Тема урока «Путешествие по Древней Греции»
Класс- 5
Учитель: Коннова Н.Б.
Дата: 28 января 2022 года
Цель урока: повторить, обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания учащихся о Древней Греции, расширить кругозор, развивать коммуникативные навыки, прививать любовь к предмету
Оборудование: карта «Древняя Греция», карточки с заданием, историческое лото, конвертики со смайликами.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Мотивация
3. Актуализация знаний
4.Закрепление знаний
5. Подведение итогов урока
6. Рефлексия
7.Домашнее задание.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас сегодня видеть! Какое у Вас настроение?
….
Ребята на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали древнюю интересную страну с очень богатой культурой. А давайте вспомним, как называется эта страна? Выходят 3 ученика и складывают из букв название страны (Греция)
Правильно, молодцы! А хотите полететь на самолете в эту загадочную и удивительную страну? Да! Тогда, внимание через несколько минут самолет отправляется в полет!
Стюардесса. Внимание, уважаемые пассажиры! Командир корабля и экипаж от имени аэрофлота приветствуют Вас на борту воздушного корабля ТУ-154. Напоминаем правила полета… Итак, начинаем путешествие по Древней Греции.
Учащиеся поделены на 3 команды, выбираются капитаны.
Разминка. Каждой команде задается по 10 вопросов о Древней Греции, на которые они отвечают. Сколько правильных ответов, столько и звездочек они получают.
Боги и богини Древней Греции : Аид, Посейдон, Зевс, Афродита, Арес, Афина, Артемида, Дионис, Гермес, Гефест, Аполлон, Деметра, Аврора, Ирида, Гера. Участники берут лото и играют, закрывая карточки с богами.
А сейчас мы попадаем в 776 год до н. э., на Олимпийские игры. Итак, проведем свои интеллектуальные малые олимпийские игры по 5 видам спорта.
Археологи. Ребята получают задания. Найти слово в учебнике истории, которое состоит из букв: 1 буква, 2 строка, 3 слово, 4 буква –(А), 2 буква, 3 строка, 5 слово, 2 буква –( Г), 3 буква, 4 строка, 1 слово, 3 буква –(О), 4 буква, 5 строка, 2 слово, 6 слово, 5 буква -(Р), буква, 7 строка, 4 слово, 1 буква –(О). Слово: АГОРА. А что это такое?
Работа по карте. Маршрут путешествия. Страна, города, острова, реки, моря. Необходимо на контурной карте подписать города, острова, полисы и области Древней Греции.
Восполните текст. Каждая команда получает тест с пропущенными словами, их необходимо вставить. Капитаны получают задание. Задача: заполнить пропуски в карточках.
Карточка № 1.
Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (жаркий), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (каменистые), полноводных (рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (Эгейскому) или (Ионическому) морю.
Карточка № 2.
Греция – это страна (гор) и быстрых горных (рек) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (тёплая). Хотя в стране мало (лесов) и (плодородных земель), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные (пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране, вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (амфоры) – сосуды для вина и масла .
Карточка № 3
Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Между гор находятся зелёные (пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе.
Следующее задание. Работа с понятийным аппаратом! Ребята должны быстро и четко давать определения понятиям.
Демос | простой народ |
Ареопаг | совет знати |
Архонты | Правители Греции (их 9) |
Олимпийские игры | Игры, которые впервые проводились в 776 г |
Демократия | власть народа |
Илоты | рабы |
Пираты | морские разбойники |
Полис | город – государство |
Атлет | участник состязаний |
Ипподром | место для проведения конных соревнований |
Стратег | военачальник |
Амфора | сосуд для масла и вина |
Агора | рыночная площадь |
Триера | мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел |
Оратор | человек, умеющий произносить речь |
Лаконика | область Греции, находящаяся в южной части Пелопоннеса |
Спарта | на западном берегу реки Эврот |
Миф | сказание о богах |
8.Задание называется «Черный ящик» . Учитель кладет предметы в ящик и загадывает загадки командам ( по 2), а они отвечают. После этого учитель достает из черного ящика предметы.
1. Меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре)
2. Корабль с черными парусами (Эгей и его сын Тесей)
3. Перья, воск и нитки (Дедал и Икар)
4. Яблоко (миф о начале Троянской войны)
5. Огонь, орёл, печень (миф о Прометее)
6. Троянский конь (миф о победе греков)
Задание «Поймай дату!». Участники берут дротики и метают их в Дартц, попадая в цифру, смотрят, какая дата написана, дают ответ. Если участники не смогут сами, то им помогает команда.
1. 776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры в Древней Греции
2. 1200- до н.э. – Троянская война
3. 594 г. до н.э. – законы Солона (начало афинской демократии)
4. 490 г. до н.э. - Марафонская битва.
5. 480 год до н.э. - Саламинское сражение
6. 443-первым стратегом в Афинах избирался Перикл.
7. 338 год до н.э.- битва при Херонее.
8. 331 г. до н.э. – битва при Гавгамеллах
9. 323 г. до н.э. – смерть Александра Македонского
А сейчас проведем физминутку. Если я называю слово, которое связано с Грецией, вы поднимаете руки вверх, если нет- в сторону!
Картина из пазлов. Вы любите собирать пазлы? (Да)
Ваша задача собрать из пазлов изображение и отгадать кто это. Команды, получив пазлы, приступают к выполнению заданий. (Всем дано изображение атлета Мирона)
Какие вы молодцы! Радуете меня своими знаниями!
Задание 10. Кому принадлежат эти слова?
1. Афиняне! Я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб. Я жить больше не хочу! (Эгей)
2.Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья! (Деметра)
3. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в смерти сына. Знаю, что человек не птица. Но как прекрасен мир с высоты птичьего полета. (Дедал)
4. Благодаря мне жилища людей стали светлыми. Я помог им преодолеть холод. За что же меня так карает Зевс. (Прометей).
5. Приятно, когда именем твоего отца назвали на века море. Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло… (Тесей)
6. Вы говорите, что я слишком много денег потратил на строительство. Я верну в казну деньги, но на каждом здании будет таблица с моим именем. (Перикл).
7. Я царь богов и людей. Я сильнейший из богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. (Зевс)
8. Нет на Олимпе богини прекрасней меня. Поэты называют меня «рожденною из пены». (Афродита)
9. Я царь великий, царь многоплеменных стран, я царь царей! (Дарий 1)
5. Подведение итогов урока. Сегодня мы с вами на самолете совершили путешествие по прекрасной и удивительной стране Древнего мира – Греции. Повторили знания, которые получили на уроках истории. Итак, приготовьте дневники и давайте поставии оценки.
6. Рефлексия. Понравился ли Вам урок? Что было интересного? Как мы с Вами поработали? Что удалось, а что не очень? Сейчас я пройду с конвертами по рядам, а Вы возьмите смайлик, который отражает Ваше настроение и опустите его в коныерт. Хорошо? Красный-отлично, желтый- хорошо, зеленый – не очень.
7. Домашнее задание. Выполнить тесты в рабочих тетрадях.
Учитель: Урок окончен, благодарю за работу, всего доброго! До свидания!