Урок № ____
Дата ________________
Предмет: обществознание, 11 класс
Тема: Формы государства
Тип урока: изучение нового материала
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся с целью применения полученных теоретических знаний для решения заданий ЕГЭ
Задачи урока:
- систематизировать знания по трем формам государства: формам правления, государственного устройства, политическому режиму;
- развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к демократическим ценностям.
Планируемые результаты:
1) предметные: развивать умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение
2) метапредметные:
- познавательные: смысловая ориентация обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и проблемы урока;
- коммуникативные: формирование и формулирование собственной точки зрения, схематизация информации, коммуникативная компетентность в общении;
- регулятивные: умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное многообразие современного мира.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, доп. материалы (Конституция РФ).
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний. Проверка усвоения пройденной темы «Государство – основной институт политической системы», игра «Мозговой штурм».
3. Мотивация.
Учитель: предлагаю послушать небольшую притчу
Вопрос классу: - Как вы думаете, что хотел сказать Конфуций?
Эпиграф к уроку: «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие». (И.А. Ильин, русский философ)
Учитель: О чём мы с вами будем сегодня говорить, вернее, какую тему будем изучать? (о формах государства).
- Предположим тему сегодняшнего урока и скажите, что вы хотите узнать на данном уроке?
- Какая цель? (ответы обучающихся) Записываем тему в тетради.
4. Изучение нового материала.
1) Формы государства. Формы правления.
Учитель: во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое.
Формы государства – порядок образования и структура органов власти, методы её осуществления (записать в тетрадь). Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.
2) Форма государственного (территориального) устройства.
Форма государственного (территориального) устройства – это способ территориальной организации государства. Форма государственно-территориального устройства определяет то, на какие части разделено государство и как они соотносятся с центром.
Игра «Свои примеры»: используя знания по истории и географии, обучающиеся приводят примеры стран с различными формами государственного устройства.
3) Политические режимы.
Политический режим – совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.
Самостоятельная работа с текстом параграфа: прочитать и заполнить в тетради таблицу «Признаки политических режимов»
Демократия | Авторитаризм | Тоталитаризм |
| | |
5. Закрепление изученного. Игра «Логическая цепочка»: работа с Конституцией РФ и определение формы государства России.
Форма правления | Форма государственного устройства | Форма политического режима |
Смешанная республика, т.к. выбираем Президента, и есть пост премьер-министра (Председатель Правительства) | Федерация – т.к. есть полусамостоятельные субъекты | Демократия, т.к. народ – единственный источник власти |
6. Итоги урока. Оценивание.
Учитель: Сегодня мы разобрали содержательные линии в контексте темы Формы государства, систематизировали знания, полученные вами ранее. Попытались осмыслить систему государственной власти, как своей страны, так и некоторых других стран. Кроме того, получили познавательную информацию об отличительных признаках форм государства и их разновидностях. Все это поможет вам ориентироваться в мировой политической действительности, стать еще на одну ступеньку выше в понимании политических процессов в мире, а также выполнение заданий в формате ЕГЭ. Благодарю всех за работу.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание: прочитать параграф, устно ответить на вопросы. Дополнительное задание: составить сложный план по изученной теме «Формы государства», используя материал урока.