СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Звери- млекопитающие" УМК "Школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира для 1 класса на тему "Звери- млекопитающие" проводится во втором полугодии, когда дети уже имеют некоторые представления об основных признаках млекопитающих. Расширяет их кругозор об этой группе животных и , главное объясняет их главное название - "млекопитающие" К конспекту прилагаются карточки для парной работы на уроке, дополнительный матери ал для подготовки сообщений детей о том, как зимуют некоторые млекопитающие(дети могут самостоятельно найти дополнительный материал, это зависит от уровня подготовки класса).

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Звери- млекопитающие" УМК "Школа 21 века"»

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Проведён учителем I категории Галдеевой В.М. 02.03.2018г. в 1 "В" классе СШ 88 г.Ярославля.

Тема: «Звери - млекопитающие»

Цель: ознакомление обучающихся с многообразием млекопитающих (зверей).

Задачи:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия «животные», «звери» и «млекопитающие».

Метапредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников; активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, карточки, тесты, листы самооценки, стикеры.


Методы обучения: продуктивный, словесный, наглядный, рефлексивный

Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, самооценка, составление кластера

Технологии: личностно-ориентированные, игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология сотрудничества.


План урока

  • Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

- Тихо сели.

- Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

- Правильно, ваши знания, старание и прилежание, умение работать в группах и парах.



  • Актуализация знаний.



- Сначала мы с вами восстановим в памяти знания, которые вам понадобятся сегодня на уроке и помогут сформулировать тему.

2. Составление кластера. Работа в группах.

- Сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете животных. Вы поработаете в группах. У вас на партах лежат картинки животных (медведь, бабочка, синица, щука, пчела, карась, белка, дятел). Вы должны разделить их на группы по внешним признакам.



Животные







Рыбы Насекомые Птицы ?______ щука бабочка синица медведь

карась пчела дятел белка



- Итак, разделите животных на 4 группы и назовите ещё по одному представителю каждой группы.

(ответы групп)


Правильно, рыбы живут в воде, вместо ног у них плавники, а кожа покрыта чешуёй. Тело птиц покрыто перьями, у них одна пара ног, есть клюв и крылья. У насекомых шесть ног, некоторые из них высоко прыгают, некоторые летают. Многие из них питаются растениями, но есть и хищники.


- А как можно назвать последнюю группу животных одним словом? (Звери.)



  • Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.



- Чем покрыто туловище зверей? (волосяным покровом – шерстью)

- Сделайте вывод: «Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью».



 - Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? (Звери.)

-Правильно, тема нашего урока: «Звери – млекопитающие».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием млекопитающих, узнаем, почему зверей называют млекопитающими.

  • Открытие новых знаний.

  • Формирование понятия о млекопитающих. Игра «Назови детёныша»

-Вы уже знаете, что одним из признаков живого организма является произведение на свет потомства. Как появляется на свет потомство у насекомых и птиц? (Они откладывают яйца, из которых вылупляются детёныши или промежуточная стадия- личинки)

- Как появляется потомство у рыб?( Они откладывают в воду икринки, из которых появляется потомство)

-А как появляется на свет потомство у зверей?(Оно рождается.)

Вывод: второй признак зверей-рождение живых детёнышей.

- А теперь поиграем в игру «Назови детёнышей».

- Посмотрите на картинки, назовите зверей и их детёнышей.

Медведь - медвежонок

лиса-лисёнок

волк – волчонок

лошадь-жеребёнок

тигр - тигрёнок

ёж - ежонок

кошка – котёнок

белка - бельчонок

собака - щенок

корова – телёнок

свинья - поросёнок

- Правильно. Обычно, весной у этих зверей появляются детёныши.

- А кто знает, чем они кормят своих только что родившихся детёнышей? (молоком)

- Правильно. Если эти животные выкармливают своих детёнышей молоком, то давайте разгадаем ребус.

МОЛОКО+ПИТАТЬ+ЮЩИЕ

- Но раньше молоко называлось млеко.

- Так как вы думаете, почему у этой группы животных – зверей есть ещё другое название – млекопитающие?

Вывод: Звери кормят своих детенышей молоком.

  • Знакомство с местом обитания зверей-млекопитающих

-Как вы думаете, зачем нужна шерсть зверям?

Количество шерсти у них может быть разной. У медведя, например, ее много, у слона мало.

-Как вы думаете, почему?

- Откройте учебник на с. 32. Посмотрите на представителей млекопитающих, попробуйте сделать вывод , зачем нужен млекопитающим волосяной покров, и от чего может зависеть его густота?

Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет.


- А как выдумаете, где живут млекопитающие?( Ответы детей)

Но среди них есть и такие животные, которые живут в воде, а вот какие попробуйте отгадать





Как по морю-океану,

Рыба-рыбища плывёт,

И к огромному фонтану

Подплывать нам не даёт!

От него волна бежит,

Ну конечно, это -… (кит)

Безобидны, словно дети.

Мы за них, друзья в ответе.

Вглубь ныряют, вверх влезают…

Добрым нравом обладают.

Тело гладкое имеют,

Щёлкать и свистеть умеют.

Их язык понять стремимся.

Дружбой с ними мы гордимся.

Подставляют в море спины

Людям тонущим… ( дельфины)





У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что в воде густая шерсть не спасёт от холода, а вот быстрому передвижению в воде будет только мешать, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Они тоже кормят детенышей – молоком.

- Так где же могут обитать млекопитающие?

Вывод: Млекопитающие – это животные, которые могут жить на суше, в земле, в воде.



  • Физминутка

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем

Хлоп-хлоп-хлоп,

Мы ногами топаем

Топ-топ-топ,

Крутим мы хвостами,

Киваем головами,

Уши разведём и побежим кругом!

А потом помашем

Друг другу языком!



  • Закрепление пройденного.



  • Работа по учебнику

А)Место зимовки млекопитающих нашего края.

- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете животных нашего края.

- Откройте печатную тетрадь на с. 58. Найдите задание из рубрики «Соображалки». Рассмотрите животных на рисунке вверху. Какие из них являются млекопитающими?( Ответы детей)

-Почему их можно так назвать? (Ответы детей)

-Кто из них обитают в наших краях? (заяц, мышь, ёж, волк, лиса).

- Вы уже знаете, как зимуют медведь и ёж?

- А теперь послушайте ребят, которые расскажут о том, как переживают зиму заяц и волк.



(выступление 2 обучающихся)



- Ребята, откуда была взята эта информация? (Ответы детей)

Б)Тип питания млекопитающих.

Откройте учебник на с.34-35

- Назовите млекопитающих первой группы, чем они питаются? (ЁЖ, крот, муравьед питаются насекомыми)

-Эту группу животных можно назвать насекомоядными.

-Назовите млекопитающих второй группы и что они употребляют в пищу) (Белка, суслик, лошадь питаются растениями или их семенами)

- Их называют растительноядными.

-Назовите зверей третьей группы и их тип питания( лиса, выдра, тигр- хищники)

- Представители четвёртой группы и как можно назвать их тип питания? (медведь- всеядный)

Вывод: среди млекопитающих по типу питания можно выделить растительноядных, насекомоядных, хищников и всеядных животных.

(См. уч. На с. 35)

  • Работа в рабочей тетради. Работа в парах.



- Откройте рабочую тетрадь на странице 58. Сейчас мы проверим, как вы поняли и запомнили животных по типу их питания. Вы поработаете парами. Вам нужно найти среди зверей хищников и растительноядных.

Сначала вы должны распределить между собой роли, кто из вас будет контролёром, а кто – исполнителем. Помните, что вы можете меняться ролями и соблюдайте правила работы в парах:

  • Не спорить, внимательно слушать ответ товарища;

  • Если не согласен с ответом товарища, обоснуй ему правильность своего выбора, докажи, что прав именно ты;

  • Относись к однокласснику так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

- Прежде, чем вы приступите к выполнению задания, спрогнозируйте результат парной работы.

Поставьте на полях: «+» -

«-» -

«?» -

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

- Поднимите руки те ребята, которые не допустили ошибок при выполнении этого задания. А теперь поднимите руки, у кого были незначительные ошибки. Поднимите руки, кто не смог справиться с этим заданием.

- Посмотрите на свои прогнозы, обведите их в овал, если они оправдались после выполнения задания. Поднимите у кого из вас совпали прогнозы?. Кто из вас недооценил свои силы?



- Молодцы, что вы все справились с этим заданием.



  • Игра «Соображалки» (если хватит времени)



- А теперь проведём игру «Соображалки». Подумайте, про каких зверей так говорят?



Косолапый, неуклюжий…(медведь)

Хитрая, ловкая … (лиса)

Хитёр и осторожен серый … (волк)

Колючий шарик … (ёжик)

Длинноухий, трусливый ….(заяц)



-Вспомните русские народные сказки, в которых встречаются звери. Назовите их.

- Молодцы, вы не только хорошо знаете зверей, но и знакомы с русскими народными сказками.

4. Игра «Найди лишнее животное». Работа в парах.


- Посмотрите на следующее задание. На партах у вас лежат листочки, на которых записаны животные. В каждой строчке есть лишнее животное. Найдите его и объясните, как вы рассуждали.


Лиса, волк, змея, медведь.

Кит, курица, корова, собака.

Слон, голубь, кенгуру, лошадь.

- Правильно, в первой строчке лишняя змея, потому что она не является млекопитающим. Во второй строчке лишняя курица, она - птица. В третьей строчке лишний голубь, потому что это птица.


5. Тест

- Сейчас мы посмотрим, как вы усвоили изученный материал. Я вам буду задавать вопрос и предлагать три варианта ответа, вы должны будете выбрать правильный и записать на листочке.



1.Животные – это часть какой природы?

А) мёртвой

Б) живой

В) неживой

2.Млекопитающими называют:

А) птиц

Б) зверей

В) насекомых

3.Кого из этих животных можно назвать «домашними животными»?

А) муха Б) мышь В) корова

4.Чем звери отличаются от других животных?

А) они большие Б) их тело покрыто шерстью В) они умеют хорошо бегать

- Давайте проверим. Поднимите руки, кто всё выполнил правильно. А теперь поднимите руки, кто допустил 1 ошибку. А теперь поднимите руки, кто с заданием не справился.

VII. Итог урока. Рефлексия

- Давайте подведем итог нашего урока. Закончите предложения:

-Сегодня я узнал (а)…

- Дома родителям расскажу о...

- На уроке мне понравилось и запомнилось …

- На уроке вы сегодня познакомились с млекопитающими. Млекопитающие – самые совершенные животные. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих. Многие из них находятся под угрозой исчезновения, поэтому мы должны бережно относиться к животным, не обижать и не дразнить их.



- Оцените свою работу на уроке по уровневой шкале: ВУ, БУ, НУ. Прикрепите стикеры на соответствующей линии.

- Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.
















ПРИЛОЖЕНИЯ



ЖИВОТНЫЕ





РЫБЫ НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ __?_







Карточки для работы в паре.




Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» животное.

Лиса, волк, гадюка, медведь

Кит, курица, корова, собака

Слон, лягушка, кенгуру, лошадь.



Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» животное.

Лиса, волк, гадюка, медведь

Кит, курица, корова, собака

Слон, лягушка, кенгуру, лошадь.



Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» животное.

Лиса, волк, гадюка, медведь

Кит, курица, корова, собака

Слон, лягушка, кенгуру, лошадь.



Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» животное.

Лиса, волк, гадюка, медведь

Кит, курица, корова, собака

Слон, лягушка, кенгуру, лошадь.



Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» животное.

Лиса, волк, гадюка, медведь

Кит, курица, корова, собака

Слон, лягушка, кенгуру, лошадь





В помощь детям.

КАК ЗИМУЮТ ЗАЙЦЫ: ЕСТЬ ЛИ «ЛЫЖИ» У ЗАЙЦЕВ?

Заяц не строит убежищ, гнёзд, заранее не организует лежанок. Не делает он и запасов корма на зиму. У зайца нет необходимости заниматься этим предварительно, так как все нужное для себя он найдет в месте своего обитания в любое время года и при любых погодных

Зимой у зайца много врагов – лисы, волки, хищные птицы. Но у него есть  и «волшебные помощники», которые помогают ему быстро убегать от врагов. Что это за помощники? 

Зимой подошвы лапок  зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу.  А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи»  есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!



Как зимует волк.

В зимнюю пору волки сбиваются в стаю. Вожак стаи – самый сильный и опытный волк. Именно он выводит «своих» на охоту. Под покровом ночи, неслышно подкрадываются волки к деревне. Если набредут на стадо овец – загрызут всех. В лесном массиве добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени. Могут всех смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо. Считается, что в лесу хитрый и умный зверь – лисица, а волк – так себе. Но, на самом деле, волк тоже достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!