Урок окружающего мира, 4 класс по теме "Мастера печатных дел"
Цели:
Способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания, способствующего просвещению Руси;
Задачи.
Образовательные.
Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.
2. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития книгопечатанья в Древней Руси, с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.
Развивающие.
1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.
2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.
4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
5. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные.
1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.
2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.
3. Формировать умение работать в группах.
Оборудование: учебник А. А. Плешакова “Мир вокруг нас” - 4 класс, презентация, карточки для индивидуального задания, В. Ян. “Никита и Микитка”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний, целеполагание.
- Продолжите список: рисунки на стенах пещер, берестяные грамоты, рукописные книги,..(первые печатные книги)
- Распредели на группы: XVI век, глубокая древность,. (примерно с XXX тысячелетия до н. э.), X- XI вв., IX в.
3. Постановка проблемы: почему именно в 16 веке ? (поможет машина времени)
- Сегодня мы совершим путешествие на “Машине времени” по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения
4. Решение проблемы (работа в группах)
А) - Первая наша остановка в 9 веке.
Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Памятник Кириллу и Мефодию.)
КИРИЛЛ И Мефодий - братья из Солуни, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл и Мефодий ) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.
- Как братья способствовали появлению книгопечатания?
- “Машина времени” снова отправляется в путь, а вам предстоит ответить на вопросы:
Б) (Показ репродукции картины “Крещение Руси”.)
- Как называется это событие?
- Когда оно произошло?
- Как крещение Руси связано с историей книгопечатания?
(На Руси стала распространяться письменность). Показать библию.
В) - Вспомните, как создавались первые книги?
- Кто переписывал книги? (Монахи)
- Где и когда велись эти записи? (При монастырях, в княжеских дворцах).
- Назовите самую известную летопись Древней Руси. (“Повесть временных лет”)
- Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор).
- Вспомните стихотворение Натальи Кончаловской о создании древних летописей, которое вы учили на уроках литературного чтения.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
Г) - Итак, мы отправляемся в 1445 год. .
- Почему я выбрала именно этот год? (Рассказ об изобретении книгопечатания)
Распространение бумаги в Европе обогнало книгопечатание на Руси почти на столетие.
Изобретение бумаги произошло в Китае в 153 году до н.э. Сырьем для ее изготовления, как говорит предание, послужили волокна бамбука и шелковичного дерева. Процесс был очень прост: эти компоненты разваривались в горячей воде, измельчались и из жидкой массы формовались бумажные листы. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение.
Около IV века китайцы заносят изготовление бумаги в Туркестан, отсюда оно попадает в Персию, Сирию, к арабам в Аравию и Египет. В XII-XV веках бумажная промышленность быстро акклиматизируется в европейских странах - в Италии, Франции, Германии.
В г. Майнц Гутенберг привез вполне разработанную идею изобретения, и в 1445 или в 1446 году приступил к непрерывному печатанию книг. Счастье Гутенберга, что вера в колдовство не встала поперек его изобретательного пути. Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Им ничего не стоило объявить его творение дьяволом, а изобретателя - прислужником сатаны. Основу изобретения Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающих отпечаток буквы. Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство.
Д) - А теперь перенесёмся в Россию 16 века (слайд 5)
Возникновение книгопечатанья в Московском государстве совпало с
эпохой Ивана Грозного.
Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под
властью Московского царя. Включение их в государство требовало
христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой
требовались богослужебные книги. Проблема не могла быть решена традиционным
рукописным способом, к тому же в Европе уже был изобретен печатный станок.
Гордое стремление царя (Иван Грозный первым стал открыто выставлять
свою персону вселенским царем) требовало от подданных выглядеть не хуже европейцев. В русле этих реформ, очевидно, находилось и введение книгопечатанья – решающего средства в исправлении церковной жизни, уничтожении ересей и своеволия в толковании Священных текстов. Причина неисправности состояла в
проникновении в разное время разных текстов, различных традиций. Отследить
их поручалось церковной власти, но практически, при преобладании
«келейного» способа переписки книг, задача оказывалась невыполнимой и могла
быть решена только при явном преобладании проверенных книг, их
одновременном массовом распространении, делавшем ненужным тиражирование
книг на местах.
Учитель: (Слайд 6)
В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславцев.
Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу “Апостол”, куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.
Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, г. Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились “Евангелие учительское”, “Псалтырь”, “Грамматикия” и “Букварь”, “Новый завет
Умер Иван Федоров в г. Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточено: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.
Решение проблемы:
создание славянской азбуки;
христианское просвещение;
рукописные книги;
реформа Ивана Грозного.
Работа с учебником. Поисковое чтение. (?)
Откройте учебник на с. 84, найдите ответы на вопросы:
Первичное закрепление.
Индивидуальное задание.
Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево:
П И О М Н К А
Е Б У К В А П
Р М О Н А Х О
О Т Т И С К С
А М О Н А Х Т
Г Р О З О Т О
П Е Ч А Т Ь Л
Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах.
- Что объединяет эти слова?
8. Итог урока. Рефлексия.