СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте "Согласные звуки и буквы Х, х"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к урокам обучения грамоте по теме "Согласные звуки и буквы Х,х"

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки и буквы Х, х»

Согласные звуки [х], [х,]. Буквы Х, х.

Урок обучения грамоте


Цель:

  • Познакомить с новыми звуками, учить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ; познакомить с новой буквой и научить читать слоги, слова и предложения с ней; формировать навыки послогового, орфоэпического, сознательного, выразительного чтения; (предметная составляющая)

  • Развивать связную речь, логическое мышление и внимание, память; расширять словарный запас, кругозор. (УУД, метапредметная составляющая)

  • Воспитывать любознательность, интерес к родному языку,

способствовать воспитанию уважения к труду людей, взаимовыручки.

( личностная составляющая)


Ход урока:


1.Организационный момент.

Для меня учение –

Словно приключение.

Если что-то неизвестно,

Это очень интересно!


2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.


Слайд 1


  • Капитан Флинт предупреждал нас, ребята, что мы никогда не должны забывать тех, кого спасли и поселили на своём спасательном корабле.

Давайте вспомним всех наших друзей.


По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.

  • Какие буквы живут в красных каютах? Прочитайте их.

  • Какие буквы живут в синих каютах? Прочитайте их.

  • Прочитайте звонкие согласные, глухие согласные, парные согласные.

  • Какие буквы обозначают только мягкий согласный звук?

  • Какие буквы обозначают только твёрдый согласный звук?

  • Какая буква не обозначает звука?

  • Какие буквы обозначают мягкость предыдущей согласной?

  • Какие гласные буквы могут обозначать два звука?


3.Постановка темы и цели урока.

Итак, мы продолжаем нашу спасательную экспедицию по Острову Сокровищ. Кажется, к нам приближаются гости.

Слайд 2

Кто это? (хорёк, глухарь, мухи). Какой звук повторяется в каждом слове? Какое слово лишнее? Почему? Проанализируйте его.

  • Слого-звуковой анализ слова мухи.

  • Охарактеризуйте звуки х, х,.

  • Постановка темы и целей урока детьми.


Слайды 3 и 4


4. Работа над новым материалом.


Знакомство со звуками

  • Подготовка артикуляционного аппарата.

Чтобы язычок и губки помогали нам в работе, проведём разминку.


1. Чистим зубки снаружи и внутри.

2. Спортсмен бегает по стадиону.

3. Лошадка цокает по мостовой.


  • Артикуляция звука. Звонкий или глухой?

  • Учимся чётко и правильно произносить новые звуки.


Вы не девочки и не мальчики,

Все сейчас вы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.


Ха – ха – ха, гребешок у петуха.

Ух – ух – ух, машет крыльями петух.

Хи – хи – хи, любят драться петухи.

Хе – хе – хе, есть стихи о петухе.


Игра «Доскажи словечко».


Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно: это… (хлопушка)


Под шум трибун, под ветра свист

Гоняет шайбу… (хоккеист).


Два гороховых стручка

Принесу для… (хомячка).


Учимся слышать новые звуки в словах, определяем положения звука в словах:


Хитрый, хруст, хороший, ехать, запах, хлеб, шорох, мох, шёлк.

Знакомство с буквами Х, х


  • Теперь, когда вы хорошо научились произносить и распознавать в словах новые звуки, капитан Флинт предлагает вам познакомиться и с новой буквой. Кто-нибудь знает, как она называется? Найдите её в алфавите. На что она похожа?

  • Сделайте модель буквы Х из того, что у вас есть на парте.


Слайд 5


  • Ребята, интересно, а почему звуков 2, а букв 4?

  • Капитан Флинт прислал нам фоторобот буквы Х, чтобы мы легко могли её узнать в любом слове. Наклейте его в свой бортовой Журнал спасателя в левый нижний угол.

  • Давайте научимся сами печатать новые буквы. Возьмите простой карандаш и напечатайте 3 заглавных и 3 маленьких букв.

  • Внимание! К нам поступила радиограмма от капитана Флинта. Мы должны её расшифровать и найти в ней новые буквы и слияния. Какие карандаши вам понадобятся?

  • Чтение слияний, слогов и слов с буквой Х.


Слайд 6


Слайд 7


Ребята, отгадайте загадку.


Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот хитрющий я какой!

(хомяк)

  • Прочитайте стихотворение о хомяке, написанное поэтом Луниным.

  • Какое слово было непонятно?

  • Какие слова с новой буквой встретились в стихотворении?


Хомка хомячок предлагает нам сделать с ним зарядку.


Физкультминутка


Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

С ноги на ногу

Хомка раненько встаёт,

Наклон и подъём

Щёчки моет,

Руки к щекам, покачать головой

Шейку трёт,

Руки на шею, голова вверх-вниз

Подметает Хомка хатку

Подметательные движения

И выходит на зарядку.

Ходьба на месте

1,2,3,4,5 –

Хомка хочет сильным стать.


Работа с «Азбукой» с. 162-163


В поле колосом он был

И в печи набрался сил,

Нужен нам он на обед,

Ароматный, вкусный… (хлеб).


  • Что изображено в центре иллюстрации на с. 162?

  • Кого обычно в России встречают хлебом-солью?

  • Красно солнышко, светел месяц, часты звёздочки, тёплые дождички помогают вырастить людям хлеб. Слово хлеб многозначное.


Слайд 8


  • Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? Почему хлеб важен для людей?

  • Где выращивают хлеба?

  • Посмотрите, как 100 лет назад выращивали и убирали хлеб. (объяснение значения слов «серп» и «сноп»)

  • Как теперь выращивают хлеб, какие машины помогают людям в работе?

  • Прочитайте стихотворение.


Работа с таблицей родственных слов.

  • Прочитайте слова про себя.

  • Прочитайте слово, которое обозначает изделие из муки (хлеб).

  • Прочитайте ласковое название хлеба (хлебушек).

  • Поле с хлебными колосьями (хлеба).

  • Сделанный из хлеба (хлебный).

  • Прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает? (хлебороб – профессия: человек, выращивающий хлеб).

Чтение текста на с.163 за учителем.


  • О каком времени года говорится? (о поздней осени)

  • В каком значении употреблено слово хлеб? (хлебные колосья)

  • Почему важно убрать хлеб до зимних холодов? (чтобы не пропал под снегом)


Повторное чтение по цепочке по одному предложению.


Слайд 9


5. Итоги урока (рефлексия)

  • С какими звуками мы сегодня познакомились?

  • Какую букву мы узнали? Как вы думаете, мы уже её спасли? Почему?

  • Зачем нужна такая работа со звуками и буквами?

  • Что на уроке вам понравилось больше всего?

  • Что показалось самым трудным?



6. Домашнее задание

  • В бортовом журнале спасателя самостоятельно выделить слияния и примыкания с новой буквой, напечатать слова .


5



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Х»

Капитан Флинт

Капитан Флинт

Тема урока : , Согласные звуки [ х ] , [ х  ]  и их буквы Х х

Тема урока :

,

Согласные звуки [ х ] , [ х ]

и их буквы Х х

Цель урока:

Цель урока:

  • познакомиться с …
  • учиться отличать…
  • учиться читать …
Возьму я два карандаша, И и х скрещу я не спеша. Так просто составляется, Х буква называется.

Возьму я два карандаша,

И и х скрещу я не спеша.

Так просто составляется,

Х буква называется.

а х  х а  х ра х рап х рам о х  х о  х ро хор  хо-р о-вой у х  х у  х ру хруст  хруст -кий ы х  х ы  х ры ви х -ры и х  х и  х ри хрип  хрип -лый е х  х е  х ре Х рен-ни-ков

а х х а х ра х рап х рам

о х х о х ро хор хо-р о-вой

у х х у х ру хруст хруст -кий

ы х х ы х ры ви х -ры

и х х и х ри хрип хрип -лый

е х х е х ре Х рен-ни-ков

Х о мяк зимою, в х о лод лютый, Не х о чет мёрзнуть ни минуты. Х и трец х о лодною порой Х рапит в х о ромах под землёй.

Х о мяк зимою, в х о лод лютый,

Не х о чет мёрзнуть ни минуты.

Х и трец х о лодною порой

Х рапит в х о ромах под землёй.

Х леб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди х леб в поля х лелеют, Сил для х леба не жалеют. хлеб  хлеб а хлеб ушек хлеб ный хлеб ороб

Х леб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди х леб в поля х лелеют,

Сил для х леба не жалеют.

хлеб хлеб а хлеб ушек хлеб ный хлеб ороб

Капитан Флинт

Капитан Флинт

Тема урока : Закрепление знаний , о согласных звуках [ х ] , [ х  ]  и их буквах Х х

Тема урока :

Закрепление знаний

,

о согласных звуках [ х ] , [ х ]

и их буквах Х х

Цель урока:

Цель урока:

  • закрепить умение отличать…
  • закрепить умение читать…
  • повторить то, что…
а х  х а у- х а му- х а стра х  у х  х у у- х о д пу х слу х о х  х о  х о р х о рь х о - х о т мо х е х  х е  х е к х леб х рен х мель и х  х и  хит-р ый хит-р ость шорох бел хлеб комок боб

а х х а у- х а му- х а стра х

у х х у у- х о д пу х слу х

о х х о х о р х о рь х о - х о т мо х

е х х е х е к х леб х рен х мель

и х х и хит-р ый хит-р ость

шорох бел хлеб комок боб

х рабрость __ __ х __ __ __ х __ __ __ __ х __ __ __ __ __ х Не делай из муки  слона.  х халат с С буквой Х меня на себе носят, С буквой С в столовой просят.

х рабрость

__ __ х

__ __ __ х

__ __ __ __ х

__ __ __ __ __ х

Не делай из муки

слона.

х

халат

с

С буквой Х меня на себе носят,

С буквой С в столовой просят.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!