СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Регуляция дыхания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Электронная тетрадь  

              по биологии

              ученицы(ка) 8   класса

              ФИ

           _________________________________________

                     

Тема урока: “Регуляция дыхания”.

 

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока : традиционный (комбинированный)

Цели образования:

- раскрыть сущность нервной и гуморальной регуляции в дыхательной системе;

- сформировать представление о работе дыхательного центра;

- убедить учащихся в единстве нервной и гуморальной регуляции в дыхательной системе.

Цели развития:

- развивать умение сравнивать, работать с учебником и дидактическим материалом.

Цели воспитания:

- воспитывать ответственное отношение к людям, у которых наблюдается остановка дыхания;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи урока:

-В ходе совместной работы проанализировать содержание основных понятий: высшие дыхательные центры КБП головного мозга, регуляция дыхания(нервная, гуморальная).

-Выявить значение нейрогуморальной регуляции в жизни человека.

Методы: словесные (объяснение с элементами беседы, фронтальная беседа, индивидуальный опрос,), наглядные (работа с учебником,схемой, дидактическим материалом).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Регуляция дыхания"»

Электронная тетрадь

по биологии

ученицы(ка) 8 класса

ФИ

_________________________________________

Дата____________

Тема урока: “Регуляция дыхания”.




Тема нашего урока “Регуляция дыхания”. Но для того, чтобы нам понять как осуществляется этот сложный механизм, сначала вспомним все, что мы знаем о дыхательной системе человека.

Выполните задание.

Биологический диктант.

1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух- это……

2. Орган дыхательной системы, отвечающий за формирование звука- это….

3. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях- это…..

4. Воздухоносный путь, состоящий из хрящевых полуколец-это…..

5. Легочные пузырьки-это…...

6. Пленка, покрывающая легкие-это .........

7. Воздухоносные пути, состоящие из хрящевых колец это…...

8.Орган дыхательной системы, соединяющий носовую полость с гортанью-это…….

9. В каких органах дыхательной системы происходит активный газообмен- это………...

10. Полость между легкими и грудной клеткой-это……...


Как изменяется частота дыхания после физической нагрузки? (Увеличивается).

Постепенно мы наблюдаем восстановление частоты дыхания. Т. е. организм регулирует частоту и глубину дыхательных движений. Вспомним, как осуществляется механизм вдоха и выдоха

Нам предстоит выяснить, как осуществляется регуляция дыхания.

Мы с вами знаем, что существуют 2 типа регуляции: нервная и гуморальная В основе нервной регуляции лежит рефлекс, а в основе гуморальной регуляции- биологически активные вещества (гормоны).



1 Нервная регуляция.

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Примерно каждые 4 секунды к дыхательным мышцам идут импульсы, поднимающие грудную клетку и опускающие диафрагму. Это приводит к вдоху.

Выдох в состоянии покоя происходит пассивно – ребра опускаются под действием силы тяжести.

При вдохе легкие растягиваются, механорецепторы в их стенках возбуждаются. Эти импульсы передаются в дыхательный центр и тормозят его деятельность. Дыхательные мышцы расслабляются, и происходит выдох.

Посмотрим, как осуществляется нервная регуляция

На работу дыхательных центров также оказывают влияние высшие центры, расположенные в КБП. Благодаря их деятельности можно сознательно изменять ритм дыхания.Интенсивность дыхания изменяется в зависимости от физических нагрузок и эмоционального состояния человека


Давайте посмотрим


2 Защитный рефлекс

Раздражение слизистой оболочки носа пылью или другими веществами вызывает поток импульсов в продолговатый мозг. Он отдает нервные импульсы, в результате которых дыхание останавливается, а голосовые связки смыкаются. Поток воздуха под давлением проходит через голосовые связки и направляется в носовую полость. Воздух с силой выходит наружу, вынося с собой частички пыли и слизи, которые мешали дыханию (см. Рис. 1).


Рис. 1. Защитный рефлекс

То же самое происходит при кашле, только поток воздуха направляется через ротовое отверстие. Причиной кашля может стать раздражение гортани, трахеи, бронхов и легочной оболочки плевры.

    1. 3. Гуморальная регуляция дыхания

При интенсивной мышечной работе вырабатывается большое количество углекислого газа. Насыщенная им кровь поступает в продолговатый мозг, где вызывает возникновение нервных импульсов, в результате чего человек начинает дышать глубже.

Давайте посмотрим

Именно увеличение концентрации углекислого газа в крови новорожденного и его раздражающее действие на продолговатый мозг приводят к совершению первого вдоха.

При понижении концентрации углекислого газа в крови снижается работа дыхательного центра.

Благодаря нервной и гуморальной регуляции концентрация кислорода и углекислого газа в крови поддерживается на определенном уровне в любых условиях.

4. Закрепление.

1. Какие существуют виды регуляции в дыхательной системе?

2. В чем их сущность?

3. Какие существуют защитные рефлексы дыхательной системы?

4. Где находится дыхательный центр и какие отделы включает?

Выполни задание

  1. Подведение итогов, выставление оценок, комментарии

  2. Домашнее задание. § 25 учить, использовать электронную тетрадь при подготовке к уроку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!