СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру "Где зимуют птицы?" 1 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы?" 1 класс, УМК "Школа России".Предполагается работа и в парах, и в группе. В моих файлах рекомендую воспользоваться презентацией и изображением зимующих , перелётных птиц.  Желаю удачи!

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру "Где зимуют птицы?" 1 класс, УМК "Школа России"»

Разработка урока по окружающему миру для 1-го класса. УМК «Школа России»

Тема: Где зимуют птицы?

Цель: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях, познакомить с перелётными птицами, выяснить где они зимуют; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; развивать умение логически верно выражать свои мысли; воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.

Задачи: сообщить сведения о зимующих и перелетных птицах; создавать условия для развития умения различать зимующих и перелетных птиц; пробуждать потребность заботливого отношения к птицам.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, глобус, изображение зимующих и перелётных птиц, герои - Муравьишка и Мудрая Черепаха, презентация, фишки синие и красные, учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир»1 класс, рабочая тетрадь.

Ход урока

l. Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

Очень интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем!

II. Актуализация знаний.

  1. Устный опрос.

-Какие районы есть на Земле? (Холодные и тёплые)

-О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде)

-Покажите на глобусе Северный Ледовитый океан, Антарктиду.

-Чем похожи эти районы? ( Холодно. Покрыты снегом и льдом)

-А в каких районах Земли круглый год жарко? ( В саванне и тропическом лесу)

-Покажите на глобусе жаркие районы Земли.

-Где живут белые медведи?

-Где живут слоны?

2.Игра «Найди ошибки.

Ребята, сейчас вы услышите два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их. Работать вы будете в парах.

(Озвучивают рассказы заранее приготовленные ученики.)

Первый рассказ.

На севере.

Один из холодных районов Земли- это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдинами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

(Ошибки: в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

Второй рассказ.

  В жарких районах.

 На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

 ( Ошибки: моржи, тюлени- животные Северного Ледовитого океана.)

(Выслушиваются ответы)

-Молодцы.

III.Самоопределение к деятельности.

Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Готовы?

  1. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …………….(воробей)

  1. Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что- пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…………….(сорока)

  1. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

и ставит подпись:…………….(дятел)

  1. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ………..(совы)

(На доске появляются изображения угаданных птиц)

Какие бывают птицы?

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень много- около 9 тыс. видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие -в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие –насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц- птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. ( О птицах)

-Прочитайте тему урока на с. 16 учебника.(Где зимуют птицы?)

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV.Работа по теме урока.

-Что вам уже известно о птицах? (Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями)

Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют- зимующие.

(На доске- зимующие)

-Назовите этих птиц. Начните называть с наших гостей: воробей, сорока, дятел, сова, ворона, синица, свиристель, поползень, дрозд- рябинник, галки, голуби…

(на доске изображение птиц)

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки очень тяжело им зимой Особенно очень трудно маленьким птичкам. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны.

-Как можно помочь птицам зимой? ( Сделать кормушки и насыпать корма)

Но кроме зимующих птиц есть и другие, например, ласточка, жаворонок, соловей.

-А где же они проводят зиму? ( Улетают в тёплые края)

Поэтому их называют перелётными.

(на доске- перелётные)

-Отгадайте загадки про этих птиц.

(на доске- изображение птиц-отгадок)

  1. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

  1. Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

  1. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно- бронзовый……..(Скворец)

  1. Ещё в низинах снег и лёд,

Но небеса весенние,

И он летает и поёт

Блистая оперением.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

  1. В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ёжится, зябнет на ветке росистой.

Но песни не бросит певец голосистый:

На яблоньке звонко поёт, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик)

  1. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Физминутка.

Птички прыгают, летают.

(Прыжки на месте, взмахи руками)

Птички крошки собирают.

(Показать, как клюют птички)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили.

(Погладить руки, носики)

Птички летают, поют,

(Взмахи руками)

Зёрнышки клюют.

(Показать, как клюют птички)

-Рассмотрите рис. на с.16. Отметьте синими фишками зимующих птиц, красными-перелётных.

-Проверьте. Слайд

V. Продолжение.

-Где же всё-таки зимуют перелётные птицы?

Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения.

(работа в парах)

-Узнайте новую информацию об этом из фотографий на .17

(работа в группе)

-Давайте прочитаем текст на с. 85

-Куда улетают ласточки? (в Африку) .Посмотрим на глобусе и карте. Слайд

-Куда улетают журавли? (в Индию). Посмотрим на глобусе и карте. Слайд

-Что вместо колец в последнее время используют учёные?

(на доске появляется изображение Мудрой Черепахи)

Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Используйте подсказку на с.17.

(Птицам не хватает корма)

VI.Выполнение заданий в рабочей тетради.

с.14 № 1 ( работа в группе)

-Соедини изображение птиц с их названиями. Сверься с доской.

VII.Рефлексия.

Игра «Третий лишний».

1.Галка, грач, воробей.

2.Ласточка, зяблик, дятел.

3.Ворона, сорока, жаворонок.

4.Сова, голубь, соловей.

5.Скворец, поползень, журавль.

VIII.Подведение итогов урока.

Вернёмся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному.

Какие названия они получили в зависимости от этого?

Оцените себя при помощи смайликов.

Молодцы!

Урок окончен. Спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!