СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания «Развитие общества» 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  углубление и систематизация знаний о развитии общества

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания «Развитие общества» 11 класс»


Добрый день. Я рада Вас приветствовать на очередном уроке обществознания, проводимом в форме видеоконференции. Меня зовут Анищенко Елена Владимировна, я являюсь учителем истории и обществознания в средней школе №57 города Курска.

Определить тему нашего урока поможет высказывание Гераклита Эфесского «Все течет, все меняется». Общество, в котором мы живём, находится в постоянном движении.

Тема нашего урока «Развитие общества»

Цель урока:  углубление и систематизация знаний о развитии общества

Нам предстоит рассмотреть основные проблемы общественного развития:

1. Многовариантность общественного развития (типы обществ).

2.Понятие общественного прогресса.

3.Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Общество -  сложная динамическая система, которая существует постоянно изменяясь.

Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Куда идёт человечество? Существует ли единый для всех путь развития или каждая страна идёт своей дорогой? Не исключая многообразие путей и многовариантность развития общества ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы обществ.

Выполните задание и назовите три исторических типа обществ.

Задание



Традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностямисословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играет религия.

Переход на следующую ступень развитияиндустриальное обществобыл связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.






На третью ступень развития – постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.

Задания

Общество постоянно развивается, а каковы факторы рбщественного развития?

Можно выделить объективные, внешние, не зависящие от внутреннего состояния общества, человека и субъективные, внутренние факторы развития , зависящие от человека и общества

Не менее важным является вопрос в каком направлении движется общество, находящееся в непрерывном развитии и изменении.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.


Стагнация (застой) - периоды в развитии общества , когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. 

Древние римляне говорили:«Если не двигаешься вперед — двигаешься назад».

Стагнация — чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению.

Прогресс,  регресс и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории.

 Они  переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину общественного развития.

Общественный прогресс  — понятие сложное и неоднозначное.

В своем развитии общество не всегда идет по пути совершенствования.

 Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией. (РИСУНОК)

А каковы причины общественного развития?

Это потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и социального существа

 В ходе реализации своих потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, т. к. каждая удовлетворенная потребность порождает новую, а удовлетворение требует новых действий, следствием которых и является                    развитие общества.





Основными свойствами прогресса являются:

  • переход к более высокому уровню развития;

  • применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам;

  • противоречивость результатов;

  • неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы.

Задания(противоречивость прогресса)

Действительно, прогрессивное развитие общества носит противоречивый характер., Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых здесь нет

Критерии прогресса

Задание (критерии прогресса, диаграмма)

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими характеристиками.

«Прогресс человечества идет очень медленно, а регресс – мгновенно: стоит утратить гуманность – и ты снова дикарь.»(Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе)

ГУМАНИЗМ.Развитие человека , осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.

Различают две формы общественного развития. Выполните задание и назовите эти формы.

Задание.

Эволюция и революция





Сегодня великие реформы признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. И реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Задания

Развитие общества сопровождается усилением интеграционных связей между отдельными людьми и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Этот процесс получил название глобализация. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества .

Противоречивы и последствия глобализации

Задание

Глобальные проблемы –это совокупность проблем   человечества, возникших                                          во      второй половине ХХ века, угрожающих существованию мировой    цивилизации.

Задания

Какие же выводы можно сделать подводя итоги? Подводя итоги , можно сделать выводы о том, что

  • Общество -  являясь сложной динамической системой, существует постоянно изменяясь.

  • В историческом развитии прослеживается единство исторического процесса: переход от традиционного, к индустриальному и постиндустриальному типу общества. Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Каждый народ имеет свою историю, свою культуру.

  • В своем развитии общество не всегда идет по пути совершенствования.

  •  Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией.

  • Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

  • Чтобы оценить эти противоречивые процессы, необходимы критерии общественного прогресса. Они различны: это развитие производства, образования, увеличение свободы человека и уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека.

  • Развитие общества сопровождается глобализацией и возникновением глобальных проблем Все глобальные проблемы взаимосвязаны Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на Земле.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!