Учитель | Головченко Ирина Владимировна |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 "Д" класс |
Автор УМК | Плешаков А.А. |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний. |
Основная технология | Технология развития критического мышления. Здоровье-сберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности. |
Тема урока | Экономика и экология |
Цель и задачи урока | Обучающие: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии; дать учащимся представление о второй стороне экономики; показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найти причины и пути решения данной проблемы. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать способности к поиску, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; Воспитательные: формировать научное мировоззрение; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать потребности в высказывании своих суждений, в уважительном, доброжелательном отношении к товарищам, в адекватности оценок и самооценки учащихся. Деятельностные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе; развитие готовности мышления к условию новых способов деятельности, развитие мыслительных операций учащихся, развитие навыков самоконтроля, схематического мышления, развитие навыков адекватной самооценки. |
Планируемые результаты: | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Личностные УУД: Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками, совместно с учителем, о правилах поведения и общения и следовать им. |
Методы обучения | Наглядный, словесный, практический. |
Оборудование | Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Имя прилагательное». Индивидуальный рабочий лист. Звёзды. Кластер. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Этап мотивации к деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области. |
Один мудрец искал способного и талантливого ученика, чтобы передать ему свои знания. Когда собралось множество учеников, Мудрец сказал им: — У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи? Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие немного подумали и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошёл к двери и тщательно её исследовал. Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью открылась. Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова: — Успех в жизни и в работе зависит от нескольких ключевых факторов: Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку». | | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Сегодня у нас последний урок в разделе экономика. Чтобы определить тему и цели нашего урока, я предлагаю вам посмотреть фрагмент любимого вами мультфильма "Фиксики" О чём пойдёт сегодня речь на уроке? А что такое экология? «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме. А как вы думаете, почему мы изучаем экологию в разделе экономика? Всё в мире взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. Давайте вспомним, что такое экономика и для чего она нужна? Связаны ли эти две науки между собой? Как? | Об экологии Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой хозяйственная деятельность общества для удовлетворения потребностей человека | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
III. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний). Цель этапа: |
Дети разделены на 4 группы: потребители, экономисты, экологи и эксперты: Давайте постараемся ответить на вопрос: “Хорошо или плохо рвать тюльпаны в степи?" с разных позиций. Какой вывод сделают эксперты? Итак, с одной стороны экономика удовлетворяет потребности людей. А что с другой стороны? Видим, что существует проблема: с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия. | (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно. (экономисты): Рвать цветы можно, но разумно. Это выгода, так как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь. (экологи): Природу нужно беречь, нельзя забывать о правилах поведения в природе, нужно поступать так, чтобы не нанести ей вред! Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. А экологи поступают правильно, по законам природы. Наносит вред окружающей среде. | |
III. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: умение выстраивать действия по алгоритму. |
Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути её решения. Для этого я предлагаю создать экологические группы и отправиться в экспедицию на различные объекты промышленности. Вам предстоит выяснить положительные и отрицательные стороны этих предприятий. Молодцы! Вы очень хорошо справились со своей работой и ещё раз доказали как экономика поворачивается к людям другой стороной – опасной и неприятной. Мы говорим, что экономика нужна, чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей. | | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; желание узнать больше. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Физминутка. | | Личностные – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. |
IV. Этап реализации построенного проекта. Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при реализации проекта. |
В наш беспокойный, бурный век на нашей планете, как вы заметили, не всё благополучно. Земля, наш крошечный Дом, летящий в огромном космическом пространстве, плачет… (видео "Ах. если бы земля умела говорить...") Как вы думаете, что может произойти, если ничего не предпринимать? О каких экологических катастрофах вы слышали? Одна из важнейших задач общества в 21-ом веке - сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы. Ребята, давайте обсудим в группах (экологи, экономисты, потребители, дети) что конкретно мы можем сделать, чтобы экономика стала безопасной и для людей, и для природы? ("Поляна идей" - дети пишут на ромашках) -Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают. -Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной? -Мы можем сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом. Но, а самое главное, чтобы уменьшить вред, наносимый природе экономикой, необходимо изучать, предвидеть вероятность возникновения экологической катастрофы, чаще использовать экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. | Экологическая катастрофа. | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
| | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. Предметные: понимание содержания прочитанного; Личностные: эмоциональное реагирование на события произведения при слушании; ответы на вопросы по содержанию текста. |
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
| | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; проявлять активность в деятельности. |
Домашнее задание (выбор) | | |
Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать зависит будущее вашего города, нашей страны, нашей планеты. -И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя. Желаю вам, ребята Быть честными, быть верными И каждый день следить, Чтобы своей планете Ничем не навредить! | | |