СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе на тему: "Возникновение письменности на Руси".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Возникновение письменности на Руси».

Цель урока:

формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе на тему: "Возникновение письменности на Руси".»

План – конспект урока по окружающему миру, 4 «Б» класс.

Учитель: Тараканова Елена Александровна.

Методист: Парфёнова Елена Владимировна.


Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: «Возникновение письменности на Руси».

Цель урока: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

Задачи урока:

- образовательные: обеспечить повторение учащимися основных понятий пиктограмма, пиктография, кириллица, летопись; учить детей самостоятельно добывать знания путем сознательного чтения текста учебника; учить работать самостоятельно и в коллективе.

- воспитательные: воспитывать у учащихся чувства бережного отношения к культуре человечества.

- развивающие: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; развивать умения делать выводы; развивать эмоции учащихся; развивать познавательный интерес; развивать у учащихся умение сравнивать, выделяя общее и различное.


УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- проявлять познавательную активность в оказании помощи своим одноклассникам;

- понимать причину успеха в учебной деятельности;

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;

- знать основные моральные нормы поведения;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- развивать умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

Познавательные:

- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки;

- формировать стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;

- проводить работу с понятиями «летопись, кириллица, пиктограмма и так далее»;

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке;

- осуществлять самооценку на уроке;


Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация.

Литература: УМК «Начальная школа 21 века»; «Рассказы по родной истории», Н.И. Ворожейкина; «Наша родина в прошлом», 3 класс, Н.И. Ворожейкина.
























Ход урока:


Этапы урока, цель этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Ксения Игоревна. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успешной работы.

Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в давние-давние времена и узнаем о возникновении письменности на Руси.

Обучающие встают у парт, приветствуют учителя, садятся.

Личностные:

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;

- знать основные моральные нормы поведения;

- соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;

- мотивация учебной деятельности;

  1. Сообщение темы урока.

Цель: создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности.

Тема урока: «Возникновение письменности на Руси».


- А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?


- Какова же цель нашего урока?


Сегодня мы с вами узнаем:

1) как писали люди друг другу еще задолго до изобретения алфавита.

2) как возникла письменность на Руси.

3) из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые происходили в истории Руси очень давно.




Узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги.


Побольше узнать о возникновении письменности на Руси.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке;


  1. Актуализация знаний.

- Знаете ли вы, что такое сокровище? (Сокровище – драгоценная, дорогая вещь).

- А что является сокровищем для вас?

- А как вы думаете, что такое сокровищница? (Сокровищница – хранение чего-нибудь очень ценного).


- Посмотрите на слайд, как вы думаете, это будет являться сокровищем?

- Конечно, это будет являться сокровищем всей страны, по-другому это называют культурой.

- А что вы можете еще отнести к культуре?

Дети отвечают на поставленные вопросы учителем.








Да.






Дети предлагают свои варианты ответов.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- развивать умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;


  1. Открытие новых знаний.

Знакомство с пиктограммами.

Цель: формировать представление о появлении письменности, проводить работу над лексическим значением слов.















Расшифровка пиктографического письма.

Цель: Развитие умения применять новые знания.


«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно.»

Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма – «рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить.


- Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать?


- А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал?


- Вот такое пиктографическое письмо составлено для вас. (Слайд).

Я попрошу расшифровать данную пиктограмму в парах самостоятельно. Затем проверим. (Слайд)


- Сейчас мы послушаем сказку, в которой рассказывается история про девочку, которая не умела писать. А что именно с ней произошло и по каким причинам, вы узнаете, прослушав сказку, написанную Редьярдом Киплингом под названием «Как было написано первое письмо». Слушаем внимательно, затем я задам вопросы.


- Почему девочка попала в такую историю?

- Скажите мне, пожалуйста, как называются эти знаки?

- А как вы думаете, как называется само письмо символами? (Пиктография).


- Еще одним видом такой передачи информации считалось «узелковое письмо». Определенное количество узелков, завязанное на веревке, несло то или иное сообщение. Значение имело не только количество узелков, но и цвет нитей. Например, какую информацию нес белый цвет? Черный? Желтый?

- Подумайте и скажите, осталось ли в современном мире что-то от этого письма?

Черный цвет – траур, белый – флаг перемирия и так далее.

Внимательно слушают учителя.
















Охотился на быков и отдыхал.



Рисовал несколько рисунков и распределял их в определенном порядке.



Работают самостоятельно.




Слушают и запоминают.










Потому что не умела писать.

Пиктограммы.


Варианты детей.











Мир, смерть, золото.


Варианты детей.





Познавательные:

- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки;

- формировать стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;

- проводить работу с понятиями «летопись, кириллица, пиктограмма и так далее»;



Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- развивать умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;


  1. Возникновение славянской письменности.





Как зарождалась письменность.















































Знакомство с летописями.














































- Вы сами понимаете, что ни «узелковое», ни «рисуночное» письмо не были удобными для общения, для передачи информации. Это понимали и в то время.


- По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации. «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

- Что вы знаете о братьях Кирилле и Мефодии?

- Они внесли в историю письменности очень большой вклад. Являются создателями славянской азбуки. Кирилл преподавал в высшей школе Константинополя, и за это его прозвали философом. Братья много путешествовали, знакомились с разными людьми, набирались опыту, узнавали новые языки. С созданием славянской азбуки на Руси появилось больше грамотных людей, появилась славянская литература.

- Посмотрите, пожалуйста, на икону, изображающую двух братьев, что они держат в руках?

- Что вы еще видите на картине?

- Как вы думаете, какую информацию несет эта икона?


Книга, изображенная на иконе, уже написана славянскими буквами, которая называется кириллицей. Она состояла из 43 букв.

- Изменилась ли она сейчас?

Ответ найдите в учебнике на стр. 74.


- Вклад братьев Кирилла и Мифодия был огромен.


Оглянитесь вокруг, мы находимся в тихой маленькой комнате при монастыре келье».

- Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней?

– писали их люди, которых называли летописцами. Они писали летописи.

- От каких слов образовалось слово летопись?

- Что обозначает слово «лето»?

- Что записывали в летописях?


Давайте проверим себя, прочитайте ответ на вопрос «Что такое летопись?» со слайда.

- Итак, что такое летопись?

- Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Самые первые летописи, известные ученые относят к IX веку, сохранились новгородские летописи XII – XIII веков.

- Летописи часто называли рукописями. Почему?

- Верно, потому что писались вручную, от этого они имели большую ценность.


- А вы знаете названия каких-нибудь летописей?

- «Повесть временных лет» является главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства. О чем только не говорит Нестор в этом труде! О походах и свадьбах, победах и поражениях, о деловых договорах Руси и Константинополя. Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории.

Слушают учителя.





















Ответы детей.















Книгу.



Рассказывают, что видят.

Предлагают свои варианты ответов.






Работа с учебником.









Летописец.





Лето, пиши.


Год.

Записывали происходившие события по годам.



Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа.


Писались от руки.






Ответы детей.
















Познавательные:


- формировать представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки;


- формировать стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;


- проводить работу с понятиями «летопись, кириллица, пиктограмма и так далее»;



Личностные:

- проявлять познавательную активность

  1. Проверка знаний учащихся. Взаимопроверка.

- А сейчас мы ответим на вопросы мини-теста. Ответы будете записывать пиктограммами. Затем проверим.

1.Как назывались рисунки, изобретенные первобытным человеком? (пиктограмма, иероглиф, цифра)

2.Сколько букв было в славянской азбуке? (25, 33, 43)

3.Как называли славянскую азбуку? (алфавит, буквицца, кириллица)

4.Чем работали переписчики древних книг? (ручкой, заостренной палочкой, гусиным пером)

5.Как называлась запись о важнейших событиях по годам? (рукопись, летопись, календарь).


Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочками и приготовьтесь к проверке. Посмотрите на слайд, вот как у вас должно было получится.


Встаньте, у кого нет ошибок.

1-2 ошибки

3 ошибки

более 3 ошибок

Отвечают на вопросы, проверяют.



























Личностные:

- проявлять познавательную активность в оказании помощи своим одноклассникам;

- понимать причину успеха в учебной деятельности;

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, задайте каждый себе вопрос: что нового я открыл для себя на уроке?

- Можете ли вы представить современную жизнь без образования, воспитания, культурных ценностей. Почему?

- Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слог – слова, из слов – предложения. И теперь мы пишем книги, читаем их и узнаем из них много интересного.

Ответы детей.

Личностные:

- проявлять познавательную активность;

  1. Рефлексия.

Цель: учить самостоятельно оценивать успех в учебной деятельности.

Возьмите кружочки. Оцените свою работу на уроке.

Ж – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями. З – Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам.

К – Мне ещё трудно.

Спасибо за урок.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные:

- осуществлять самооценку на уроке;



Подпись учителя:


Подпись методиста:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!