СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок одной задачи. Различные способы решения одного квадратного уравнения.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.

В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратного уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют быстро и рационально решать многие уравнения.

Просмотр содержимого документа
«Урок одной задачи (Автосохраненный)»

Урок одной задачи. Методы решения квадратного уравнения


Тема урока: Решение квадратного уравнения.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме "Способы решения квадратного уравнения", формировать умения выбирать наиболее

рациональный способ решения квадратных уравнений.

Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

- продолжить развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач,

- развивать математические способности и интерес к математическому творчеству.

Метапредметного развития:

- формировать общие способы интеллектуальной деятельности,

- продолжать развивать умение понимать и использовать математические

средства наглядности.

Предметного развития:

- формировать умения и навыки решения квадратных уравнений разными

способами.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

Сообщение темы урока: “ Урок одной задачи. Методы решения квадратного уравнения ”.
- Совместное формулирование цели урока
Сегодня у нас несколько необычный урок – урок-презентация методов решения квадратных уравнений. Как вы думаете, как можно сформулировать цель нашего урока исходя из его темы?
(Речь идет о методах, значит их много (больше одного), надо каждый вспомнить и проиллюстрировать примером)
Иными словами обобщить и систематизировать весь предшествующий опыт решения квадратных уравнений. А зачем нам это надо?
(Для возможности выбора рационального пути решения).
Итак, наша цель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, научиться выбирать рациональный путь решения.
В связи с этим эпиграфом к нашему уроку я взяла слова У.У. Сойера

«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различные задачи.

Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт.

  1. Актуализация знаний.


Сейчас я предлагаю вспомнить всю “азбуку” квадратного уравнения . Работа по слайдам.(4-5).


4. Основная часть урока


Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.

В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратного уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют быстро и рационально решать многие уравнения.

Итак, все необходимые, азбучные методы решения повторили, и я приглашаю вас на презентацию иных методов решения квадратных уравнений. . Рассмотрим каждый из специальных методов в отдельности. И оценим его “перспективы”.

Метод “переброски” старшего коэффициента
Суть метода состоит в то, что корни квадратных уравнений
ax2 + bx + c = 0 и y2+by+ac=0
связаны соотношениями.
В некоторых случаях удобно решать сначала не данное уравнение ax2 + bx + c = 0, а приведенное y2+by+ac=0, которое получается из данного “переброской” коэффициента а, а затем разделить найденные корни на а для нахождения корней исходного уравнения.

Следующие два метода также применимы при определенных условиях и позволяют избежать громоздких вычислений.
Если в квадратном уравнении a+b+c=0, то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен
Пример: решите уравнение
157х2+20х-177=0
a = 157, b = 20, c = -177
a + b+ c =157+20-177=0
x1 = 1,
x2 = =
Ответ: 1;
Если в квадратном уравнении a+c=b, то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен
Пример: решите уравнение
203х2+220х+17=0
a = 203, b = 220, c = 17
a + c = 203 + 17 = 220 = b
х1 = -1,



4 Закрепление.

Мы убедились, что пути решения даже одной и той же задачи могут быть очень разнообразными.


5 Подведение итога урока


Я хочу закончить наш урок словами французского писателя Эмиля Золя «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».


6. Домашнее задание


Решить данное уравнение по формуле со вторым четным коэффициентом.

Просмотр содержимого презентации
«К уроку Квадратные уравнения»

Урок одной задачи.    Методы  решения квадратного  уравнения.

Урок одной задачи.

Методы

решения квадратного

уравнения.

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Квадратные уравнения».   Рассмотреть несколько способов решения одной задачи и научиться выбирать из них наиболее оригинальный , оптимальный.

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Квадратные уравнения».

  • Рассмотреть несколько способов решения одной задачи и научиться выбирать из них наиболее оригинальный , оптимальный.

  • Познакомиться с новыми приёмам устного решения квадратных уравнений.
Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различные задачи.  Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт.  У.У. Сойер

Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различные задачи.

Решая одну задачу различными способами, можно путем сравнения выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт.

У.У. Сойер

Квадратным уравнением называется уравнение вида  ax 2 + bx + c = 0, а ≠ 0 где х ─неизвестное, a,b,c ─заданные числа, а называют старшим коэффициентом, b─вторым коэффициентом, c ─ свободным членом. Полные квадратные уравнения   Неполные квадратные уравнения (если хотя бы один из коэффициентов b = 0 или c = 0) ax 2 =0,a ≠0, b=0,c=0. ax 2 + bx + c = 0 ax 2 +bx=0, приведенные (если а = 1 ) а ≠ 0 a ≠0,c=0. х 2 + px +q = 0   неприведенные  ax 2 + c = 0, a ≠0, b=0.

Квадратным уравнением называется уравнение вида

ax 2 + bx + c = 0, а ≠ 0

где х ─неизвестное, a,b,c ─заданные числа, а называют старшим коэффициентом, b─вторым коэффициентом, c ─ свободным членом.

Полные квадратные уравнения

Неполные квадратные уравнения

(если хотя бы один из коэффициентов

b = 0 или c = 0)

ax 2 =0,a ≠0,

b=0,c=0.

ax 2 + bx + c = 0

ax 2 +bx=0,

приведенные

(если а = 1 )

а ≠ 0

a ≠0,c=0.

х 2 + px +q = 0

неприведенные

ax 2 + c = 0,

a ≠0, b=0.

1) 2х² – х + 3 = 0 2) х² - 9х = 0 3) 4х + х² - 1 = 0 4) 2х – 5 = 0 5) 0,3 - 0,2х - х² = 0 6) 5х² = 0 7) -7х + х - 0,5 = 0 8) 49х² = 0

1) 2х² – х + 3 = 0 2) х² - 9х = 0

3) 4х + х² - 1 = 0 4) 2х – 5 = 0

5) 0,3 - 0,2х - х² = 0 6) 5х² = 0

7) -7х + х - 0,5 = 0 8) 49х² = 0

  • Какое из этих уравнений не является квадратным?
  • Назовите неполные квадратные уравнения.
  • Назовите приведенные квадратные уравнения.
  • Какие уравнения можно решить по формуле корней квадратного уравнения?
  • Какие уравнения можно решить разложением на множители, выделением квадрата двучлена, извлечением квадратного корня?
Найдите в каждой группе уравнений «лишнее»:   А: 1. 3х 2 −х = 0, Б: 1. х 2 −7х +1=0,  2. х 2 −25 = 0, 2. 7х 2 − 4х +8 = 0,  3. 4х 2 + х −3 = 0, 3. х 2 + 4х −4 = 0,  4. 4х 2 = 0. 4. х 2 −5х −3 = 0. Не решая уравнение  х 2  −8х + 7 = 0.  Найдите:  а) сумму корней:  б) произведение корней:  в) корни данного уравнения:

Найдите в каждой группе уравнений «лишнее»:

А: 1. 3х 2 −х = 0, Б: 1. х 2 −7х +1=0,

2. х 2 −25 = 0, 2. 7х 2 − 4х +8 = 0,

3. 4х 2 + х −3 = 0, 3. х 2 + 4х −4 = 0,

4. 4х 2 = 0. 4. х 2 −5х −3 = 0.

Не решая уравнение

х 2 −8х + 7 = 0.

Найдите:

а) сумму корней:

б) произведение корней:

в) корни данного уравнения:

0 , то х 1 = х 2 = D , то квадратное уравнение решений не имеет D=0 , то х 1,2 = - С 1591 г. мы пользуемся формулами при решении квадратных уравнений" width="640"

ах 2 +вх+с=0, а ≠0.

Первый

D=в 2 -4ас

способ( по общей формуле):

D0 ,

то х 1 =

х 2 =

D ,

то квадратное уравнение решений не имеет

D=0 , то

х 1,2 = -

С 1591 г. мы пользуемся формулами при решении квадратных уравнений

Задание 1:   Решите квадратные уравнения : х 1 = ½, х 2 =2.  решений нет. х 1 =1,5, х 2 =1,5. 1. 2х 2 -5х+2=0,  3. 2х 2 -3х+2=0, 4. 4х 2 -12х+9=0 .

Задание 1: Решите квадратные уравнения :

х 1 = ½, х 2 =2.

решений нет.

х 1 =1,5, х 2 =1,5.

1. 2 -5х+2=0,

3. 2 -3х+2=0,

4. 2 -12х+9=0 .

Второй способ( по т., обратной теореме Виета):  Уравнение, вида х 2 +pх+q=0 , называется приведённым. Его корни можно найти по теореме, обратной теореме Виета:  х 1 +х 2 =-p,  х 1 ∙х 2 =q. Например,  уравнение х 2 -3х+2=0  имеет корни х 1 =2, х 2 =1  так как х 1 +х 2 =3, х 1 ∙х 2 =2.

Второй способ( по т., обратной теореме Виета):

Уравнение, вида х 2 +pх+q=0 , называется приведённым. Его корни можно найти по теореме, обратной теореме Виета:

х 1 2 =-p,

х 1 ∙х 2 =q.

Например,

уравнение х 2 -3х+2=0

имеет корни х 1 =2, х 2 =1

так как х 1 2 =3, х 1 ∙х 2 =2.

Задание 2. Решите приведённые квадратные уравнения по теореме, обратной теореме Виета. х 1 =-9,х 2 =-1. х 1 =-4,х 2 =-3. х 1 =12,х 2 =-2.

Задание 2. Решите приведённые квадратные уравнения по теореме, обратной теореме Виета.

х 1 =-9,х 2 =-1.

х 1 =-4,х 2 =-3.

х 1 =12,х 2 =-2.

  • х 2 +10х+9=0,
  • х 2 +7х+12=0,
  • х 2 -10х-24=0.
Третий способ( формула корней приведенного квадратного уравнения): Корни уравнения вида х 2 +pх+q=0 можно найти по формуле: Задание 3:   Решите квадратные уравнения по данной формуле: х 2 -10х-24=0,  х 2 -16х+60=0

Третий способ( формула корней приведенного квадратного уравнения):

Корни уравнения вида х 2 +pх+q=0 можно найти по формуле:

Задание 3: Решите квадратные уравнения по данной формуле:

  • х 2 -10х-24=0,
  • х 2 -16х+60=0

Четвёртый способ( способ « переброски»):  Решить квадратное уравнение можно способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант - точный квадрат. Например:  Решим уравнение 2х 2 -11х+15=0.  «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение: у 2 -11у+30=0.  По теореме, обратной теореме Виета у 1 = 5,у 2 = 6. тогда х 1 =у 1 /2, х 2 =у 2 /2; т.е. х 1 =2,5 , х 2 =3.

Четвёртый способ( способ « переброски»):

Решить квадратное уравнение можно способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант - точный квадрат.

Например: Решим уравнение 2х 2 -11х+15=0.

«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение: у 2 -11у+30=0.

По теореме, обратной теореме Виета у 1 = 5,у 2 = 6. тогда х 1 1 /2, х 2 2 /2; т.е. х 1 =2,5 , х 2 =3.

Решаем, используя метод «переброски» Получим уравнение   Корни 9 и (-2) . Делим числа 9 и ( -2) на 6: Ответ :

Решаем, используя метод «переброски»

Получим уравнение

Корни 9 и (-2) .

Делим числа 9 и ( -2) на 6:

Ответ :

Задание 3: Решите уравнения, используя метод «переброски»: 1. 2х 2 -9х+9=0, 2. 10х 2 -11х+3=0, 3. 3х 2 +11х+6=0 х 1 =1,5 , х 2 =3. х 1 =0,5 ,х 2 =0,6. х 1 =-3,х 2 =- .

Задание 3: Решите уравнения, используя метод «переброски»:

1. 2 -9х+9=0,

2. 10х 2 -11х+3=0,

3. 2 +11х+6=0

х 1 =1,5 , х 2 =3.

х 1 =0,5 ,х 2 =0,6.

х 1 =-3,х 2 =- .

Пятый способ: « Способ коэффициентов» Пусть дано квадратное уравнение ах 2 +вх+с=0, где а≠0.  1.Если а+в+с=0(т.е.сумма коэффициентов  уравнения равна нулю), то х 1 =1,х 2 =с/а.  Например: 345х 2 -137х-208=0 (345-137-208=0), значит,  х 1 = 1,х 2 = - 208/345.  2.Если а-в+с=0 (или в=а+с), то х 1 =-1,х 2 = - с/а.  Например, 313х 2 +326х+13=0 (326=313+13), значит  х 1 =-1,х 2 =-13/313.

Пятый способ: « Способ коэффициентов»

Пусть дано квадратное уравнение ах 2 +вх+с=0, где а≠0.

1.Если а+в+с=0(т.е.сумма коэффициентов

уравнения равна нулю), то х 1 =1,х 2 =с/а.

Например: 345х 2 -137х-208=0 (345-137-208=0), значит,

х 1 = 1,х 2 = - 208/345.

2.Если а-в+с=0 (или в=а+с), то х 1 =-1,х 2 = - с/а.

Например, 313х 2 +326х+13=0 (326=313+13), значит

х 1 =-1,х 2 =-13/313.

Задание 4:  Решите квадратные уравнения методом «коэффициентов»: х 1 =1,х 2 = . х 1 =1,х 2 =- . х 1 =1,х 2 =- . х 1 =-1,х 2 =- . х 1 =-1,х 2 =- . 1. 5х 2 -7х+2=0; 2. 3х 2 +5х-8=0; 3. 11х 2 +25х-36=0; 4. 11х 2 +27х+16=0; 5. 939х 2 +978х+39=0 .

Задание 4: Решите квадратные уравнения методом «коэффициентов»:

х 1 =1,х 2 = .

х 1 =1,х 2 =- .

х 1 =1,х 2 =- .

х 1 =-1,х 2 =- .

х 1 =-1,х 2 =- .

1. 2 -7х+2=0;

2. 2 +5х-8=0;

3. 11х 2 +25х-36=0;

4. 11х 2 +27х+16=0;

5. 939х 2 +978х+39=0 .

Урок одной задачи. 4х 2 -12х+8=0 Решить данное уравнение: По общей формуле; По теореме, обратной теореме Виета; По формуле для нахождения корней приведенного квадратного уравнения; Способом « переброса»; Способом коэффициентов.

Урок одной задачи.

2 -12х+8=0

Решить данное уравнение:

  • По общей формуле;
  • По теореме, обратной теореме Виета;
  • По формуле для нахождения корней приведенного квадратного уравнения;
  • Способом « переброса»;
  • Способом коэффициентов.

Выводы:   данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики;

Выводы:

  • данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках

математики;

  • овладение данными приёмами поможет вам экономить время и эффективно решать уравнения;
  • потребность в быстром решении обусловлена применением тестовой системы выпускных экзаменов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!