СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщение "Металлы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания по теме "Металлы".

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщение "Металлы"»

Урок-обобщение по теме «Металлы»

Тип урока: Обобщение

Цель:Обобщить и систематизировать знания по изученной теме «Металлы».

Задачи: Актуализировать знания о строении, физических и химических свойствах металлов и их соединений, способах получения металлов.

Расширить представление о роли металлов и их соединений в жизни человека.

Развивать умение составлять уравнения химических реакций.

Развивать внимание, наблюдательность, формировать навыки анализа, сравнения, умение рассуждать, делать выводы.

Способствовать формированию познавательного интереса в процессе учебной деятельности учащихся.

Оборудование и реактивы: Образцы металлов и сплавов, покровные стекла, вода, спиртовка, поваренная соль, яблоко.

ТСО: мультимедиа, обучающие видеофильмы.

План урока

  1. Организационный момент. Знакомство.

При входе в класс вы выбрали себе геометрическую фигуру. Мы ее будем использовать в качестве бейджика. Подпишите свое имя, чтобы нам было комфортнее общаться.

Я сегодня буду на один урок вашим учителем химии.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество и искренне желаю вам удачи.

  1. Вызов.

Тема нашего сегодняшнего урока :Урок-обобщение по теме «Металлы»

Запишите в тетрадь сегодняшнюю дату и тему урока.

Давайте определим.Какую цель мы ставим сегодня на уроке?,,,

Но чтобы достичь поставленной цели, нам необходимы умения:…

Умения невозможны без знаний, поэтому мы должны актуализировать знания о….

Сегодня вы не только сможете применить свои знания, но и побывать в роли исследователей и созидателей.

Любую работу нужно планировать заранее. План нашей работы:…

По ходу выполнения заданий вы будете ставить себе баллы за успешно выполненное задание в контрольно-рефлексивный лист, и в конце урока сами оцените свою работу на уроке. Дополнительные баллы можно заработать и активно отвечая на устные вопросы.

Мотив: Начать урок я хочу словами стихотворения Н.А. Морозова

Семь металлов создал свет

По числу семи планет.

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой! Сера – их отец!

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть – родная мать.

Почему только семь металлов упоминается в стихотворении? Эти 7 металлов знали еще древние алхимики.

Сколько же сегодня известно металлов ?(93 из 118 химических элементов)

1. Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. (Интерактивная беседа)

Предлагаю вам начать путешествие по ПС с загадок:

Все эти металлы очень разные, но есть и то, что их объединяет. Посмотрите, где сгруппированы ме в ПС? Сколько Е как правило на внешнем слое ме?

Задание 1. Выберите электронные схемы металлов. 1 балл

Проверьте себя.

Как элетронное строение отражается на их свойствах?

Физические свойства металлов.

Какая крист решетка характерна для металлов – простых веществ? В чем ее особенности?

Опыт со стеклами

Легко ли скользят стекла, склеенные водой?

Так и в металлическом кристалле свободные е позволяют слоям атомов смещаться. Какие свойства металлов это обеспечивает? (называют свойства, проверяют себя в презентации)

Сплавы.Как вы думаете, сегодня чаще используют чистые металлы или их сплавы? Почему? Давайте посмотрим фильм и ответим на этот вопрос.

Просмотр обучающего фильма о сплаве Вуда.

Почему?...

Какие Сплавы вы знаете? (Слайд «Сплавы»)

2.Металлы в природе. Получение металлов

Если вернутся к стихотворению, то почему металлов было известно только 7? Часто ли мы встречаем в природе простые вещества металллы? В виде чего встречаются элементы-металлы в природе? (варианты ответов учащихся: в составе сложных веществ: оксидов, солей).

Общий способ получения ме можно выразить схемой:

Ме+- = Ме0

И для их получения необходимы восстановители.

Просмотр обучающего фильма о металлотермии.

Запишите в тетрадях уравнение реакции, отражающее этот процесс. Используется ли данный метод в промышленных масштабах для получения железа? Что используют для восстановления железа при его производстве? Запишите уравнение. Каждое правильно составленное уравнение дает вам по 1 баллу. Проверьте себя. (Один ученик работает у доски, затем осуществляется взаимопроверка).

Физминутка:

Моль, моль, моль - очень вредная букашка

Моль, моль, моль - ест все вдоль и поперек

Моль, моль, моль - съела папины штанишки

Моль, моль, моль - съела мамино пальто

Моль, моль, моль - съела плюшевого мишку.

Оделась и пошла домой.

  1. Химические свойства металлов.

1) Электрохимический ряд напряжений металлов. (интерактивная беседа о причинах такого расположения металлов в ЭХРН)).

2) Металлы с простыми веществами-неметаллами выступают м качестве восстановителей, но реагируют с разной активностью.

Обучающий фильм «Горение железа в хлоре». ОПБ.

Составьте уравнение реакции с хлором металлов: Al Zn Cu.( по вариантам)

Уравняйте методом электронного балланса. (работа в парах)

2Fe0+3Cl20=2Fe+3Cl-3

в-ль о-ль

Zn+Cl2=ZnCl2 2Al+3Cl2=2AlCl3 Cu+Cl2=CuCl2

За выполнение задания: 1-2 балла

(самопроверка с использованием презентации)


3) Металлы с водой (растворение натрия в воде).

Обучающий фильм «Взаимодействие натрия с водой».ОПБ.

Составьте уравнение увиденной реакции. Какое вещество выступает в роли восстановителя? Окислителя?

2Na +2H2O=2 NaOH+ H2 За выполнение задания: 1балл

(самопроверка с использованием презентации)

Будут ли так же себя вести другие металлы. Проведем опыт.

Опыт: Отношение металлов к воде.

Опустите в воду пластинку металла Аl Zn Cu (по вариантам)

Что наблюдаете? Почему реакция не идет? Какие металлы реагируют с водой при н.у.? Какие при высокой температуре? Какие не реагируют?

4) Металлы с кислотами.

Выберите металлы, которые реагируют с растворами кислот.( в презентации предложены: Mg Cu Fe Al Ag)

Проверьте себя. Какое правило применили?

5) Металлы с растворами солей.

Правило: Более активный металл вытесняет менее активный.

4. Соединения металлов.

1) Работа в группах. Каждая группа получает набор карточек с формулами металлов и их соединений. Нужно составить из разрозненных карточек цепочку превращений. Например:

Na → Na2O→ NaOH → Na2SO4

Запишите цепочку превращений в тетрадь. Это будет ваше д/з.

За выполнение задания: 1балл

2) «Секретная шкатулка» (В шкатулке неходится вещество, которое ученики должны отгадать).

-Без этого вещества нет жизни. Из-за него у древних народов нередко бывали войны. Во многих странах оно заменяло деньги, в Китае ХIII века из него делали монеты. Это вещество было символом гостеприимства. Назовите его. При необходимости используется подсказка: служит для консервирования мяса, рыбы, овощей. (Поваренная соль.)

Почему поваренную соль часто называют «белой смертью»? (Она нарушает водообмен, её избыток вызывает нарушение деятельности почек, сердечно-сосудистые заболевания.) беседа о биологическом значении ионов металлов.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

«Верные-неверные утверждения» (см приложение 4)

Самопроверка, самооценка.

Подсчёт баллов за урок, дополнительные баллы за активную работу, словесная оценка работы учащихся учителем, самооценка.

Подведение итогов урока.

Возврат к плану урока.

Итог урока.

-Многие металлы окрашивают пламя в различные цвета. Человек научился применять эти свойства соединений металлов. Завершить нашу тему я хочу демонстрацией этих свойств. Фильм «САЛЮТ»

Выберите пословицу, которой вы бы оценили сегодняшний урок.

– Сделал дело – гуляй смело.

– Не так страшен черт, как его малюют.

– С глаз долой – из сердца вон.

– Придет время, прорастет и семя.

– Узелок да памятка – то дело станется.

Оценка работы педагога. Заполнение оценочно-рефлексивного листа.

Всем спасибо за внимание, за работу. Вы – молодцы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!