СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира на тему "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает в себя краеведческую информацию (Курская область) и предполагает высокую интерактивность

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира на тему "Полезные ископаемые"»

Урок окружающего мира

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: формировать представление у обучающихся о полезных ископаемых, их свойствах, их применении в хозяйственной деятельности людей.

Задачи урока:

Образовательные; способствовать формированию представлений о полезных ископаемых, их свойствах, применении в хозяйственной деятельности человека и бережном отношении к ним;

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности обучающихся, речи, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал; умения проводить исследование образца по заданному алгоритму;

Воспитательные: воспитывать уважение к труду геолога; гордость за свою страну и малую родину Курскую область.

Оборудование: презентация PowerPoint, образцы полезных ископаемых в контейнерах с песком, шапочки из газет, рабочие рукавицы, видео «КМА – достояние Курского края», «Автомобиль», шаблоны «гармошка», «пятигранник», рабочие листы (или тетрадь на печатной основе), карты полезных ископаемых Курской области, физическая карта России.

Перед началом занятия необходимо поставить таким образом, чтобы сформировать 4 рабочие группы.

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Создание благоприятного эмоционального настроя


Здравствуйте ребята, меня зовут Наталия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Хочу с вами вначале познакомиться, я буду читать утверждения, если это про вас громко говорите «Я»

В настроенье кто в хорошем?

Кто товарищу поможет?

Сонный кто ещё немножко?

Кто погладил дома кошку?

Кто пришёл за новым знаньем?

Справится с любым заданьем?

А теперь места займём

И урок скорей начнём.





Дети дружно отвечают «Я»











Мотивирование к учебной деятельности. Определение темы


- Здравствуй, как тебя зовут? (Лёша) А почему ты, Лёша, опоздал?





- Это очень интересный вопрос, кто знает, из чего появляется бензин?)

- А откуда берут нефть? Правильно, ребята, нефть получают из кладовой Земли. Татьяна Александровна, рассказала мне, что у вас в классе хранится настоящая сокровищница. Вы работали с ней в прошлом году (слайд разворот учебника). Вспомните, как назывались все эти богатства (которые хранились в Кладовой Земли?

- Вот именно о них мы сегодня с вами и поговорим.

Входит опоздавший ученик.

Ученик: У папы не завелась машина, бензин кончился. Нам пришлось поехать на заправку. Вот бы знать, откуда бензин появляется на заправке.

ПО: Из нефти.


ПО: Её добывают из недр земли.









ПО: Полезные ископаемые

Целеполагание


Помогите сформулировать цели урока:

Узнать какие бывают __________ Установить, какими свойствами ___________

Определить, для чего _____________

Изучить, откуда ____________



ПО: Полезные ископаемые.

ПО: Они обладают.

ПО: Они используются людьми.

ПО: Их добывают.

Поиск полезных ископаемых

- Но для того, чтобы исследовать полезные ископаемые, их сначала нужно найти. Кто занимается их поиском?

- Предлагаю сегодня нам с вами стать геологами. Как вы думаете, это сложная профессия? Верно, геологи работают в сложных условиях, месторождения многих полезных ископаемых находятся глубоко в горах. Поэтому нам нужно защитить головы от знойного горного солнца и руки от горной пыли. Облачаемся в спец одежду. Теперь вам нужно добыть ваше полезное ископаемое.





ПО: Геолог.


ПО: Да, потому что геологи работают в горах, в любую погоду, длительное время.






Одевают шапочки и перчатки.

Находят в песке образец.


Практическая работа «Исследование свойств полезных ископаемых»

- Образцы добыты, переходим к их исследованию. Назовите его цель .

- В учебнике на стр.46. прочитайте, что нам нужно сделать в практической работе.

Определите названия ваших образцов. На ваших столах есть атласы определители или дополнительные материалы.

- Работаем с зелёным листом. Впишите название вашего полезного ископаемого в эту таблицу. Прочитайте в учебнике, что нужно сделать дальше.

- Работаем с карточкой-помощницей. В центр приклейте условное обозначение вашего полезного ископаемого. На лепестках опишите свойства, подсказка на экране. Как определяем прочность? Из всех наших образцов только один является горючим, какой? Значит все остальные негорючие.У вас есть 5 минут, чтобы посовещаться, и описать свойства вашего полезного ископаемого. От каждой исследовательской группы выступит 1 человек. Время пошло, приступайте к работе.

- Намажьте клеем серединку нашей карточки-помощницы и приклейте ее на зелёный лист, там, где написано слово «Свойства». Мы достигли цели практической работы? Под таблицей пишем: Цель работы достигнута.


ПО: Определить название ископаемого и установить его свойства.

Читают

Определяют название





Записывают


Читают


Самостоятельная работа с шаблоном «Пятигранник»













Презентация работ каждой группы. Проверка по слайдам.



ПО: Да.

Работа в рабочих листах (или с тетрадью на печатной основе)

- Переворачиваем лист. Выполняем задание муравья Вопросика. Прочитаем его. Задание понятно? На выполнение задания у вас есть 2 минуты. У доски выполняет….

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы товарища (эталон на слайде).

- Вернёмся к задачам нашего урока, на какие вопросы мы ответили? Какой вопрос нам ещё предстоит обсудить?

- Хорошо, прочтите слово на доске

- С точки зрения русского языка это сложное слово. В чём его особенность?

- От каких слов оно образовано

- Что же будет рождаться в местах, о которых мы сейчас поговорим?

- Обратимся к учебнику, какие места добычи полезных ископаемых вы видите?



Читают задание. Самостоятельно выполняют. 1 ребёнок работает у доски

Взаимопроверка


Называю выполненные задачи


ПО: Откуда добывают полезные ископаемые.

ПО: Месторождение


ПО: В нём 2 корня.


ПО: Место и рождение.

ПО: Полезные ископаемые.


ПО: Шахта, карьер, нефтедобывающая платформа

Физминутка


- Работа геолога нелегка и пришло время немного отдохнуть. Наша экспедиция делает остановку. Сделаем настоящую геологическую зарядку.

Мы геологами стали?

Да? – да!

Будут все гордится нами.

Да? – да!

Что ждет нас впереди?

Высокая гора

Бурная река

Ее не обойдешь

Ее не проплывешь

Ее не пролетишь

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да!







хлопок над головой


хлопок над головой


показывают руками

показывают руками

топают ногами

«плывут»

показывают руками «крылья»




хлопок над головой

Работа в рабочих листах (или с тетрадью на печатной основе)

- Работаем с жёлтым листом. Выполняем задание 5. У доски выполнит……


- И теперь я предлагаю вам посетить настоящий карьер. Тем более, что наша область входит в состав КМА - одиного из крупнейших по запасам железной руды района в мире. Здесь активно ведётся работа по добыче полезных ископаемых. Я предлагаю отправиться на Михайловский ГОК – одно из крупнейших в России предприятий по добыче и обогащению железной руды.

Читают задание. Самостоятельно выполняют. 1 ребёнок работает у доски на платформе лёнинг ап.

Проверяют, дополняют товарища

Смотрят видеофрагмент

Работа с картой

- Переверните жёлтый лист, выполняем задание 7. У вас на столах есть карты Курской области. На них отмечены полезные ископаемые, которые добываются у нас в регионе. Что мы запишем?

Выполняют задание, используя карту





ПО: Мел, песок, железная руда.

Подведение итогов


- В недрах земли нашей страны таится настоящий клад – полезные ископаемые. Это великая ценность. А как нужно относиться к ценностям? (их нужно хранить, оберегать, не растрачивать впустую). Россия является одной из богатейших стран мира по наличию и добыче полезных ископаемых. И сейчас я вам предлагаю поиграть. Попробуйте распределить по ценности эти полезные ископаемые. Воспользуйтесь голубой гармошкой. Вверху поместим самое дорогое, ниже то, что дешевле. Заполняйте карандашом, чтобы легче было исправить ошибки. Посовещайтесь, у вас есть 1 минута. У доски выполняет……….

- Посмотрите на правильный ответ. Поднимите руку, кому удалось угадать.













Работа с шаблоном «Гармошка»






1 ребёнок выполняет задание у доски

Рефлексия


- А теперь оцените ценность нашего сегодняшнего урока. Каким полезным ископаемым он мог бы стать? Приклейте фишку в нужный контейнер.


По рядам приклеивают.

Завершение занятия


- Я очень рада, что наш урок оказался ценным для вас. Смотрите, что это?


- Лёша, это ваша машина? Ребята, мы с вами сегодня добыли достаточно нефти, чтобы обеспечить бензином Лёшину машину. Мы – молодцы, помогли товарищу. Спасибо вам за работу!


Смотрят видео «Автомобиль», в котором заводится машина

Домашнее задание

- Дома вы ещё раз перечитаете текст в учебнике на стр.46-50. А теперь сдайте ваши рабочие листы, чтобы мы проверили их и поставили отметку за проделанную работу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!