СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 5 классе. Тема: «Труд и творчество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый библиотечный урок по обществознанию в 5 классе.

Тема: «Труд и творчество»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Форма урока: Экскурсия в библиотеку (практическое занятие)

Цели урока: 

  • Дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;
  • Объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;
  • Раскрыть значение понятий творчество, творец, творение.
  • Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить понятие труд, как жизненной необходимости человеку.
  • Закрепить знания о творчестве, мастерстве.
  • Знакомство с ресурсами школьной библиотеки

Развивающие:

  • Развитие навыков анализа и сравнения;
  • Развитие логического и образного мышления;
  • Формирование умения делать и обосновывать логические выводы;
  • Формирование навыков самостоятельного поиска информации в различных вилах изданий;
  • Приобщение учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развитие у них навыков самостоятельной работы с ней;
  • Развивать умение     анализировать и сопоставлять добытую информацию, выделяя главное.

Воспитательные:

  • Формирование у учащихся отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека;
  • Воспитание уважительного отношения к творческому труду человека
  • Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.
  • Воспитывать уважение к ценностям, созданным творческими людьми;

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты творческой трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер, творчество и связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию.
  • метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;

 

  • личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование урока:

Образовательные ресурсы школьной библиотеки

Рабочие листы

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

 

2.

Проверка домашнего задания

– Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте вспомнить, что такое труд в жизни человека?

Народная мудрость оставила нам в наследство множество пословиц и поговорок о труде, иллюстрировать которые вам было предложено дома. Давайте посмотрим, что у вас получилось и отгадаем поговорку, изображенную каждым из вас и предложенную библиотекой

 

 

Ответы учеников

 

 

 

На демонстрационном стенде вывешены рисунки учеников. Класс отгадывает название каждого рисунка.

3. 

Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для беседы.

 

– Ребята, начать новую тему урока я бы хотела с притчи «Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю собор!»

Как вы понимаете притчу?

Кто из этих работников занимался трудом? А в чем разница мотивов у каждого из строителей? Как на ваш взгляд, можно назвать третьего строителя?

Перед вами тема урока разрезанная на отдельные буквы. Вам представляется возможность выложить ее самостоятельно (буквы каждого цвета– отдельное слово)

Согласны ли вы с эпиграфом новой темы?

 «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».

 

 

 

Предполагаемый ответ:

Каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество.

 

 

 

 

 

 

 

Творцом, мастером.

 

 

Ученики выкладывают из букв тему урока:

«Труд и творчество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Отличие труда человека от животного.

– Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека?

На рабочем листе есть задание. Вы  должны правильно распределить труд животного и деятельность человека.

Что получилось?

Учитель подытоживает

Итак, животные все эти умения получают по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия.

А человек не трудится инстинктивно, он любую, казалось бы самую черную работу превращает в творческую, или правильнее сказать, вносит в нее элементы творчества.

Так что же такое творчество, творческий труд?

Давайте посмотрим определение этого слова в словаре.

 

 

Подберите однокоренные слова к слову творчество?

 

3. Может ли человек научиться работать творчески?

Зачем человеку творчество?

 

Как можно назвать такого человека?

Сложите из букв, разложенных перед вами гордое звание этого человека

А знаете ли вы имена великих мастеров? Назовите их.

Правильно!

Мастер – человек, достигший высокого мастерства в своём деле.

 

 

 

4. Творческие профессии.

Сегодня у нас необычный урок, он проходит в библиотеке. Как вы думаете, почему урок по теме «Труд и творчество» проходит здесь?

 

А давайте посчитаем, сколько имен великих поэтов и писателей вы знаете?

А знаете ли вы имена таких писателей и поэтов, с творчеством которых еще не знакомы, но уже слышали о них?

А слышал ли кто-либо из вас о Роберте Рождественском? У него есть замечательное стихотворение, которое так и называется «Творчество»

Прочитать стихотворение Р. Рождественского «Творчество»

О каком мастере творческого труда это стихотворение?

 

– Какие еще вы можете назвать творческие профессии?

– Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер вкладывает свою душу в творение. Хотя творчество можно проявить в любом занятии.

Учитель: А сейчас немного отдохнем.

V. Физкультминутка.

Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)

- От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)

А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)

- Золотые руки растят! (движение кисти)

О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»?

А давайте тоже попробуем создать произведение. На рабочем листе есть набор рифм. Кто из вас сможет составить стихотворение на предложенные рифмы?

Рифмы:

Сапожник – художник

Строитель – мыслитель

Искусство – не трусьте

Результат – нарасхват

Урок – звонок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так же сегодня на стенде представлены ваши творческие работы.

Расскажите какое настроение вы испытывали когда занимались любимым делом?

Были ли вы всегда довольны результатом?

А почему? Потому что результат очень часто не соответствует поставленной цели Не расстраивайтесь, почти все творцы великих произведений недовольны своим результатом и только потомки могут оценить их труд со временем.

А теперь закономерно возникает еще один вопрос – а что такое муки творчества?

 

Так же в библиотеке есть книги, которые познакомят вас с различными видами творчества и дадут возможность попробовать себя в новом деле.

Ответы учеников.

Животное действует на основе инстинктов, а человек ставит цель, планирует и использует орудия труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики дают правильный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят определение

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

 

Творение, творить, творец

 

Ответы учеников

Люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, стараются не только создавать нужные вещи для жизни, но и что бы они были красивыми, привлекали внимание, эксклюзивными. (Украшают дом, посуду, оружие и т.д.)

Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.

 

 

Ответы учеников: Мастер своего дела

 

 

Ученики называют имена мастеров.

Ответы учеников

Потому что в библиотеке собраны сочинения писателей, труд которых является творческим.

 

 

 

Называют имена писателей

 

 

 

 

 

 

 

 

О скульпторе.

 

 

Ответы учеников: артистов, композиторов, скульпторов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даже простой сапожник-должен творить как художник

Даже обычный строитель – работает как мыслитель

Сложно, но вы не трусьте – смелость в труде – есть искусство

И будет тогда результат – обязательно нарасхват

Скоро будет звонок – это был прекрасный урок

Ребята рассказывают, как они ждали окончания результата.

 

 

Нет

 

Это когда мастеру трудно, но он не бросает начатое дело, идет до конца. Мало спит, мало ест, мало общается с родными. Он одержим результатом.

 

Знакомство ребят с библиотечной выставкой книг, которые знакомят их с разными видами творчества: вязание, моделирование, рисование, плетение из бисера и т.д.

Каждому из учеников предлагается взять домой выбранную книгу и создать по инструкции какое-либо изделие.

Пока ученики выбирают книгу учитель предлагает гостям поставить автографы на закладках, которые в конце урока подарят ученикам.

 

4. Подведение итогов

 

Обсуждение притчи: Л.Н. Толстого

Ролевое прочтение. На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей;

другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.

А один мужик сказал:  «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»

У него спросили, как он это сделает.

Ребята, как вы думаете, какой вариант решения проблемы предложил этот мужик?

И он сказал:  «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю».

Мужик так и сделал, и ему выдали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку.

 

Какая пословица подходит к содержанию рассказа?

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Ленивые руки не родня умной голове.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.

Каков мастер, такова и работа.

Сила ломит всё, а ум силу.

Голь на выдумку хитра.

По уму и честь.

Всё гениальное — просто!

5. Домашнее задание

«Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее».

Я желаю вам творческого счастливого полета!

Домашнее задание следовательно тоже будет творческим. Я вам предлагаю создать закладку в учебник по истории, используя любые методики и приемы. На закладке вы должны отразить какую-либо древнюю страну, изученную нами на уроках истории.

А мы с гостями подарим вам закладки с автографами в память об этом уроке.

 

 

6. Рефлексия

На рабочем листе ребята у вас есть последний пункт, который называется рефлексия. Мы с вами оценим наш урок по принципу открытого микрофона. Выскажутся обязательно все.

Наш урок подошел к концу и я хочу сказать,

-что на уроке мне больше всего понравилось то, что….

-я могу похвалить одноклассников, за то, что….

-Для меня было открытием то, что…

-на будущее я обязательно учту, что…

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 5 классе. Тема: «Труд и творчество»»

Открытый библиотечный урок по обществознанию в 5 классе.

Тема: «Труд и творчество»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Форма урока: Экскурсия в библиотеку (практическое занятие)

Цели урока: 

  • Дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;

  • Объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;

  • Раскрыть значение понятий творчество, творец, творение.

  • Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить понятие труд, как жизненной необходимости человеку.

  • Закрепить знания о творчестве, мастерстве.

  • Знакомство с ресурсами школьной библиотеки

Развивающие:

  • Развитие навыков анализа и сравнения;

  • Развитие логического и образного мышления;

  • Формирование умения делать и обосновывать логические выводы;

  • Формирование навыков самостоятельного поиска информации в различных вилах изданий;

  • Приобщение учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развитие у них навыков самостоятельной работы с ней;

  • Развивать умение анализировать и сопоставлять добытую информацию, выделяя главное.

Воспитательные:

  • Формирование у учащихся отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека;

  • Воспитание уважительного отношения к творческому труду человека

  • Формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.

  • Воспитывать уважение к ценностям, созданным творческими людьми;

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты творческой трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер, творчество и связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию.

  • метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;



  • личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.

Оборудование урока:

Образовательные ресурсы школьной библиотеки

Рабочие листы

Ход урока

Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.


2.

Проверка домашнего задания

– Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте вспомнить, что такое труд в жизни человека?

Народная мудрость оставила нам в наследство множество пословиц и поговорок о труде, иллюстрировать которые вам было предложено дома. Давайте посмотрим, что у вас получилось и отгадаем поговорку, изображенную каждым из вас и предложенную библиотекой




Ответы учеников




На демонстрационном стенде вывешены рисунки учеников. Класс отгадывает название каждого рисунка.

3.

Изучение новой темы










Вопросы для беседы.


– Ребята, начать новую тему урока я бы хотела с притчи «Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю собор!»

Как вы понимаете притчу?

Кто из этих работников занимался трудом? А в чем разница мотивов у каждого из строителей? Как на ваш взгляд, можно назвать третьего строителя?

Перед вами тема урока разрезанная на отдельные буквы. Вам представляется возможность выложить ее самостоятельно (буквы каждого цвета– отдельное слово)

Согласны ли вы с эпиграфом новой темы?

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».





Предполагаемый ответ:

Каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество.








Творцом, мастером.



Ученики выкладывают из букв тему урока:

«Труд и творчество»
















1. Отличие труда человека от животного.

– Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека?

На рабочем листе есть задание. Вы должны правильно распределить труд животного и деятельность человека.

Что получилось?

Учитель подытоживает

Итак, животные все эти умения получают по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия.

А человек не трудится инстинктивно, он любую, казалось бы самую черную работу превращает в творческую, или правильнее сказать, вносит в нее элементы творчества.

Так что же такое творчество, творческий труд?

Давайте посмотрим определение этого слова в словаре.





Подберите однокоренные слова к слову творчество?



3. Может ли человек научиться работать творчески?

Зачем человеку творчество?



Как можно назвать такого человека?

Сложите из букв, разложенных перед вами гордое звание этого человека

А знаете ли вы имена великих мастеров? Назовите их.

Правильно!

Мастер – человек, достигший высокого мастерства в своём деле.







4. Творческие профессии.

Сегодня у нас необычный урок, он проходит в библиотеке. Как вы думаете, почему урок по теме «Труд и творчество» проходит здесь?



А давайте посчитаем, сколько имен великих поэтов и писателей вы знаете?

А знаете ли вы имена таких писателей и поэтов, с творчеством которых еще не знакомы, но уже слышали о них?

А слышал ли кто-либо из вас о Роберте Рождественском? У него есть замечательное стихотворение, которое так и называется «Творчество»

Прочитать стихотворение Р. Рождественского «Творчество»

О каком мастере творческого труда это стихотворение?



– Какие еще вы можете назвать творческие профессии?

– Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер вкладывает свою душу в творение. Хотя творчество можно проявить в любом занятии.

Учитель: А сейчас немного отдохнем.

V. Физкультминутка.

Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)

- От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)

А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)

- Золотые руки растят! (движение кисти)

О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»?

А давайте тоже попробуем создать произведение. На рабочем листе есть набор рифм. Кто из вас сможет составить стихотворение на предложенные рифмы?

Рифмы:

Сапожник – художник

Строитель – мыслитель

Искусство – не трусьте

Результат – нарасхват

Урок – звонок











Так же сегодня на стенде представлены ваши творческие работы.

Расскажите какое настроение вы испытывали когда занимались любимым делом?

Были ли вы всегда довольны результатом?

А почему? Потому что результат очень часто не соответствует поставленной цели Не расстраивайтесь, почти все творцы великих произведений недовольны своим результатом и только потомки могут оценить их труд со временем.

А теперь закономерно возникает еще один вопрос – а что такое муки творчества?



Так же в библиотеке есть книги, которые познакомят вас с различными видами творчества и дадут возможность попробовать себя в новом деле.

Ответы учеников.

Животное действует на основе инстинктов, а человек ставит цель, планирует и использует орудия труда











Ученики дают правильный ответ














Находят определение

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.



Творение, творить, творец



Ответы учеников

Люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, стараются не только создавать нужные вещи для жизни, но и что бы они были красивыми, привлекали внимание, эксклюзивными. (Украшают дом, посуду, оружие и т.д.)

Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.




Ответы учеников: Мастер своего дела





Ученики называют имена мастеров.

Ответы учеников

Потому что в библиотеке собраны сочинения писателей, труд которых является творческим.




Называют имена писателей













О скульпторе.





Ответы учеников: артистов, композиторов, скульпторов и т.д.































Даже простой сапожник-должен творить как художник

Даже обычный строитель – работает как мыслитель

Сложно, но вы не трусьте – смелость в труде – есть искусство

И будет тогда результат – обязательно нарасхват

Скоро будет звонок – это был прекрасный урок

Ребята рассказывают, как они ждали окончания результата.





Нет



Это когда мастеру трудно, но он не бросает начатое дело, идет до конца. Мало спит, мало ест, мало общается с родными. Он одержим результатом.


Знакомство ребят с библиотечной выставкой книг, которые знакомят их с разными видами творчества: вязание, моделирование, рисование, плетение из бисера и т.д.

Каждому из учеников предлагается взять домой выбранную книгу и создать по инструкции какое-либо изделие.

Пока ученики выбирают книгу учитель предлагает гостям поставить автографы на закладках, которые в конце урока подарят ученикам.


4. Подведение итогов


Обсуждение притчи: Л.Н. Толстого

Ролевое прочтение. На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей;

другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.

А один мужик сказал: 
«А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»

У него спросили, как он это сделает.

Ребята, как вы думаете, какой вариант решения проблемы предложил этот мужик?

И он сказал: 
«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю».

Мужик так и сделал, и ему выдали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку.


Какая пословица подходит к содержанию рассказа?

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Ленивые руки не родня умной голове.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.

Каков мастер, такова и работа.

Сила ломит всё, а ум силу.

Голь на выдумку хитра.

По уму и честь.

Всё гениальное — просто!

5. Домашнее задание

«Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее».

Я желаю вам творческого счастливого полета!

Домашнее задание следовательно тоже будет творческим. Я вам предлагаю создать закладку в учебник по истории, используя любые методики и приемы. На закладке вы должны отразить какую-либо древнюю страну, изученную нами на уроках истории.

А мы с гостями подарим вам закладки с автографами в память об этом уроке.



6. Рефлексия

На рабочем листе ребята у вас есть последний пункт, который называется рефлексия. Мы с вами оценим наш урок по принципу открытого микрофона. Выскажутся обязательно все.

Наш урок подошел к концу и я хочу сказать,

-что на уроке мне больше всего понравилось то, что….

-я могу похвалить одноклассников, за то, что….

-Для меня было открытием то, что…

-на будущее я обязательно учту, что…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!