СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира " где зимуют птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира " где зимуют птицы?"»

МИРЗАЕВА М З 1 А КЛАСС


Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) УМК «Школа России»


Тема: Где зимуют птицы.

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: интерактивная

Время проведения: 45 мин

Участники: ученики 1 класса

Цель: создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме.

Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Познавательные: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.

Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Коммуникативные: учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2012 г.; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2013г., компьютер, экран, презентация «Где зимуют птицы?», карточки с изображением птиц, смайлики, фишки.


Технологическая карта урока


Этап урока


Деятельность

учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).


Деятельность

обучающихся

Время в минутах

Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера)

Комментарий, примечание


Психологический настрой на урок

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуем учителей. А теперь давайте пожелаем друг другу удачи.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?


Приветствуют учителей.

Настраиваются на урок.

Выполняют упражнения психологического тренинга


1мин.

Слайды № 1,2

Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Поднятие жизненного тонуса.(Л)


Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.









Постановка учебной проблемы.








Самоопределение к деятельности.

- У: На прошлом уроке мы вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой черепахой совершили интересное путешествие.

-В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (В самых жарких районах мира.)

-Как называются эти места?

-Д: Саванна, тропические леса

- С кем мы познакомились? Что вы можете рассказать про этих животных?

-Какие ещё животные живут в саванне и тропических лесах?

-У: К нам на урок снова пришел Муравьишка, который уверяет, что видел в Африке обыкновенную ласточку,. Как же так? Что делала ласточка в Африке?

-У: А Мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг?

-У: Почему остались?

- У: Вот и попытаемся на уроке выяснить, где зимуют птицы? Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об этом узнали учёные.

Диалог с учителем

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

Отвечают на вопросы.

5мин.


























формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р).

Проблемный вопрос, выход на тему урока

(П)

Открытие новых знаний.






















-У: Давайте вспомним, кто такие птицы?

Отгадайте загадки:

-У: Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост, как упор.

(Учитель прикрепляет на доску табличку «Зимующие птицы» и изображение дятла.)

- Д: Дятел.

-У: Ребята, а кто знает эту птицу?

Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название.

- Д: Поползень.

(Прикрепила картинку к зимующим птицам.)

-У: А о еще одной зимующей птичке Муравьишка принес загадку.

Озорной мальчишка, в сером армячишке,

По двору шныряет, крохи собирает.

-Д: Воробей.

(Прикрепила картинку.)

-У: Какие вы молодцы! А следующую загадку отгадаете?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика?

-Д: Синичка.

(Прикрепила картинку.)


-У: А это что за гостья?

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит птица мимо окон,

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

-Д: Галка.

(Прикрепляю картинку.)

-У: А это что за птица?


Всю ночь летает – мышей добывает?

А станет светло, спать летит в дупло.

-Д: Сова. (Прикрепляю картинку).

-У: Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее?

- А кто из вас знает, как называют птиц, которые никуда не улетают, а круглый год живут у нас? (Зимующие.)

- У: Птиц, которые остаются в родных краях, называют зимующими, у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им?

-Д: Сделать и развесить кормушки с кормом.

-У: Мы с вами развесим кормушки в школьном дворе и дома и проводём акцию «Птичья столовая», .


- У: Ребята, вот сколько птиц остается с нами зимовать.

Работают с информацией,

представленной в презентации.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.


Формулируют собственное мнение и аргументируют его.









Работают с информацией, представленной учителем.

Отгадывают загадку.



Выполняют упражнения с учителем.







Рассуждают

10 мин.

























































Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
(П)











Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение (К)



Самостоятельное создание способов решения проблем (П) Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К)

























-У: Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные).


-У: Отгадайте загадки:

По весенней чёрной пашне

Кто-то ходит, строг и важен.

Прыгнет, крыльями помашет -

крылья чёрные, как сажа.

Не отмыть её, хоть плачь!

Этой птице имя …

-Д: Грач.

(Учитель прикрепляет картинку.)

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

-Д: Скворец.

(Учитель прикрепляет картинку.)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит.

-Д: Жаворонок.

(Учитель прикрепляет картинку.)

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает

И мелькает в высоте

С чёрной стрелкой на хвосте.

Домик у неё из глины,

Вроде маленькой корзины.

-Д: Ласточка.

(Учитель прикрепляет картинку.)


Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? ...

-Д: Соловей.

(Учитель прикрепляет картинку.)

Мокнет птичка под дождём,

Не поётся на заказ...

Сереньким осенним днём

Улетает на Кавказ:

- Ну, на что мне лужи,

Я же не кораблик!

От жестокой стужи

Зябнет певчий ...

-Д: Зяблик.

(Учитель прикрепляет картинку.)

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали...

Кто скажите? ...

-Д: Журавли.

(Учитель прикрепляет картинку.)

-У: Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее? (Перелётные птицы.)

-У: Перелётные птицы – те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

























































Первичная проверка.

Беседа.

-У: Как называют птиц, которые круглый год живут рядом с нами?

- Почему их так называют?

- Куда улетают некоторые птицы зимой? (В тёплые края.)

- Когда они вновь возвращаются к нам?

- Как называют этих птиц?

- Почему их так называют?


1 мин



Физминутка


ПТИЧКИ НАЧАЛИ СПУСКАТЬСЯ

НА ПОЛЯНЕ ВСЕ САДЯТСЯ

ПРЕДСТОИТ ИМ ДОЛГИЙ ПУТЬ

НАДО ПТИЧКАМ ОТДОХНУТЬ

И ОПЯТЬ ПОРА В ДОРОГУ

ПРОЛЕТЕТЬ НАМ НАДО ДОЛГО

ВОТ И ЮГ. УРА! УРА!

ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НАМ ПОРА.

Дети встают из-за парт.

Машут руками, словно птицы крыльями.

Изображают солнце, ракету.

Потом приседают и показывают, что птички уснули.

Затем снова встают, машут руками. В конце физминутки садятся на свои места.

1 мин






Освоение роли ученика.(Л)

Работа по теме урока.

Практическая работа.


Работа с учебником стр. 16.

(Дети хором читают первый абзац.


Выполняют задание по рисунку в парах на стр. 16.)(двое у доски)

-У: Рассмотрите рисунок на стр.16 учебника. Выполните задание.

Проверяют себя .


-У: А сейчас мы с вами поработаем в тетради с. 14.

Знаете ли вы этих птиц? Представьте, что эти птицы спорят. Кому улетать в теплые края, а кому оставаться? Помогите им принять решение.

1. Синица, 2. Ласточка (закрашиваем кружок), 3. Дятел.

4. Зяблик. (закрашиваем), 5. Поползень, 6. Жаворонок. (закрашиваем).


Коллективный поиск информации. Работают в тетрадях.








Отгадывают загадки.


7 мин






Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию(П)








Физкультминутка

-У: А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные?

Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать.

Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), галка (присели), сова(присели), журавль(полетели).

Дети выполняют

упражнения и закрепляют знания о зимующих и перелётных птицах

2 мин















Работа по предложенному учителем плану(Р)

Проблемно-поисковая работа.










П.Р. с картой








П.Р. парами в тетради, стр. 15.






СЦЕНКА















П.Р. парами в тетради












-У: Ребята, рассмотрите рисунки. И подумайте, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края?

-Д: ...

-У: Правильно. Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.

Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной птицы возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.



- У: В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, люди задумывались, куда же птицы улетают. Некоторые утверждали, что птицы улетают на луну, будто добираются туда за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что летят только большие и сильные, а маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас ученые выяснили, что наши пташки улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку.

Осуществляют:

самооценку;

взаимопроверку;





Рассуждают. Делают выводы.

Работа с картой.



Ответы детей.



Работают в тетрадях с заданием повышенной сложности в парах.



Продолжают работать с географической картой.





Рассуждают.









.




8 мин





Слайд № 27






















































Создание способов решения проблем(П)




Выполнение различной роли в группе(К)







Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (Л)




Построение логической цепи рассуждений









Поиск и выделение информации (П) Умение сотрудничать в парах.(К)

Постановка проблемного вопроса

Открытие новых знаний

А как ученые узнали, где зимуют птицы, вам подскажут рисунки в учебнике на с. 17. Выскажите свои предположения.

- Д: …


- У: Совершенно верно. Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца. Как эти кольца могли помочь ученым?

-Д:

- У: На каждом кольце свой номер и адрес места, где птица была окольцована.

Если кто-то встречал окольцованную птицу, то он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.


Работают по рисункам в учебнике.

Дети высказывают предположения.



Рассуждения детей.

2 мин














Формулирование проблемы (П)


Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей(Р) .Поиск информации, работа с различными источниками(П)





Осуществляют:

самооценку;

взаимопроверку;


Рассуждают. Делают выводы.


2 мин



Обобщение и систематизация знаний

-У: Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам провести викторину по изученному материалу.

1 вопрос.

Птицы делятся на 2 группы зимующие и….?

2 вопрос.

Когда перелетные птицы к нам вернутся?

3 вопрос.

По какой причине улетают перелетные птицы?

4 вопрос.

Выдели лишнюю птицу в этой группе: сова, синица, ласточка. Почему?

5 вопрос.

Выдели лишнюю птицу в этой группе: жаворонок, ласточка, зяблик. (Нет лишней птицы.)


Учитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Выполняют закрепление изученного материала с помощью викторины.


2 мин


Самостоятельное создание способов решения поставленной проблемы (П)

Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков.


РЕФЛЕКСИЯ


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


1 мин


Самостоятельное создание способов решения поставленной проблемы (П)

Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков.


Рефлексия деятельности
















Подведение итогов урока






Рекомендации для занятий в семье.

-У: Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят зиму.

Продолжите предложения:


1.Сегодня я узнал(а)….

2.Урок заставил меня задуматься ….

3.Мне понравилось …



М УРАВЬИШКА ПОДГОТОВИЛ ДЛЯ ВАС


ПЕСНЮ «ВОРОБЬЯ».







А напоследок Мудрая черепаха дает вам задание. Узнайте, чем отличается жизнь птиц в теплых краях во время зимовки от их жизни на родине.




Учащиеся высказывают свои мысли о проведённом уроке и своей работе.

Учитель обращается к детям с просьбой не забывать заботиться о пернатых друзьях зимой, помогать им.







Формулируют конечный результат своей работы на уроке.




1 мин


















1 мин








1 мин



























Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р)











Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности.(Л)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!