Организационный момент. Мотивация обучающихся к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Ксения Игоревна. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успешной работы. Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в давние-давние времена и узнаем о возникновении письменности на Руси. | Обучающие встают у парт, приветствуют учителя, садятся. | Личностные: - формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим; - знать основные моральные нормы поведения; - соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; - мотивация учебной деятельности; |
Сообщение темы урока. Цель: создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности. | Тема урока: «Возникновение письменности на Руси». - А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему? - Какова же цель нашего урока? Сегодня мы с вами узнаем: 1) как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита. 2) как возникла письменность на Руси. 3) из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые происходили в истории Руси очень давно. | Узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги. Побольше узнать о возникновении письменности на Руси. | Регулятивные: - определять цель деятельности на уроке; |
Актуализация знаний. | - Знаете ли вы, что такое сокровище? (Сокровище – драгоценная, дорогая вещь). - А что является сокровищем для вас? - А как вы думаете, что такое сокровищница? (Сокровищница – хранение чего-нибудь очень ценного). - Посмотрите на слайд, как вы думаете, это будет являться сокровищем? - Конечно, это будет являться сокровищем всей страны, по-другому это называют культурой. - А что вы можете еще отнести к культуре? | Дети отвечают на поставленные вопросы учителем. Да. Дети предлагают свои варианты ответов. | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - развивать умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; |
Открытие новых знаний. Знакомство с пиктограммами. Цель: формировать представление о появлении письменности, проводить работу над лексическим значением слов. Расшифровка пиктографического письма. Цель: Развитие умения применять новые знания. | «Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно.» Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма – «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. - Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать? - А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал? - Вот такое пиктографическое письмо составлено для вас. (Слайд). Я попрошу расшифровать данную пиктограмму в парах самостоятельно. Затем проверим. (Слайд) - Сейчас мы послушаем сказку, в которой рассказывается история про девочку, которая не умела писать. А что именно с ней произошло и по каким причинам, вы узнаете, прослушав сказку, написанную Редьярдом Киплингом под названием «Как было написано первое письмо». Слушаем внимательно, затем я задам вопросы. - Почему девочка попала в такую историю? - Скажите мне, пожалуйста, как называются эти знаки? - А как вы думаете, как называется само письмо символами? (Пиктография). - Еще одним видом такой передачи информации считалось «узелковое письмо». Определенное количество узелков, завязанное на веревке, несло то или иное сообщение. Значение имело не только количество узелков, но и цвет нитей. Например, какую информацию нес белый цвет? Черный? Желтый? - Подумайте и скажите, осталось ли в современном мире что-то от этого письма? Черный цвет – траур, белый – флаг перемирия и так далее. | Внимательно слушают учителя. Охотился на быков и отдыхал. Рисовал несколько рисунков и распределял их в определенном порядке. Работают самостоятельно. Слушают и запоминают. Потому что не умела писать. Пиктограммы. Варианты детей. Мир, смерть, золото. Варианты детей. | Познавательные: - формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки; - формировать стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах; - проводить работу с понятиями «летопись, кириллица, пиктограмма и так далее»; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - развивать умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; |
Возникновение славянской письменности. Как зарождалась письменность. Знакомство с летописями. | - Вы сами понимаете, что ни «узелковое», ни «рисуночное» письмо не были удобными для общения, для передачи информации. Это понимали и в то время. - По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации. «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. - Что вы знаете о братьях Кирилле и Мефодии? - Они внесли в историю письменности очень большой вклад. Являются создателями славянской азбуки. Кирилл преподавал в высшей школе Константинополя, и за это его прозвали философом. Братья много путешествовали, знакомились с разными людьми, набирались опыту, узнавали новые языки. С созданием славянской азбуки на Руси появилось больше грамотных людей, появилась славянская литература. - Посмотрите, пожалуйста, на икону, изображающую двух братьев, что они держат в руках? - Что вы еще видите на картине? - Как вы думаете, какую информацию несет эта икона? Книга, изображенная на иконе, уже написана славянскими буквами, которая называется кириллицей. Она состояла из 43 букв. - Изменилась ли она сейчас? Ответ найдите в учебнике на стр. 74. - Вклад братьев Кирилла и Мифодия был огромен. Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре келье». - Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней? – писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи. - От каких слов образовалось слово летопись? - Что обозначает слово «лето»? - Что записывали в летописях? Давайте проверим себя, прочитайте ответ на вопрос «Что такое летопись?» со слайда. - Итак, что такое летопись? - Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Самые первые летописи, известные ученые относят к IX веку, сохранились новгородские летописи XII – XIII веков. - Летописи часто называли рукописями. Почему? - Верно, потому что писались вручную, от этого они имели большую ценность. - А вы знаете названия каких-нибудь летописей? - «Повесть временных лет» является главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства. О чем только не говорит Нестор в этом труде! О походах и свадьбах, победах и поражениях, о деловых договорах Руси и Константинополя. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории. | Слушают учителя. Ответы детей. Книгу. Рассказывают, что видят. Предлагают свои варианты ответов. Работа с учебником. Летописец. Лето, пиши. Год. Записывали происходившие события по годам. Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа. Писались от руки. Ответы детей. | Познавательные: - формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки; - формировать стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах; - проводить работу с понятиями «летопись, кириллица, пиктограмма и так далее»; Личностные: - проявлять познавательную активность |
Проверка знаний учащихся. Взаимопроверка. | - А сейчас мы ответим на вопросы мини-теста. Ответы будете записывать пиктограммами. Затем проверим. 1.Как назывались рисунки, изобретенные первобытным человеком? (пиктограмма, иероглиф, цифра) 2.Сколько букв было в славянской азбуке? (25, 33, 43) 3.Как называли славянскую азбуку? (алфавит, буквицца, кириллица) 4.Чем работали переписчики древних книг? (ручкой, заостренной палочкой, гусиным пером) 5.Как называлась запись о важнейших событиях по годам? (рукопись, летопись, календарь). Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками и приготовьтесь к проверке. Посмотрите на слайд, вот как у вас должно было получится. Встаньте, у кого нет ошибок. 1-2 ошибки 3 ошибки более 3 ошибок | Отвечают на вопросы, проверяют. | Личностные: - проявлять познавательную активность в оказании помощи своим одноклассникам; - понимать причину успеха в учебной деятельности; - формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим; |