Предмет обществознание Класс 5 Автор УМК: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова обществознание учебник для общеобразовательных организаций, -М., «Просвещение», 2015 г.; Л.Н.Боголюбов обществознание рабочие программы 5-9 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, -М., «Просвещение», 2011 г.
1 | 2 |
Цель урока | изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей объектов изучения (труда и творчества) |
Задачи | Образовательные: познакомить учащихся с особенностями творческой деятельности и её значением, дать представление о различии творчества и ремесла, раскрыть признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Развивающие: сформировать умение публичного выступления, обобщения информации, анализа материала Воспитательные: мотивировать учащихся к творческой деятельности, как одного из способов асоциального поведения |
Планируемые результаты | Личностные: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в культурной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; проявление интереса к культуре своего народа, родной страны; формирование навыков самоанализа; осознание важности творчества для эффективного развития личности; Предметные: Ученик научится в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды творческой деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; определять отличия творчества и ремесла, выделять признаки мастерства, осознавать роль творчества в жизни человека Ученик получит возможность научиться сопоставлять результаты творческой деятельности своей и чужой, анализировать представленные экспонаты, делать собственные выводы, аргументированно отстаивать собственную точку зрения Метапредметные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, определение темы и цели урока, получение и оценка результата, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог) |
УУД | Регулятивные: выделяет основные смысловые части в тексте и сопоставляет их с собственным опытом; осуществляет прогнозирование своей возможной будущей деятельности Коммуникативные: осуществляет обмен информацией, оценивает деятельность одноклассников Познавательные: различает творчество и ремесло; раскрывает признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. |
Основные понятия. | Труд, творчество, мастер, ремесленник, искусство |
Межпредметные связи | История, технология, изобразительное искусство |
Ресурсы | Выставка творческих работ учащихся, презентация «Творчество в искусстве» |
Форма урока | |
Технология | |
Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время | Деятельность учителя/ педагога | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организационный момент Определить цель урока, познакомить учащихся с основными видами деятельности (5-7 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, вместе с детьми оформляет выставку их творческих работ, предлагает назвать наиболее понравившиеся. Помогает сформулировать тему и цель урока | Оформляют выставку и обдумывают как можно назвать одним словом все экспонаты. Определяют лучшие работы | Осуществляют анализ объектов | Вступают в коллективное учебное сотрудничество. Высказывают свои предложения по определению темы и цели урока | Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели) Отрабатывают способы сотрудничества с учителем и одноклассниками | Эмоционально настраиваются на урок. Высказывают свои предложения по определению темы и цели урока | Самостоятельно обнаруживать и определять цель учебной деятельности. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Актуализация субъективного опыта учащихся (5-7 мин) | Организует фронтальную работу: -Можно ли сказать, что все ваши поделки – это результат труда? - что такое труд? - каким бывает труд? -в чём особенность вашего труда? -любой ли труд является творческим? | Отвечают на вопросы по изученному материалу на прошлом уроке и анализируют свою практическую работу (поделки) и разные профессии | Учатся анализировать сравнивать, строить логическое рассуждение. | Высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других | Учатся отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему |
Изучение новых знаний и способов деятельности (15 мин) | Организует презентацию творческих работ учащихся. Ставит ряд вопросов: - описание технологии выполнение работы - какие умения и навыки потребовались при выполнении работы? - какие способности развили? | Осуществляют презентацию творческих работ, придерживаясь регламента для выявления особенностей творческой деятельности | производят поиск информации, анализируют, выделяют характерные признаки | Выстраивают монолог и диалог с одноклассниками, отвечая на дополнительные вопросы | Учатся организовывать учебное взаимодействие в группе. Учатся публично выступать | Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки при помощи учителя |
Закрепление пройденного материала (5 мин) | Организует обсуждение и обобщение: -В чём особенность творческой деятельности? Напоминает оформление кластера | Отвечают на вопрос и заполняют кластер | Преобразовывать информацию из одного вида в другой | Обмениваются своими выводами в процессе коллективного обсуждения | Учатся организовывать учебное взаимодействие в группе | Выполняют учебные действия в материализованной форме | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки при помощи учителя |
Применение изученного материала (10 мин) | Организует анализ текста учебника (рубрика «Путешествие в прошлое») с.87,83 - какие признаки творческого труда в работе зодчего Нестора? -как можно назвать таких людей? Организует работу с понятиями (мастер, ремесленник) по тексту учебника и демонстрирует презентацию «Творчество в искусстве» | Читают, анализируют, отвечают на вопросы | производят поиск информации, анализируют, выделяют характерные признаки | Обмениваются своими выводами в процессе коллективного обсуждения | Учатся организовывать учебное взаимодействие в группе | Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки при помощи учителя |
Обобщение и систематизация Контроль и самоконтроль (10 мин) | Организует заполнение рабочих листов с заданиями разного уровня сложности по группам: 1) кроссворд 2) -особенности творческой деятельности? - каково связь труда и творчества? 3) - в чём отличие человеческой деятельности от активности животного? 4)- роль творчества в жизни человека? | Осуществляют поиск информации для выполнения учебной задачи используя полученные на уроке знания, учебник, собственный опыт; выделяют существенную информацию | Учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | Обмениваются результатами групповой работы в словесной форме | Учатся отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. Выполняют учебные действия в материальной, речевой и умственной форме. Осуществляют итоговый контроль деятельности | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Домашнее задание Подведение итогов учебного занятия | Объясняет д/з, записывает на доске(для всех п.10 читать,с.88 воп. уст.; дополн: с.89 з.4 или с. 90 з.5; вместе с детьми даёт оценку их работы на уроке | Записывают д/з | определять возможные источники необходимых сведений, | Осуществляют итоговый контроль деятельности; анализируют свою работу; адекватно воспринимают оценку учителя | Организовывать учебное взаимодействие с учителем | Принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку | Самостоятельно выбирать задания домашней работы из предложенных, оценивая свои возможности |
Рефлексия. | Организует обобщающую беседу: - Что нового узнали? - что особенно понравилось? - к чему побудило занятие? | Выделяют существенную для себя информацию | Учиться составлять тезисы, | Высказывают своё мнение | Учатся организовывать учебное взаимодействие с учителем | Принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | На уроке формируется творческая активность учащихся, осуществляется самооценка, формируются навыки самостоятельного определения цели урока и многое другое |
Ресурсы, оборудование и материалы | Выставка творческих работ учащихся, презентация «Творчество в искусстве», рабочие листы для обобщения и систематизации знаний; проектор, интерактивная доска, классная доска, компьютер |
Список учебной и дополнительной литературы | Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова обществознание учебник для общеобразовательных организаций, -М., «Просвещение», 2015 г.; Детская энциклопедия Чудеса света Россия, -М., РОСМЭН,2014 Т.И.Сечина,В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И.Умбеткалиева Справочник учителя истории и обществознания,- Волгоград, «Учитель»,2013 г. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/planirovanie/uud-po-obshchiestvoznaniiu-5-9-klass http://www.moluch.ru/archive/84/15523/ |
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технологии: технология уровневых заданий, педагогическая мастерская Методы: словесный, практический Приёмы: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | да |
Дополнительная необходимая информация | - |