СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс к уроку обществознания в 9 классе "Какой политический строй сложился в современной России?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный кейс ориентирован на усвоение темы по обществознанию "Форма государства".

Просмотр содержимого документа
«Кейс к уроку обществознания в 9 классе "Какой политический строй сложился в современной России?"»











Кейс-задание

к повторительно-обобщающему уроку по обществознанию в 9 классе по разделу «Политическая сфера жизни общества»

Какой политический строй сложился в современной России?







Разработал слушатель курсов

переподготовки учителей

истории и обществознания

Исаев Валерий Анатольевич















г. Ульяновск, 2014

Кейс-задание к повторительно-обобщающему уроку по обществознанию в 9 классе по разделу «Политическая сфера общества»

В последнее время все боле актуальным становится вопрос о политическом режиме, сложившимся в современной России. Единого мнения у специалистов пока нет. Существует несколько точек зрения на эту проблему.

1. Конституция РФ

В 1-ой статье Конституции РФ написано, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

2. Взгляд президента «Института экономического анализа» А.Илларионова

Нынешний политический режим в России, согласно международно признанным критериям организации Freedom House, является несвободным. Такое мнение на пресс-конференции "Российская оппозиция: прогнозы развития политических процессов в 2013 году" высказал президент "Института экономического анализа" Андрей Илларионов, сообщает "Росбалт".

По его словам, в 2004 году российский режим перешел из стадии "полусвободного", в котором он находился с 1992 по 2003 год, в стадию авторитарного, а с 2007 года является "жестко авторитарным", сказал Илларионов.

С 2012 года российский политический режим находится в стадии перехода от авторитарного к откровенно тоталитарному, отметил эксперт. Сегодня, считает Илларионов, "мы имеем полутоталитарный режим".

«Таким образом, характеризовать политическую систему современной России позволяют принятые недавно законы о государственной измене, о финансировании НКО, об Интернете и готовящийся к принятию законопроект с поправками в закон о регистрации и свободе передвижения граждан, поскольку эти законодательные акты вторгаются уже не только в область политических, но и общегражданских прав человека,» - уверен глава "Института экономического анализа".



3. Мнение Путина о политическом режиме в России

Президент РФ Владимир Путин считает себя демократом, требующим порядка и соблюдения закона, и не согласен с теми, кто считает, что он построил в России авторитарную систему власти, передает ER.RU

- Я считаю, что мы обеспечили стабильность как обязательное условие для развития. Я считаю это чрезвычайно важным. Но назвать эту систему авторитарной не могу, с этим тезисом не могу согласиться, - заявил глава государства на большой пресс-конференции 20 декабря.

Как передает «Интерфакс», один из журналистов на пресс-конференции поинтересовался мнением Путина, насколько, по его мнению, жизнеспособен созданный им «жесткий, довольно авторитарный режим» и не мешает ли он развитию страны.

По словам президента, самым ярким примером того, что он не авторитарен, является решение «уйти на вторые позиции после двух сроков президентства».

-Если бы считал, что тоталитарная или авторитарная система является для меня наиболее предпочтительной, я бы просто изменил Конституцию. Это было легко сделать, это даже не требует всенародного голосования, достаточно было провести это решение в парламенте, где у нас было более 300 голосов, - подчеркнул президент.

По словам Путина, он «сознательно ушел на вторую позицию, чтобы обеспечить преемственность власти, проявить уважение к Конституции страны и нашим законам».

Глава государства добавил, что тогда «не мог ставить перед собой цель, что через четыре года вернется, поскольку начался кризис и неизвестно, что было бы». Поэтому, отметил Путин, «назвать эту систему авторитарной - нет, но, если кто-то считает, что демократия и исполнение законов - это разные вещи, то он глубоко заблуждается».

- У нас почему-то складывается впечатление, что демократия - это троцкизм, это анархия. Это не так. Бакунин был замечательным человеком, очень умным человеком, но анархия нам не нужна так же, как и троцкизм, - подчеркнул глава государства.

По его словам, анархия 90-х годов привела к дискредитации демократии и рыночного хозяйства.

- Люди стали этого бояться, - добавил он. - Я считаю, что порядок, дисциплина, следование букве закона не противоречит демократическим формам правления, - подчеркнул Путин.

(Источник: Единая Россия 20.12.2012 18:08)



О политическом режиме любой страны нельзя судить только лишь по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.

Проблемный вопрос: какой политический строй сложился в современной России?



Для решения проблемы следуйте рекомендациям:



I. Обсудите в группах следующие вопросы, используя тект Конституции РФ, материалы параграфов учебника и дополнительные материалы:

1. Какая форма правления существует в РФ?

2. Какое национально-государственное устройство в современной России?

3. Является ли Россия гражданским обществом и правовым государством?

4. Выделите основные характерные черты различных политических режимов.



II. Подведите итоги своего обсуждения и сделайте вывод о характере политического режима в современной России.



III. Представьте полученные выводы и результаты другим группам.



Правильное решение:

Однозначного решения нет, т.к. специалисты до сих пор не имеют по этому вопросу единого мнения. Учащиеся в ходе обсуждения могут прийти к следующим выводам:

Сложившийся в России политический режим вряд ли можно отнести к какой-то одной модели в чистом виде. Возможно, это какая-то переходная форма от тоталитарного государства к демократическому, находящаяся на стадии усиления проявлений элементов авторитаризма. (В этом случае необходимо привести аргументы в пользу подобной точки зрения, перечислить характерные черты демократического, авторитарного и тоталитарного режимов и сказать, какие из них присутствуют в современной России.)





Для обсуждения проблемы учащиеся могут использовать : текст Конституции РФ (раздается для каждой группы), материалы учебника (учебники присутствуют на столах) и дополнительные материалы (раздаются для каждой группы).







Дополнительные материалы:



Демократический режим

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия». 

Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д. 
Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов. 

Характерные черты демократического политического режима: 

  • Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 

  • Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. 

  • Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему. 

  • В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство — правовое. 

  • Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции. 

  • Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство. Она — неотъемлемый элемент политического процесса. 

  • СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению. 

  • Силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики. 

  • Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой. 

  • Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества. 

  • Плюралистическая политическая культура. 

  • Возникающие в обществе конфликты разрешаются через механизм, закрепленный в законе. 

  • Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии. 


Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. 

Условия формирования и функционирования демократического политического режима 

Политические: 


  • Развитое гражданское общество. 

  • Стабильность политической власти. 

  • Существование и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы. 

  • Политический плюрализм. 

Экономические: 

  • Высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. 

  • Высокая степень урбанизации. 

  • Развитость массовых коммуникаций. 

  • Рыночная конкурентная экономика. 

  • Плюрализм форм собственности. 

  • Внешнеполитические: 

  • Прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие. 

  • Влияние примера демократических государств. 

  • Стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы. 

Социальные: 

  • Относительно высокий уровень благосостояния граждан. 

  • Сглаживание социального неравенства. 

  • Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства). 

  • Социальный плюрализм. 

  • Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей. 

Культурные: 

  • Грамотность населения, его образованность в целом. 

  • Гражданская политическая культура. 

  • Демократические традиции. 

Гарантии функционирования демократического политического режима: 

  • Система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата. 

  • Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью. 

  • Своевременное полное политическое информирование граждан. 

  • Ограничение срока пребывания в представительных органах власти. 

  • Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников. 


«Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством». (Василий Розанов, русский философ начала XX в.)

Осуществление власти в современной России.

Наряду с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции РФ 1993 года, осуществление власти в современной России в течение последнего десятилетия было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.
Среди основных следует выделить следующие особенности:

  • гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не мог эффективно осуществлять свои полномочия;

  • номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;

  • неэффективность государства как основного социаль­ного института, непосредственно управляющего об­ществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;

  • сочетание форм авторитарно-олигархического прав­ления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х гг.;

  • фактическая подконтрольность правительства толь­ко президенту и его полная зависимость от политиче­ской конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства;

  • множественность режимов;

  • концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собствен­ников, разбогатевших нелегитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х гг., но обладающая огромным влиянием и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных мето­дов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;

  • значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративиз­ма вместо плюралистической демократии;

  • малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выпол­нять основную функцию посредника между властью и обществом;

  • неразвитость системы местного самоуправления, за­висимого от региональных элит;

  • отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной сис­тем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

Методические рекомендации учителю:

1. Задание рекомендовано для проведения повторительно-обобщающего урока по разделу «Политическая сфера жизни общества» в 9 классе. При этом подразумевается класс, подготовленный к работе подобного рода.

2. Выполнение задания кейса предполагает работу учащихся в группах. Это соответствует таким образовательным целям и задачам, как развитие коммуникативных качеств у школьников, раскрытие их творческого потенциала и реализация творческих способностей, умение работать в команде и принимать иную точку зрения, отличную от своей, умение работать с документом и выделять главное в тексте.

3. При работе с данным заданием учащиеся опираются на знания, полученные при изучении раздела «Политическая сфера общества», а также используют рекомендуемую литературу и дополнительные материалы (распечатки).

4. При работе с данным кейсом учитель выступает в роли модератора процесса решения проблемы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!