Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №9 г. Донецка»
МОДЕЛЬ УРОКА ХИМИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
III МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕ-РОЛЕВОГО
ПОДХОДА
ПО КОНЦЕПЦИИ КАНДИДАТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
РУДЕНКО АЛЕКСЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА
ТЕМА: «Металлы и их соединения»
Тема урока: «Урок обобщения сведений о
металлах», 9 класс
АВТОР УРОКА: ИДРИСОВА-
ФОМИНА
ЛЮДМИЛА ИBAHОBHА
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
ОТЛИЧНИК ОБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЬ – МЕТОДИСТ
ВЫСШАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
КАТЕГОРИЯ
Урок - представление "Встреча двух миров ".
Дидактические цели: Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме "Металлы" с помощью нестандартных приемов обучения.
Развивающие цели: Развить умение применять теоретические знания на практике, эрудицию и эстетические вкусы, внимание и скорость мышления, наблюдательность и артистичность, коммуникативные и творческие компетентности.
Оборудование: Магнитофон, записи ансамбля "Зодиак", презентация космических созвездий, проектор, экран, "Музыка во
Вселенной ". На стенах: плакаты планет Солнечной системы, рыцари в железных шлемах, древний человек с орудиями труда, с железными наконечниками, метеорит, упавший на землю, различная техника из стали.
На демонстрационном столе: алюминиевая фольга, соляная
кислота, гидроксид калия, азотная кислота, штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, аппарат Киппа, кальций карбонат, известковая вода, хлорид железа (III), сульфат железа (II), растворы роданида аммония, желтой и красной кровяной соли.
(Под космическую музыку к доске выходят земляне - учащиеся и жители железной планеты из созвездия @ - центавра -инопланетяне. У них одежда из кусочков алюминиевой фольги, нашитой на ткань).
1-й учащийся: - О, кто это? Какие вы странные!
1 - й пришелец: - Но и вы очень удивительные существа, хотя чем-то похожи на нас.
2-й пришелец: - Хотя у них тоже две ноги, две руки, голова, два
уха, два глаза, как у нас, но их одежды так несовершенны! Или они
уже прокорродировали?! (С удовольствием разглядывает одежду
учащихся ).
2-й учащийся: - Так это же инопланетяне! Просто их одежды
состоят из каких-то тончайших металлов. (Подходит к одному из
них, рассматривает и ощупывает кусочки фольги).
1 - й учащийся: - Да это же похоже на алюминий. (Отрывает
кусочек фольги со словами: «Простите, это нужно для анализа,
сейчас мы это проверим»).
2-й учащийся: - Поскорее вспомнить свойства алюминия и его
соединений. (Перечисляет свойства алюминия и его оксидов и
гидроксидов. Предлагает убедиться, что это алюминий, осуществив
цепочку превращений экспериментальным путем:
А1 -- АlСl3 -- Аl(ОН)3-- A1(NO3)3 -- NaAl(OH)4
1-й учащийся проделывает опыты, комментируя их.
2-й учащийся обращается к инопланетянам:
-А что это у вас за интересный прибор, в котором всё время что-то светится и пищит?
1-й инопланетянин: - А это прибор, в котором используется свойство некоторых металлов испускать на свету электроны.
2-й учащийся: - Да это же явление фотоэффекта, которое характерно для самых активных металлов цезия и рубидия. На этом основано применение охранных устройств в банках и музеях.
3-й учащийся: - А что это у вас за удивительные чемоданчики? Они такие лёгкие и пластичные.
2-й инопланетянин: - Это легчайшие сплавы, которые широко применяются на нашей планете. Они не корродируют . (Далее следует рассказ о самых новейших сплавах, применяемых в науке и технике).
3-й инопланетянин: -А как вы предохраняете металлы от коррозии? Мы делали анализ воздуха на вашей планете и установили, что здесь много влаги и кислорода (внимательно рассматривает краны).
1-й учащийся: - Рассказывает о способах предохранения металлов и сплавов от коррозии на планете Земля.
2-й инопланетянин: - Рассказывает о способах защиты от коррозии на их железной планете Феррите и о последних достижениях науки – нержавеющих сплавах.
(Рассказ сопровождается показом качественных реакций на ионы железа (II) и (III) с роданидом аммония, красной и желтой кровяной солью).
1-й инопланетянин: -Мы исследовали воду ваших морей - в
ней много хлорида натрия и сульфата магния, а в речной воде
очень много ионов: Са2+, Mg2+, HCO3-, Fe3+ +. Как вы пьете такую
жесткую воду? Как вы ее используете?
2-й учащийся: -Рассказывает о способах устранения
временной и постоянной жесткости воды, сопровождая свой
рассказ опытами.
2-й инопланетянин: -А как попали эти ионы в воду?
3-й учащийся: -Рассказывает о превращении соединений
кальция в природе :
СаСОз -- Са(НСО3)2 -- СаСО3 — СаС12,
Пишет на доске уравнения превращений.
1-й учащийся: - Рассказ о первом знакомстве человека с
металлами, о роли железа, меди в развитии цивилизации в
бронзовом веке, в железную эпоху.
2-й учащийся: -рассказ о золоте, его удивительных свойствах
(с демонстрацией плакатов с художественными изделиями из
золота).
1-й инопланетянин: -Рассказ о применении металлов и
сплавов для освоения космоса (данные взяты из энциклопедии
космонавтики).
1-й учащийся: -Я вижу, сколь много сходного в наших
цивилизациях! Одни и те же металлы, сплавы! Не случайно,
наверное, Щипачев в своей поэме "Читая Менделеева" писал:
"Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых..."
(Снова звучит космическая музыка).
ЛИТЕРАТУРА
Н.А.Мезенин. Металлы в космосе. Занимательно о железе.
Termist.combibliot/popular/mezenin/mezenin…
Ракетные металлы: из каких материалов строят космические корабли.Познавательный журнал EVROKOM. SU. 05 февраля evrokom.sutehnologii/nauka...iz-kakih_ materialov…
Химия и космос – наука и техника stud-baza.ruhimiya+kosmos…nauka –i--tehnika (О Титане).
4. Рудзитис Г. Е. Химия. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций /
Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2016. –208 с.