волки, лисы, кабаны;

В) ежи, киты, ястребы.

4. Каких животных называют хищниками?

А) тех, кто питается растениями;

Б) тех, кто питается другими животными;

В) тех, кто питается и растениями, и животными.

5. Каких животных называют всеядными?

А) тех, кто питается растениями;

Б) тех, кто питается другими животными;

В) тех, кто питается и растениями, и животными.

6. Какое слово пропущено? Икринка - ….- взрослая рыба.

А) личинка;

Б) малёк;

В) головастик.

7. Какое слово пропущено? Яйцо – личинка - …. – бабочка.

А)куколка;

Б) птенец;

В)икринка.







КРОТ Редко, но удаётся увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, весьма чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, — носом крот землю буравит, лапами гребёт, как экскаватор и толкает назад. Скорость проходки — 30 см в минуту. У подземного зверька весьма плохое зрение.























Приложение 2.

Инструкция.

  1. Прочитайте текст.

  2. Выберите из текста объекты живой природы, из которых можно составить цепь питания.

  3. На рабочем столе из множества фотографий выберите нужные (используйте «Атлас – определитель»), составьте из них цепь питания.

  4. Чтобы получить 4 звено, выполните Проверочную работу по теме «Невидимые нити в природе» (компьютер СD «Окружающий мир 3 класс. Невидимые нити в природе»).



Синица.

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица – синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

Большой вред приносит садам уховёртки. Это прожорливое насекомое, повреждает листья, побеги, цветы, выедает незрелые семена, повреждает цветы и листья декоративных растений, а также плоды плодовых деревьев, особенно яблоки. Вот этих - то вредителей и ловит синица, недаром её назвали сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.



Члены группы

самооценка

Оценка группы





















Инструкция.

  1. Прочитайте текст.

  2. Выберите из текста объекты живой природы, из которых можно составить цепь питания.

  3. На рабочем столе из множества фотографий выберите нужные (используйте атлас – определитель), составьте из них цепь питания.

  4. Чтобы получить 4 звено, выполните Проверочную работу по теме «Невидимые нити в природе»

(компьютер СD «Окружающий мир 3 класс. Невидимые нити в природе»).

Божья коровка.

Этого красненького кругленького жучка с чёрными точками на спине знают все. «Божья коровка» - очень старое народное название. Коровкой этого жучка называют потому, что при опасности на сгибах его ножек появляются капельки оранжевой жидкости, которая отпугивает врагов.

Но не все знают, что безобидная на первый взгляд коровка – хищник. Думаете, она зря так быстро бегает по веточкам и листочкам? Ничего подобного! Жучок ищет еду. А еда его – тля, обычно зелёного цвета, сосущие сок из сочных вкусных кустов малины, смородины и других растений. Вот этих – то тлей разыскивает и пожирает божья коровка. Аппетит у неё хороший. За день она может съедать до двухсот тлей. А личинка божьей коровки ещё прожорливее.



Члены группы

самооценка

Оценка группы













Инструкция.

  1. Прочитайте текст.

  2. Выберите из текста объекты живой природы, из которых можно составить цепь питания.

  3. На рабочем столе из множества фотографий выберите нужные (используйте атлас – определитель), составьте из них цепь питания.

  4. Чтобы получить 4 звено, выполните Проверочную работу по теме «Невидимые нити в природе» (компьютер СD «Окружающий мир 3 класс. Невидимые нити в природе»).

Крот — небольшое, величиной с ладонь насекомоядное млекопитающее. Животное это не редкое. Живёт предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Почти всю свою жизнь крот проводит под землёй, в глубоких норах и ходах, поэтому его жизнь таинственна и малодоступна для наблюдений.

Охота крота — это тяжкий физический труд, неустанное копание земли в поисках пищи. Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много — столько, сколько весит сам. Съедает он все, что встречает во время проходки, — насекомых, их личинок, жуков. Но главная пища — дождевые черви и медведки. Медведку очень не любят дачники: живя по землёй медведка портит корнеплоды (морковь, редис и др.), подгрызая их.

Охота идёт днём и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота лишь на время охоты и отдыха. Есть он должен через каждые четыре часа. Двенадцать часов без пищи — предел, означающий смерть. По этой причине кроты на зиму не впадают в спячку, так как зимой под землёй они находят достаточно пищи.

Члены группы

самооценка

Оценка группы













Инструкция.

  1. Прочитайте текст.

  2. Выберите из текста объекты живой природы, из которых можно составить цепь питания.

  3. На рабочем столе из множества фотографий выберите нужные (используйте атлас – определитель), составьте из них цепь питания.

  4. Чтобы получить 4 звено, выполните Проверочную работу по теме «Невидимые нити в природе» (компьютер СD «Окружающий мир 3 класс. Невидимые нити в природе»).



Разнообразен мир животных пресного водоема. Они есть везде.

Водоросли служат пищей животным. Они выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли – это убежище для животных. Сквозь прозрачную воду водоема можно увидеть, как стремительно проплывают стайки рыбок. Вот стайка рыб, проплывая мимо скопления водорослей, толкаются, отпихивают друг друга, пытаясь ухватить самого крупного из семейки прудовиков - улиток, которые решили полакомиться сочными водорослями.

Прудовик обитает в озерах, прудах, водохранилищах. Живет он на стеблях водной растительности, его можно обнаружить и на листьях кувшинок. Прудовик питается большей частью водорослями, а также не брезгует употреблять в пищу упавших в воду мух и рыбью икру.



Члены группы

самооценка

Оценка группы













Инструкция.

  1. Прочитайте текст.

  2. Выберите из текста объекты живой природы, из которых можно составить цепь питания.

  3. На рабочем столе из множества фотографий выберите нужные (используйте атлас – определитель), составьте из них цепь питания.

  4. Чтобы получить 4 звено, выполните Проверочную работу по теме «Невидимые нити в природе» (компьютер «Окружающий мир» 3 класс).

Богомолы ведут хищный образ жизни, питаются обычно другими насекомыми, включая и мух; крупные также охотятся на маленьких ящериц, лягушек, птиц и даже грызунов.

При нападении врага или встрече с соперником богомолы сначала принимают устрашающую позу: крылья расправлены веером, передние хватающие лапы направлены вперёд, конец брюшка задран кверху. Богомолы — насекомые с достаточно хорошим зрением, и они замечают любое волнение. Кроме того, богомолы — единственные из всех насекомых могут заглянуть себе за спину. Особенно интересно наблюдать, как богомол охотится, например, на бабочку Дневной павлиний глаз, которая ничего не подозревая, пьёт нектар из яркой маргаритки. Он будет неспешно преследовать её или терпеливо ждать, спрятавшись в растениях, когда та приблизится. И как только богомол окажется рядом со своей жертвой, он схватит её настолько быстро, что это будет сложно увидеть невооруженным глазом. А его сильные передние лапы дополнительно оснащены шипами, которые позволяют не упустить пойманную добычу.

Члены группы

самооценка

Оценка группы

























































Приложение 4.

Божья коровка.

Зачем же такой яркий наряд маленькому жучку? Оказывается, он носит угрожающий и предупреждающий характер. Серенького жука никто не запомнит, а у божьей коровки расцветка такая, что ее все узнают издалека. Птица попробует яркое насекомое и больше не зацепит, запомнит невкусного жучка. Лягушки и ящерицы также не едят это насекомое, даже пауки, и те отказываются от такой пищи. В Средней Азии живет большой ядовитый паук – тарантул. Но божья коровка и ему не по зубам. Когда она заползает в гости к пауку, он выставляет ее за дверь, подгоняя непрошеную гостью ударами передних лап.

Весь секрет несъедобности божьих коровок в яде, который они выделяют в виде оранжевой капли. Если ненароком прижать жучка пальцами, то он по каналам в лапках выпустит ядовитую желтую жидкость. Это происходит не из-за его желания, просто у божьей коровки такое строение коленей. Только она подожмет ножки, как выступает жидкость. Это яд, который обжигает горло птицам и другим хищникам. Кроме того, желтая жидкость неприятно пахнет. Под божью коровку даже маскируются другие жуки с надеждой, что птицы их не тронут.



Ястреб – перепелятник.

Ястреб-перепелятник — небольшая хищная птица, распространенная в Европе и Азии, Северной Америке, а также на севере Африки. Для этой птицы важно чтоб вблизи был водоём. Ястреба-перепелятники любят открытое пространство, поэтому селятся на краю леса. Иногда они встречаются в населённых пунктах, причиной чаще всего является суровая зима. Рацион ястреба-перепелятника в основном составляет мелкая птица (куропатки, воробьи, синицы, голуби, рябчики, вороны, дятлы, дрозды, скворцы, клесты, кулики, пеночки). Также ястреб-перепелятник охотится на лягушек, летучих мышей и насекомых. Самки охотятся на добычу покрупнее, как вороны или голуби, а самцы на менее крупных особей. Около 95% всей добычи составляют птицы, около 120 видов.



ЛИСИЦА

Лисица - хороший охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее прекрасная зрительная память, хорошее обоняние и острый слух. Пискнет чуть слышно мышь, а лиса слышит ее за сотню метров, прошелестит полевка по сухой траве под полуметровым слоем снега - и ее услышит. Существовало, да и сейчас еще существует мнение, что основная еда лис - зайцы. Конечно, лиса любит зайчатину, но догнать зайца она не может - где уж ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном. Поэтому разговоры о том, что лисицы уничтожают много зайцев, совершенно ошибочны.

Подсчитано, что в рационе лисицы более трехсот различных животных - от насекомых до крупных птиц. И все же основная пища лисы - грызуны. Представьте себе ослепительно белое поле, а на нем ярко-рыжий зверь. Пробежав немного легкой рысью, лисица останавливается, прислушивается, оглядывается и обдумывает дальнейшие шаги. Вдруг она насторожилась, немного прошла крадучись, потом взметнулось огненно-рыжее пламя и зверь нырнул в снег, оставив на поверхности только мельтешащий от азарта хвост. А через несколько секунд можно наблюдать трапезу: лиса с аппетитом лакомится мышью или кротом.. Кроме, она ест ондатр, сусликов, птиц, пресмыкающихся, земноводных, падаль. После дождей во множестве собирает дождевых червей. На мелководье успешно ловит рыбу, раков, достает ракушки.



Летучая мышь.

Миллионы лет летучие мыши охотятся на летающих насекомых, в том числе и на богомолов, а те пытаются спастись, и в этой эволюционной гонке каждая сторона стремится выиграть.

На первый взгляд - перевес на стороне летучих мышей: они быстрее и маневреннее в полете. Однако у них есть существенный недостаток. Высокочастотные звуковые сигналы, с помощью которых летучие мыши ориентируются и определяют местоположение добычи, оповещают об их приближении летающих насекомых, которые способны улавливать звук и ультразвук. Летающие богомолы по-своему спасаются от летучих мышей. Услышав сигналы летучей мыши, богомол взмывает вверх, на мгновение замирает, а затем камнем бросается вниз. Летучая мышь преследует его, но прекращает погоню, когда рискует врезаться в землю.

Щука.

В водоеме щука держится в зарослях водной растительности. Обычно она там держится неподвижно и, затаившись, внезапно бросаясь на добычу. Пойманная добыча проглатывается почти всегда с головы — если щука схватила её поперёк тела, то, перед тем как проглотить, она быстро разворачивает добычу головой в глотку. Кроме клыков, которыми хищница хватает и убивает добычу, на нёбе, языке и отчасти на щеках щуки расположены зубы-щеточки, способные подгибаться и принимать горизонтальное положение, располагаясь остриями в сторону глотки. Эти острые зубы-щеточки необходимы щуке не только для удержания добычи, но и для облегчения заглатывания. Основу питания щуки составляют представители различных видов рыб. Весной и в начале лета этот хищник охотно поедает лягушек и линючих раков. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, а также мышей, крыс, куликов и белок, переплывающих реки во время своих миграций. Крупные щуки могут напасть даже на взрослую утку, особенно в период линьки, когда эти птицы не поднимаются из воды
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!