СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экология и экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение урока ребята разбираюся как спасти нашу планету от экологической катастрофы.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экология и экономика"»

Учитель

Головченко Ирина Владимировна

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 "Д" класс

Автор УМК

Плешаков А.А.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

Основная технология

Технология развития критического мышления.

Здоровье-сберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Тема урока

Экономика и экология

Цель и задачи урока

Обучающие: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии; дать учащимся представление о второй стороне экономики; показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найти причины и пути решения данной проблемы.

Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать способности к поиску, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

Воспитательные: формировать научное мировоззрение; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать потребности в высказывании своих суждений, в уважительном, доброжелательном отношении к товарищам, в адекватности оценок и самооценки учащихся.

Деятельностные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе; развитие готовности мышления к условию новых способов деятельности, развитие мыслительных операций учащихся, развитие навыков самоконтроля, схематического мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Планируемые результаты:


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Личностные УУД: Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками, совместно с учителем, о правилах поведения и общения и следовать им.

Методы обучения

Наглядный, словесный, практический.

Оборудование

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Имя прилагательное».

Индивидуальный рабочий лист. Звёзды. Кластер.










Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области.

Один мудрец искал способного и талантливого ученика, чтобы передать ему свои знания.
Когда собралось множество учеников,  Мудрец сказал им:
— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие немного подумали и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
Только один ученик подошёл к двери и тщательно её исследовал.

Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью открылась.
Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
— Успех в жизни и в работе зависит от нескольких ключевых факторов:

Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает.
Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов.
В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений.
В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию.
И, наконец, не бойтесь совершить ошибку».



Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Сегодня у нас последний урок в разделе экономика. Чтобы определить тему и цели нашего урока, я предлагаю вам посмотреть фрагмент любимого вами мультфильма "Фиксики"

О чём пойдёт сегодня речь на уроке?

А что такое экология?


«Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме.


А как вы думаете, почему мы изучаем экологию в разделе экономика?

Всё в мире взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Давайте вспомним, что такое экономика и для чего она нужна?

Связаны ли эти две науки между собой? Как?




Об экологии

Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой




хозяйственная деятельность общества


для удовлетворения потребностей человека

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

III. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа:

Дети разделены на 4 группы: потребители, экономисты, экологи и эксперты:

Давайте постараемся ответить на вопрос: “Хорошо или плохо рвать тюльпаны в степи?" с разных позиций.



















Какой вывод сделают эксперты?







Итак, с одной стороны экономика удовлетворяет потребности людей. А что с другой стороны?





Видим, что существует проблема: с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

(потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно.

(экономисты):

Рвать цветы можно, но разумно. Это выгода, так как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь.

(экологи):

Природу нужно беречь, нельзя забывать о правилах поведения в природе, нужно поступать так, чтобы не нанести ей вред!

Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. А экологи поступают правильно, по законам природы.



Наносит вред окружающей среде.


III. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: умение выстраивать действия по алгоритму.

Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути её решения. Для этого я предлагаю создать экологические группы и отправиться в экспедицию на различные объекты промышленности. Вам предстоит выяснить положительные и отрицательные стороны этих предприятий.








Молодцы! Вы очень хорошо справились со своей работой и ещё раз доказали как экономика поворачивается к людям другой стороной – опасной и неприятной. Мы говорим, что экономика нужна, чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей.






















Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; желание узнать больше.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Физминутка.


Личностные – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

IV. Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при реализации проекта.

В наш беспокойный, бурный век на нашей планете, как вы заметили, не всё благополучно. Земля, наш крошечный Дом, летящий в огромном космическом пространстве, плачет…

(видео "Ах. если бы земля умела говорить...")

Как вы думаете, что может произойти, если ничего не предпринимать?


О каких экологических катастрофах вы слышали?


Одна из важнейших задач общества в 21-ом веке - сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

Ребята, давайте обсудим в группах (экологи, экономисты, потребители, дети) что конкретно мы можем сделать, чтобы экономика стала безопасной и для людей, и для природы? ("Поляна идей" - дети пишут на ромашках)


-Обратите внимание, что ваши идеи во многом совпадают.

-Скажите, а могут ли в отдельности промышленники, экологи, население сделать экономику безопасной?

-Мы можем сделать это только вместе, сотрудничая друг с другом.

Но, а самое главное, чтобы уменьшить вред, наносимый природе экономикой, необходимо изучать, предвидеть вероятность возникновения экологической катастрофы, чаще использовать экологические прогнозы.

Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.









Экологическая катастрофа.


Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.



Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

Предметные: понимание содержания прочитанного; Личностные: эмоциональное реагирование на события произведения при слушании; ответы на вопросы по содержанию текста.


V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.



Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

проявлять активность в деятельности.

Домашнее задание (выбор)




Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать зависит будущее вашего города, нашей страны, нашей планеты.

-И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя.

Желаю вам, ребята
Быть честными, быть верными
И каждый день следить,
Чтобы своей планете
Ничем не навредить!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!