СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе «Звери - млекопитающие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 3 классе «Звери - млекопитающие»

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе «Звери - млекопитающие»»

Урок окружающего мира в 3 классе «Звери - млекопитающие»

УМК «Начальная школа XXI века»

учитель Белова Наталья Владимировна


Тема урока

Звери - млекопитающие

Место урока в серии других уроков

Урок раздела «Позвоночные животные»

Тип урока

Открытие новых знаний

Опорное понятие

Животные

Новое понятие

Млекопитающие.

Цель

Познакомить с многообразием млекопитающих

Задачи

- Сформировать представление о зверях млекопитающих, учить выявлять признаки данного вида животных, классифицировать животных по месту обитания и способу питания

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету

-развивать навыки образного и логического мышления, речи, умения сравнивать, делать выводы, наблюдать, работать с дополнительными источниками информации

-развивать творческое воображение

- воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе

- воспитывать любовь к родной природе.







Планируемый результат





Предметные умения

Универсальные учебные действия




Сформировать представление о зверях млекопитающих, учить выявлять признаки данного вида животных, классифицировать животных по месту обитания и способу питания


Познавательные:

Регулятивные: анализ своего отношения к природе; составление кластера по теме, выделение главных мыслей.

Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности.

Личностные: Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Формы работы

фронтальная, самостоятельная , групповая, работа в парах

Оборудование урока

«Окружающий мир. 3 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных школ. 1часть. Н.Ф.Виноградовой. интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация по данной теме, индивидуальные карточки для учащихся,картинки с животными, игрушка «обезьянка»



Ход урока.

  1. Организационный момент слайд

- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Владимировна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

II.Мотивация к учебной деятельности

Вот и солнце появилось,

На урок к нам снарядилось,
Чтобы мы учились дружно
И узнали всё, что нужно.

– Солнышко дарит вам частичку своего тепла и хорошего настроения.

-Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много новых открытий и интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

III. Актуализация опорных знаний

Звучит музыка «В мире животных»

Догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Сегодня к нам в гости пришла любопытная Обезьяна и задала вопрос. Друзей у неё много, но среди них она захотела найти своих родственников. Давайте поможем ей разобраться.

- На какие две большие группы, по взаимоотношению с человеком, могут быть поделены все животные?

(СЛАЙД 2)

- Сейчас проверим, как вы знаете диких и домашних животных

(СЛАЙД 3)

-  Чем домашние животные отличаются от диких? (Домашние животные - о которых заботится человек и получает от них пользу. Дикие животные независимы от человека)

Мы убедились что обезьяна…

(Обезьяна это - дикое животное)

- Для родства этого совсем мало.



IV. Постановка проблемы урока.

2. Составление кластера. Работа в паре.

- У вас на партах лежат картинки животных (медведь, бабочка, синица, щука, пчела, карась, белка, дятел).



- Разделите их на группы по внешним признакам.

Работу выполняем в паре.

- Проверим, что у вас получилось? (СЛАЙД 4)





Животные







Рыбы Насекомые Птицы Звери______ щука бабочка синица медведь

карась пчела дятел белка

обезьяна

- А обезьяна это рыба? Какие отличительные признаки рыб?

( Вывод: рыбы живут в воде, вместо ног у них плавники, а кожа покрыта чешуёй. Тело птиц покрыто перьями, у них одна пара ног, есть клюв и крылья. У насекомых шесть ног, некоторые из них высоко прыгают, некоторые летают.

Только у зверей тело покрыто шерстью и у них 4 лапы, детёнышей выкармливают молоком)

- Вот с этой группой животных и будем подробней знакомиться





V. Самоопределение к деятельности

-Сформулируйте тему нашего урока: «Звери – млекопитающие».(СЛАЙД 5)

- Какие задачи поставим перед собой?( на доску вывешивается листок с началом предложений) (СЛАЙД 6)



Познакомиться …(с многообразием млекопитающих)

Уметь… (уметь отличать от других групп животных)

Узнать…(о месте обитания )

Выяснить…(способы питания)

Все эти вопросы попробуем раскрыть на этом уроке.

VI. Формирование новых знаний и умений.

  1. Формирование понятия о млекопитающих.

- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

- Я буду называть животного, а вы его детёныша

У медведя - медвежонок

у лисы-лисёнок

у волка – волчонок

у лошади -жеребёнок

у тигра - тигрёнок

у ёжа - ежонок

у кошки – котёнок

у белки - бельчонок

у собаки - щенок

у коровы – телёнок

у льва – львёнок

у обезьяны… (малыша обезьяны называют детёныш, и поэтому говорят у обезьяны – детёныш обезьянки)

- Как вы считаете, что общего у зверей с появлением детёнышей? ( все звери кормят своих детёнышей молоком)

- Посмотрите на ребус и догадайтесь, почему у зверей есть ещё и другое название? (СЛАЙД 7)

МОЛОКО+ПИТАНИЕ+ЮЩИЕ

-Какие есть предположения?

-А вы знаете, что раньше молоко звучало как млеко.

- Как ещё называют зверей?

- Назовите главную особенность млекопитающих ( Все млекопитающие вскармливают своих детёнышей молоком)

- Соглашусь, вы верно выделили самое главное.

- Убедились Обезьяна относится к группе животных…( млекопитающие)



  1. Знакомство с обитанием зверей-млекопитающих



- А что можно сказать о её шерсти? ( шерсть покрывает всё тело, короткая, разделённая на волоски.)

- А вот у медведя, например шерсть густая, ее много, а у слона мало.

-Как вы думаете, почему?

- Какой сделали вывод?

(Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет.)

Просмотр фрагмента (видео)



- А как выдумаете, где живут эти млекопитающие?( СЛАЙД 8)

- Откройте учебники на стр.134-135, посмотрите, как выглядят млекопитающие


- Почему у них нет шерсти?



Дельфины и киты проводят всю жизнь в воде у них нет шерсти, а вместо ног плавники. У моржей, тюленей, морских котиков

конечности видоизменены в ласты – их относят к отряду ластоногие. Самые крупные млекопитающие на Земле это синие киты. А самые разумные Дельфины, легко поддаются дрессировке.

-Отгадайте загадки и догадайтесь, где обитают следующие млекопитающие:

1.

Светки на ветку 
Быстрый как мяч 
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал
Прыгнул на ствол и в дупло убежал
.( Белка)

- А вы знаете, что есть белки которые не только прыгают по деревьям, но и умеют летать, их называют Белки летяги.

2. А какое животное спит вниз головой?

У неё порядок свой

Днём поспать вниз головой

Ну а ночью же, резвиться

Хоть летает, но не птица

(Летучая мышь)

- Что общего между летучей мышью и белкой – летягой? - Летают и их можно назвать воздушными ( СЛАЙД 9)

-Рукокрылые млекопитающие способны к активному полёту благодаря наличию кожных складок, образующих крылья Летучие мыши охотятся только ночью, днем они спят. Но как же они находят свою добычу в полной темноте, как не сталкиваются с ветками и прочими преградами? Летучие мыши используют орган слуха чтобы узнать о добыче и препятствиях.

VII. Физкультминутка



Индивидуальная работа детей.

А сейчас послушаем сообщение ещё про одно необычное животное, которое нам подготовил…


Кроты удивительно приспособились к подземной жизни. Тело крота как будто предназначено для жизни под землей, широкие передние лапы как лопаты помогают ему передвигаться там с большой скоростью. Известно, что крот за час может прокопать туннель длиной 14 метров (!!).

Тело кротов покрыто мягким, толстым, серебристо-черным мехом, который скрывает маленькие глаза. Кроты не имеют внешних ушей, у них очень плохое зрение, однако вместо этого они обладают высоко развитым чутьем.


- Где живут кроты ? (под землёй) ( СЛАЙД 10)

- Значит они какие? (подземные)

- Почему ему удобно жить под землёй? (широкие передние лапы как лопаты )

Слепыш роет землю крупными, выдающимися вперёд резцами.

- Какое чувство у них высоко развито? ( чутьё)

В связи со слабым зрением важную роль в жизни подземных млекопитающих играет осязание. У кротов осязательную функцию выполняет сильно вытянутое рыло — хоботок, у звездоноса на конце носа располагаются звездообразно расположенные осязательные придатки.

- Видеофрагмент (животные леса)

- Значит этих животных мы можем назвать как ? (они наземные)

- Их среда обитания.(Земля) ( СЛАЙД 11)

- Часть зверей обитает на суше, часть - на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу.

- По какому принципу мы разбили на группы млекопитающих? ( по среде обитания)

-Как вы думаете что помогает млекопитающим успешно осваивать любую среду обитания. (Развитый мозг и органы чувств дают возможность млекопитающим успешно осваивать любую среду обитания.)



Самостоятельная работа

А сейчас каждый самостоятельно выполнит задания. На партах у вас лежат листочк, на которых записаны животные. В каждой строчке есть лишнее животное. Найдите его и объясните, как вы рассуждали.

( 1. Дельфин, морж, карась, кит, тюлень, морской котик.)

(2. Крот, слепыш, хомяк, звездонос.)

( 3. Медведь, лиса, лось, слон, крот.)



-Проверим, что у вас получилось? ( СЛАЙД 12, 13, 14, 15,)



Сделаем вывод, так, где живут млекопитающие?

Да, действительно, млекопитающие живут везде: и в воздухе, и в воде, и над землей, под землей и в теплых и холодных странах



VII. Физкультминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг, объведу я ими круг -

Глазкам видеть всё дано, где окно, а где кино.

Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.



  1. Знакомство со способами питания зверей-млекопитающих

Работа в группах

По описанию животного определите способ его питания.

Все киты - питаются живыми существами – планктоном, рыбой и головоногими моллюсками, и даже другими морскими млекопитающими.

Лоси — кушают в основном кустарники, листья и кору деревьев. Когда дозревают плоды растений, поедают и их. Зимой лоси едят хвою, ветки ивы, обгрызают кору.



У грызунов зубы приспособлены для перетирания грубой растительной пищи, они постоянно стачиваются и постоянно растут.



В начале лета медведи питаются кореньями, молодыми побегами и луковицами растений.Крупные особи охотятся на небольших молодых животных.


В большинстве случаев основным меню волка являются животные.



Лев , представитель кошачьих – царь зверей. Этим животным свойственны большие, сильные клыки, для того, что бы раздирать свою пищу, защищаться и нападать. У них мощные когти. В основном питаются животными.


Питание ежа составляют жуки, пауки, гусеницы, дождевые черви. Также ежи любят кушать жаб,  яйца птиц, ракообразных и беспозвоночных животных.

Растительная пища лесного ежа – это грибы, мох, желуди, злаковые семена и любые сладкие ягоды.


Муравьеды — это животные, питающиеся белыми муравьями, которых обычно называют термитами.

Крот живёт в земле и пищу добывает себе там же. Кроты роют подземные ходы. В эти своеобразные "тоннели" попадают случайным образом дождевые черви, личинки бабочек, пауки и другие насекомые, жуки. Это и есть основная еда крота.


Жираф — самое высокое животное на планете Земля.Питается он листьями деревьев. Основным лакомством и любимой едой для жирафов являются листья акации.


Меню кабана зависит от времени года. Растительная пища такие, как корневища, клубни и луковицы, орехи, ягоды, семена.Животные корма: дождевые черви, насекомые, их личинки, рыба, птицы, лягушки, грызуны и тд.


Обезьяны питаются насекомыми (личинки, черви), питаются мелкими млекопитающими (мышами, грызунами), яйцами птиц. Для многих обезьян, основным рационом является фрукты и листва.

Рацион питания лисицы включает в себя мелких грызунов, зайцев и детёнышей косули, а также птицы и их птенцы.





- На какие группы вы разбили? – Растительноядные, хищные, насекомоядные, всеядные. ( СЛАЙД 16)

- Почему?

- 1-я группа, что вы хотели сказать, что вы узнали, какой сделали вывод?

-2-я группа, давайте обсудим, что у вас получилось.



Млекопитающие - самые совершенные животные, поэтому они - одна из самых многочисленных групп. Сейчас на земле обитает, примерно 3500 видов млекопитающих, но из-за вкусного мяса, красивой шерсти многих уничтожает человек. Поэтому такие животные как

Бобр - зубр, красный волк, занесены в Красную книгу, т.е. взяты под охрану.

Но с каждым годом их становится всё меньше. Послушайте стихотворение о чём оно?

Если из гнезда упала птица – мне не спится.



Если где-то умер зверь в берлоге – я в тревоге.



Если раздавлю зерно невольно – мне больно.



Если ствол рвануло бесшабашно – мне страшно.



Им бы жить да жить на белом свете – я в ответе.

-За кого мы должны быть в ответе? (за каждого животного)

-Почему?(они беззащитны)

-Многие животные уничтожены или исчезают и поэтому занесены в Красную книгу.

VIII. Итог урока. ( СЛАЙД 17)

Составление синквейна

Подведём итог нашего урока.

-О каких животных говорили на уроке?

- Как различают млекопитающих по способу питания ?

-Назовите 3 глагола. Какие основные признаки млекопитающих выделили

-Фраза, подчёркивающая индивидуальность

- Как ещё называют млекопитающих?





IX. Домашнее задание

У вас на партах лежат конверты разно уровневые д /з. Выберете любое задание.

  1. Презентация о животном занесённом в Красную книгу.

  2. Представители фауны (сообщение)

  3. Кроссворд Млекопитающие

1. Кто осенью спать ложиться, а весной встаёт?

2. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет.

3. Маленький шарик под полом шарит.

4. Четыре ноги, пятая грива, шестой хвост, погоняй, небойсь.

5. Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней, пышный хвост - её краса. Этот зверь лесной

6. Страшен в гневе этот зверь! И ему не крикнешь: "Брысь!" потому что это ...

7. Не дерево, а суковато.

8. Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык!

9. Через море-океан плывёт чудо-великан, а ус во рту прячет.

10. Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт.

11. Мохнатенькая, усатенькая, сядет - песенки поёт.

12. Не прядёт, не шьёт, а людей одевает.

13. Лежит под плетнём и крутит хвостом. Ничего не болит, а всё стонет.



X. Рефлексия

- Оцените свою работу. На столах у вас лежат карточки.

Кому на уроке было всё понятно, доступно, интересно?

Кому урок понравился, но испытывал затруднения?

Кому было очень трудно и нужна наша помощь?



Я рада, что вы показали себя смышлёными, грамотными, настойчивыми.



Мы сегодня хорошо поработали и помогли Обезьянке разобраться кто её родственники.







































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!