СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе «Нейрогуморальная регуляция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использование ИКТ,схем и примеров на конкретных жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе «Нейрогуморальная регуляция"»

Урок Нейрогуморальная регуляция

Ход урока:

I.Организационный момент

Здравствуйте ребята. Спасибо. Садитесь.

Итак, я хочу, чтобы каждый из вас представил себя исследователем своего организма и организмов животных. А класс пусть будет лабораторией научно-исследовательского института физиологии животных.

Как и любое исследование – наше должно происходить с помощью инструментов. У каждого из вас лежит папка с инструментами, которые мы будем в течение урока плодотворно использовать. Кроме этого у вас должны лежать маршрутный лист, тетрадь учебник и конечно ручка.

Откройте тетрадочки, запишите календарное число нашего урока (Сегодня 10 апреля). Слайд №1

Сегодня мы будем зарабатывать «мысли». У кого наберется более 10 мыслей за правильные ответы и активную работу, тот будет самым выдающимся исследователем урока и получит свою кандидатскую пятерку.

 

II.Погружение в тему

У нас появилась первая проблема. Обратите внимание на экран. (Слайд №2).  Это жезл регулировщика движения и дирижерская палочка. Эти предметы помогают людям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. Какие слова ассоциации вызывают у вас эти предметы. Запишите их в маршрутный лист (приложение I ).

Посмотрите какая ассоциация возникла у меня. (запись слов – ассоциаций на слайде).

А теперь посмотрите еще одну картинку. Что вы здесь видите? (Слайд №3) (Нервную систему и гуморальную систему).

Правильно. Как вы думаете, слова регуляция, нервная система и гуморальная система связаны с темой нашего исследования?

Как вы определите тему нашего научного исследования? (слайд 4)

III. Постановка цели и определение задач урока.

Все правильно. Для нашего исследования нужна цель: ВЫЯСНИТЬ, КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕГУЛЯЦИЯ. Запишите ее в тетради.

И задачи:

  1. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЙРОГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ?

  2. КАКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ СУЩЕСТВУЮТ?

Посмотрите, мы не просто поставили цель и задачи, мы их представили в виде вопросов. И если в конце урока вы сможете ответить на эти вопросы, значит цель нашего исследования достигнута.

IV. Актуализация знаний учащихся

Как вы считаете, всем живым организмам применимо понятие регуляция? (всем, это свойство живого способность реагировать на изменения окружающей среды)

Давайте обратимся еще раз к  системам органов животных,  исполняющих  роль регулировщика и дирижера?

1.Какая регуляция функций называется гуморальной? Нарисуйте в тетради прямоугольник и напишите свойства гуморальной системы. (Учитель на доске с помощью магнитов прикрепляет таблички: гуморальная регуляция, гормоны)

V.Изучение нового материала

1.Строение нейрона (слайд  5)

А как же осуществляется нервная регуляция? В отличие от растений и одноклеточных животных тела многоклеточных животных и человека имеют эти клетки? Посмотрите внимательно на слайд. Что это за клетки?

Многие  из вас затруднятся ответить на этот вопрос, откройте учебник параграф 38, прочтите второй абзац и найдите ответ на вопрос: «Как называются эти клетки?» Запишите определение понятия нейрон в тетрадь. (Учитель прикрепляет на доску табличку «нейрон»).

2.Рефлекс. (слайд 6)

Если  тело гидры уколоть иголкой, то оно сожмется. Как вы думаете, как называется эта реакция? Найдите определение  рефлекса в учебнике, прочтите определения рефлекса. Сформулируте и запишите понятие рефлекс в тетрадь.

Давайте проследим осуществление рефлекса на примере человека (Слайд7) У нас в коже и органах чувств есть рецепторы, которые реагируют на внешние раздражители. С помощью нервных клеток и их отростков сигналы, которые называются нервным импульсом передаются в ЦНС. Это головной или спинной мозг. А затем. По другим нервным клеткам – Из ЦНС к рабочему органу (тому органу, который должен заработать). Давайте найдем в своем организме два примера рецепторов и два примера рабочих органов. Т.Е. составим пути двух рефлексов. (Ребята под руководством учителя проводят два опыта.)

Опыт №1. выбирается один испытуемый, поворачивается спиной к учителю- лицом к классу. Учитель демонстрирует перед учениками 2 ложечки для сгорания веществ (абсолютно пустые!), одну из них нагревает с помощью спичек. (Обязательно проверить на своей руке, чтобы не обжечь школьника; температура ложечки должна быть не опасной для кожи ребенка). Школьнику-испытуемому предлагается одновременно дотронуться обеими ладонями до двух ложек. (Предполагаемый результат: ученик одну руку отдернет быстрее от горячей ложки, чем вторую от холодной). Ребята визуально фиксируют результат.

  • Что произошло?

  • Каков путь рефлекса? Где начало (рецепторы), где конец (рабочий орган)?

Ребята, дополните схему  (Слайд7) и запишите ее в тетради.

Опыт №2. (Пока учащиеся заполняют схему внезапно начинает звучать музыка. Предполагаемый результат: все резко отдернули головы.)

  • Это второй пример рефлекса. Что произошло?

  • Приведите пример рецептора и рабочего органа.

  • Ребята, давайте все встанем, и представим, что каждый из вас это часть рефлекса. Первые парты приготовьтесь. У окна стоит  рецептор, за ним нейрончик, дальше головной мозг. Следующий – нейрон, и рабочий орган. Создайте рефлекс. Потянитесь  друг к другу, возьмитесь за руки. Остальные ряды делают тоже самое. А сейчас на счет: раз, два, три, - передаем нервный импульс друг от друга хлопаньем по ладошки соседа. У какого ряда рефлекс быстрее всего, тот и выиграл.

Чем отличается рефлекс от раздражимости?

Можем ли мы наблюдать рефлексы у амебы и инфузории туфельки? А у растений?

3.Минута мысли (слайд 8)

Каждый отдел нашей научной лаборатории получает карточки, на которых написаны примеры проявления различных ответных реакций организмов. Ваша задача, определить,  где проявление раздражимости, а где рефлекса и записать соответствующие цифры в карточку (дети работают в парах). Затем проводим самопроверку.

(Учитель прикрепляет на доску с помощью магнитов табличку «Рефлекс», «Нервная регуляция»

4.Рефлексы условные и безусловные (слайд 9)

Почему в одном случае у всех возникла одинаковая ответная реакция, вы подняли головы и посмотрели на экран, а эмоции проявились разные?

Существуют условные и безусловные рефлексы. Составление схемы условные и безусловные рефлексы

       Рефлексы

                         безусловные                                                                   условные

                          врожденные                   

                                                                                                           приобретенные

Очень интересно наблюдать за выработкой условных рефлексов у домашних животных.

И вы сами можете убедиться в этом. Посмотрев. Что придумали мы с ребятами из научно-исследовательского кружка с экспериментом над аквариумными рыбами. (Видео любительское «Выработка условных рефлексов у аквариумных рыб» )

5.Решение творческих задач (слайд 10)

Сейчас каждая группа получает карточку с творческими задачами. Вам необходимо определить цели и задачи и найти пути решения (приложение II).

VI. Обобщение изученного материала (слайд 11).

1. Каждый учащийся строит в своей тетради домик и заполняет окошки согласно главным вопросам- задачам урока. (Учитель прикрепляет на доску табличку «Нейрогуморальная регуляция»).

2. И так мы с вами сегодня, в результате нашего иследования познакомились с 3 Р, что это за понятия? (слайд 12)

                                                            регуляция

Р     раздражимость

                                                             рефлекс

Эти понятия являются ключевыми в биологии и помогут вам разобраться сновым понятием – поведение.

VII.Домашнее задание  (слайд 13)

Каждое исследование должно обязательно иметь практический выход. Поэтому дома кроме изучения параграфа 38 я предлагаю тем,  у кого есть домашние животные, выработать у них условные рефлексы.

VIII.Рефлексия

У вас на столах есть два кружочка: это смайлик веселый и дырка от бублика. Предлагаю вам показать мне тот кружочек с которым ассоциируется наш урок: если вы, одухотворенные нашим уроком, сейчас прибежите домой и начнете исследовать рефлексы у себя, своих близких, друзей, питомцев – покажите СМАЙЛИК.

Если же наш урок забудется, как только вы выйдите из кабинета, вам ничего не понятно, и не интересно – покажите ДЫРКУ ОТ БУБЛИКА.

(Обсуждение моментов.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!