Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация). | Деятельность обучающихся | Время в минутах | Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера) | Комментарий, примечание |
Психологический настрой на урок Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга | -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Поприветствуем учителей. А теперь давайте пожелаем друг другу удачи. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? | Приветствуют учителей. Настраиваются на урок. Выполняют упражнения психологического тренинга | 1мин. | Слайды № 1,2 | Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент. Поднятие жизненного тонуса.(Л) |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Постановка учебной проблемы. Самоопределение к деятельности. | - У: На прошлом уроке мы вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой черепахой совершили интересное путешествие. -В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (В самых жарких районах мира.) -Как называются эти места? -Д: Саванна, тропические леса - С кем мы познакомились? Что вы можете рассказать про этих животных? -Какие ещё животные живут в саванне и тропических лесах? -У: К нам на урок снова пришел Муравьишка, который уверяет, что видел в Африке обыкновенную ласточку,. Как же так? Что делала ласточка в Африке? -У: А Мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг? -У: Почему остались? - У: Вот и попытаемся на уроке выяснить, где зимуют птицы? Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об этом узнали учёные. | Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; Отвечают на вопросы. | 5мин. | | формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. (Р). Проблемный вопрос, выход на тему урока (П) |
Открытие новых знаний. | -У: Давайте вспомним, кто такие птицы? Отгадайте загадки: -У: Черный жилет, красный берет, Нос как топор, хвост, как упор. (Учитель прикрепляет на доску табличку «Зимующие птицы» и изображение дятла.) - Д: Дятел. -У: Ребята, а кто знает эту птицу? Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название. - Д: Поползень. (Прикрепила картинку к зимующим птицам.) -У: А о еще одной зимующей птичке Муравьишка принес загадку. Озорной мальчишка, в сером армячишке, По двору шныряет, крохи собирает. -Д: Воробей. (Прикрепила картинку.) -У: Какие вы молодцы! А следующую загадку отгадаете? Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика? -Д: Синичка. (Прикрепила картинку.) -У: А это что за гостья? Скоком-боком, боком-скоком Ходит птица мимо окон, Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. -Д: Галка. (Прикрепляю картинку.) -У: А это что за птица? Всю ночь летает – мышей добывает? А станет светло, спать летит в дупло. -Д: Сова. (Прикрепляю картинку). -У: Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее? - А кто из вас знает, как называют птиц, которые никуда не улетают, а круглый год живут у нас? (Зимующие.) - У: Птиц, которые остаются в родных краях, называют зимующими, у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им? -Д: Сделать и развесить кормушки с кормом. -У: Мы с вами развесим кормушки в школьном дворе и дома и проводём акцию «Птичья столовая», . - У: Ребята, вот сколько птиц остается с нами зимовать. | Работают с информацией, представленной в презентации. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают с информацией, представленной учителем. Отгадывают загадку. Выполняют упражнения с учителем. Рассуждают | 10 мин. | | Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; (П) Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение (К) Самостоятельное создание способов решения проблем (П) Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях(К) |
| -У: Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные). -У: Отгадайте загадки: По весенней чёрной пашне Кто-то ходит, строг и важен. Прыгнет, крыльями помашет - крылья чёрные, как сажа. Не отмыть её, хоть плачь! Этой птице имя … -Д: Грач. (Учитель прикрепляет картинку.) Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… -Д: Скворец. (Учитель прикрепляет картинку.) Высоко под облаками, Над полями и лугами, Словно выпорхнув спросонок, Песнь заводит. -Д: Жаворонок. (Учитель прикрепляет картинку.) Быстро над землёй порхает, Мошек на лету хватает И мелькает в высоте С чёрной стрелкой на хвосте. Домик у неё из глины, Вроде маленькой корзины. -Д: Ласточка. (Учитель прикрепляет картинку.) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? ... -Д: Соловей. (Учитель прикрепляет картинку.) Мокнет птичка под дождём, Не поётся на заказ... Сереньким осенним днём Улетает на Кавказ: - Ну, на что мне лужи, Я же не кораблик! От жестокой стужи Зябнет певчий ... -Д: Зяблик. (Учитель прикрепляет картинку.) В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали... Кто скажите? ... -Д: Журавли. (Учитель прикрепляет картинку.) -У: Дети, а кто догадался, что у этих птиц общее? (Перелётные птицы.) -У: Перелётные птицы – те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. | | | | |
Первичная проверка. | Беседа. -У: Как называют птиц, которые круглый год живут рядом с нами? - Почему их так называют? - Куда улетают некоторые птицы зимой? (В тёплые края.) - Когда они вновь возвращаются к нам? - Как называют этих птиц? - Почему их так называют? | | 1 мин | | |
Физминутка | ПТИЧКИ НАЧАЛИ СПУСКАТЬСЯ НА ПОЛЯНЕ ВСЕ САДЯТСЯ ПРЕДСТОИТ ИМ ДОЛГИЙ ПУТЬ НАДО ПТИЧКАМ ОТДОХНУТЬ И ОПЯТЬ ПОРА В ДОРОГУ ПРОЛЕТЕТЬ НАМ НАДО ДОЛГО ВОТ И ЮГ. УРА! УРА! ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НАМ ПОРА. | Дети встают из-за парт. Машут руками, словно птицы крыльями. Изображают солнце, ракету. Потом приседают и показывают, что птички уснули. Затем снова встают, машут руками. В конце физминутки садятся на свои места. | 1 мин | | Освоение роли ученика.(Л) |
Работа по теме урока. Практическая работа. | Работа с учебником стр. 16. (Дети хором читают первый абзац. Выполняют задание по рисунку в парах на стр. 16.)(двое у доски) -У: Рассмотрите рисунок на стр.16 учебника. Выполните задание. Проверяют себя . -У: А сейчас мы с вами поработаем в тетради с. 14. Знаете ли вы этих птиц? Представьте, что эти птицы спорят. Кому улетать в теплые края, а кому оставаться? Помогите им принять решение. 1. Синица, 2. Ласточка (закрашиваем кружок), 3. Дятел. 4. Зяблик. (закрашиваем), 5. Поползень, 6. Жаворонок. (закрашиваем). | Коллективный поиск информации. Работают в тетрадях. Отгадывают загадки. | 7 мин | | Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию(П) |
Физкультминутка | -У: А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные? Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать. Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), галка (присели), сова(присели), журавль(полетели). | Дети выполняют упражнения и закрепляют знания о зимующих и перелётных птицах | 2 мин | | Работа по предложенному учителем плану(Р) |
Проблемно-поисковая работа. П.Р. с картой П.Р. парами в тетради, стр. 15. СЦЕНКА П.Р. парами в тетради | -У: Ребята, рассмотрите рисунки. И подумайте, почему многие птицы улетают на зиму в теплые края? -Д: ... -У: Правильно. Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. Но что самое интересное, места зимовок и маршрут пути большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной птицы возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году. - У: В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, люди задумывались, куда же птицы улетают. Некоторые утверждали, что птицы улетают на луну, будто добираются туда за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что летят только большие и сильные, а маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас ученые выяснили, что наши пташки улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку. | Осуществляют: самооценку; взаимопроверку; Рассуждают. Делают выводы. Работа с картой. Ответы детей. Работают в тетрадях с заданием повышенной сложности в парах. Продолжают работать с географической картой. Рассуждают. . | 8 мин | Слайд № 27 | Создание способов решения проблем(П) Выполнение различной роли в группе(К) Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (Л) Построение логической цепи рассуждений Поиск и выделение информации (П) Умение сотрудничать в парах.(К) |
Постановка проблемного вопроса Открытие новых знаний | А как ученые узнали, где зимуют птицы, вам подскажут рисунки в учебнике на с. 17. Выскажите свои предположения. - Д: … - У: Совершенно верно. Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца. Как эти кольца могли помочь ученым? -Д: - У: На каждом кольце свой номер и адрес места, где птица была окольцована. Если кто-то встречал окольцованную птицу, то он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. | Работают по рисункам в учебнике. Дети высказывают предположения. Рассуждения детей. | 2 мин | | Формулирование проблемы (П) Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей(Р) .Поиск информации, работа с различными источниками(П) |
| | Осуществляют: самооценку; взаимопроверку; Рассуждают. Делают выводы. | 2 мин | | |
Обобщение и систематизация знаний | -У: Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам провести викторину по изученному материалу. 1 вопрос. Птицы делятся на 2 группы зимующие и….? 2 вопрос. Когда перелетные птицы к нам вернутся? 3 вопрос. По какой причине улетают перелетные птицы? 4 вопрос. Выдели лишнюю птицу в этой группе: сова, синица, ласточка. Почему? 5 вопрос. Выдели лишнюю птицу в этой группе: жаворонок, ласточка, зяблик. (Нет лишней птицы.) | Учитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Выполняют закрепление изученного материала с помощью викторины. | 2 мин | | Самостоятельное создание способов решения поставленной проблемы (П) Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков. |
РЕФЛЕКСИЯ | | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | 1 мин | | Самостоятельное создание способов решения поставленной проблемы (П) Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков. |
Рефлексия деятельности Подведение итогов урока Рекомендации для занятий в семье. | -У: Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят зиму. Продолжите предложения: 1.Сегодня я узнал(а)…. 2.Урок заставил меня задуматься …. 3.Мне понравилось … М УРАВЬИШКА ПОДГОТОВИЛ ДЛЯ ВАС ПЕСНЮ «ВОРОБЬЯ». А напоследок Мудрая черепаха дает вам задание. Узнайте, чем отличается жизнь птиц в теплых краях во время зимовки от их жизни на родине. | Учащиеся высказывают свои мысли о проведённом уроке и своей работе. Учитель обращается к детям с просьбой не забывать заботиться о пернатых друзьях зимой, помогать им. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | 1 мин 1 мин 1 мин | | Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы. (Р) Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности.(Л) |