Урок-обобщение по теме «Металлы»
Тип урока: Обобщение
Цель:Обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Металлы».
Задачи: Актуализировать знания о строении, физических и химических свойствах металлов и их соединений, способах получения металлов.
Расширить представление о роли металлов и их соединений в жизни человека.
Развивать умение составлять уравнения химических реакций.
Развивать внимание, наблюдательность, формировать навыки анализа, сравнения, умение рассуждать, делать выводы.
Способствовать формированию познавательного интереса в процессе учебной деятельности учащихся.
Оборудование и реактивы: Образцы металлов и сплавов, покровные стекла, вода, спиртовка, поваренная соль, яблоко.
ТСО: мультимедиа, обучающие видеофильмы.
План урока
Организационный момент. Знакомство.
При входе в класс вы выбрали себе геометрическую фигуру. Мы ее будем использовать в качестве бейджика. Подпишите свое имя, чтобы нам было комфортнее общаться.
Я сегодня буду на один урок вашим учителем химии.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество и искренне желаю вам удачи.
Вызов.
Тема нашего сегодняшнего урока :Урок-обобщение по теме «Металлы»
Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.
Давайте определим.Какую цель мы ставим сегодня на уроке?,,,
Но чтобы достичь поставленной цели, нам необходимы умения:…
Умения невозможны без знаний, поэтому мы должны актуализировать знания о….
Сегодня вы не только сможете применить свои знания, но и побывать в роли исследователей и созидателей.
Любую работу нужно планировать заранее. План нашей работы:…
По ходу выполнения заданий вы будете ставить себе баллы за успешно выполненное задание в контрольно-рефлексивный лист, и в конце урока сами оцените свою работу на уроке. Дополнительные баллы можно заработать и активно отвечая на устные вопросы.
Мотив: Начать урок я хочу словами стихотворения Н.А. Морозова
Семь металлов создал свет
По числу семи планет.
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера – их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть – родная мать.
Почему только семь металлов упоминается в стихотворении? Эти 7 металлов знали еще древние алхимики.
Сколько же сегодня известно металлов ?(93 из 118 химических элементов)
1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. (Интерактивная беседа)
Предлагаю вам начать путешествие по ПС с загадок:
Все эти металлы очень разные, но есть и то, что их объединяет. Посмотрите, где сгруппированы ме в ПС? Сколько Е как правило на внешнем слое ме?
Задание 1. Выберите электронные схемы металлов. 1 балл
Проверьте себя.
Как элетронное строение отражается на их свойствах?
Физические свойства металлов.
Какая крист решетка характерна для металлов – простых веществ? В чем ее особенности?
Опыт со стеклами
Легко ли скользят стекла, склеенные водой?
Так и в металлическом кристалле свободные е позволяют слоям атомов смещаться. Какие свойства металлов это обеспечивает? (называют свойства, проверяют себя в презентации)
Сплавы.Как вы думаете, сегодня чаще используют чистые металлы или их сплавы? Почему? Давайте посмотрим фильм и ответим на этот вопрос.
Просмотр обучающего фильма о сплаве Вуда.
Почему?...
Какие Сплавы вы знаете? (Слайд «Сплавы»)
2.Металлы в природе. Получение металлов
Если вернутся к стихотворению, то почему металлов было известно только 7? Часто ли мы встречаем в природе простые вещества металллы? В виде чего встречаются элементы-металлы в природе? (варианты ответов учащихся: в составе сложных веществ: оксидов, солей).
Общий способ получения ме можно выразить схемой:
Ме++е- = Ме0
И для их получения необходимы восстановители.
Просмотр обучающего фильма о металлотермии.
Запишите в тетрадях уравнение реакции, отражающее этот процесс. Используется ли данный метод в промышленных масштабах для получения железа? Что используют для восстановления железа при его производстве? Запишите уравнение. Каждое правильно составленное уравнение дает вам по 1 баллу. Проверьте себя. (Один ученик работает у доски, затем осуществляется взаимопроверка).
Физминутка:
Моль, моль, моль - очень вредная букашка
Моль, моль, моль - ест все вдоль и поперек
Моль, моль, моль - съела папины штанишки
Моль, моль, моль - съела мамино пальто
Моль, моль, моль - съела плюшевого мишку.
Оделась и пошла домой.
Химические свойства металлов.
1) Электрохимический ряд напряжений металлов. (интерактивная беседа о причинах такого расположения металлов в ЭХРН)).
2) Металлы с простыми веществами-неметаллами выступают м качестве восстановителей, но реагируют с разной активностью.
Обучающий фильм «Горение железа в хлоре». ОПБ.
Составьте уравнение реакции с хлором металлов: Al Zn Cu.( по вариантам)
Уравняйте методом электронного балланса. (работа в парах)
2Fe0+3Cl20=2Fe+3Cl-3
в-ль о-ль
Zn+Cl2=ZnCl2 2Al+3Cl2=2AlCl3 Cu+Cl2=CuCl2
За выполнение задания: 1-2 балла
(самопроверка с использованием презентации)
3) Металлы с водой (растворение натрия в воде).
Обучающий фильм «Взаимодействие натрия с водой».ОПБ.
Составьте уравнение увиденной реакции. Какое вещество выступает в роли восстановителя? Окислителя?
2Na +2H2O=2 NaOH+ H2 За выполнение задания: 1балл
(самопроверка с использованием презентации)
Будут ли так же себя вести другие металлы. Проведем опыт.
Опыт: Отношение металлов к воде.
Опустите в воду пластинку металла Аl Zn Cu (по вариантам)
Что наблюдаете? Почему реакция не идет? Какие металлы реагируют с водой при н.у.? Какие при высокой температуре? Какие не реагируют?
4) Металлы с кислотами.
Выберите металлы, которые реагируют с растворами кислот.( в презентации предложены: Mg Cu Fe Al Ag)
Проверьте себя. Какое правило применили?
5) Металлы с растворами солей.
Правило: Более активный металл вытесняет менее активный.
4. Соединения металлов.
1) Работа в группах. Каждая группа получает набор карточек с формулами металлов и их соединений. Нужно составить из разрозненных карточек цепочку превращений. Например:
Na → Na2O→ NaOH → Na2SO4
Запишите цепочку превращений в тетрадь. Это будет ваше д/з.
За выполнение задания: 1балл
2) «Секретная шкатулка» (В шкатулке неходится вещество, которое ученики должны отгадать).
-Без этого вещества нет жизни. Из-за него у древних народов нередко бывали войны. Во многих странах оно заменяло деньги, в Китае ХIII века из него делали монеты. Это вещество было символом гостеприимства. Назовите его. При необходимости используется подсказка: служит для консервирования мяса, рыбы, овощей. (Поваренная соль.)
– Почему поваренную соль часто называют «белой смертью»? (Она нарушает водообмен, её избыток вызывает нарушение деятельности почек, сердечно-сосудистые заболевания.) беседа о биологическом значении ионов металлов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
«Верные-неверные утверждения» (см приложение 4)
Самопроверка, самооценка.
Подсчёт баллов за урок, дополнительные баллы за активную работу, словесная оценка работы учащихся учителем, самооценка.
Подведение итогов урока.
Возврат к плану урока.
Итог урока.
-Многие металлы окрашивают пламя в различные цвета. Человек научился применять эти свойства соединений металлов. Завершить нашу тему я хочу демонстрацией этих свойств. Фильм «САЛЮТ»
Выберите пословицу, которой вы бы оценили сегодняшний урок.
– Сделал дело – гуляй смело.
– Не так страшен черт, как его малюют.
– С глаз долой – из сердца вон.
– Придет время, прорастет и семя.
– Узелок да памятка – то дело станется.
Оценка работы педагога. Заполнение оценочно-рефлексивного листа.
Всем спасибо за внимание, за работу. Вы – молодцы.