Первое исследование. Что такое наречие? На какие вопросы отвечает? -Прочитайте наречия. Поучимся задавать вопросы к наречиям. Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево. - Молодцы, справились с заданием. - Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей) - Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми) Семь вопросов – просто чудо. Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Итак, наречие - это часть речи, которая отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? зачем? и почему? Следующий вопрос для исследования как изменяется наречие? Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работа в группах 1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано; запел ( ?) - запели (_______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________. Сделайте вывод! Наречия по числам ____________________________________ 2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? м.р. Образец: пришел ( когда ?) рано; пришла (_______?) _________; пришло (_______?) _________; Сделайте вывод! Наречия по родам _________________. 3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Образец: появились ( когда ? ) рано; разольются (________?) ___________; цветут (________?) ___________; Сделайте вывод! Наречия по временам _________________________________ 4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано; 2 л: ты встаешь (_______?) _________; 3 л: он встает (_______?) _________; Сделайте вывод! Наречия по лицам ____________________________ 5. Понаблюдайте! Обсудите в группе! Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов: Что? ___________________________ Чего? ________________________ Чему? ______________________ Чем?_______________________ О чем? ____________________ Сделайте вывод! Наречия по падежам ______________________ - А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи) - Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания. -Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка). Переходим к следующему заданию Упр.124 - С какой частью речи связано наречие ? (с глаголом) - Что обозначает наречие? (признак действия) - Каким членом предложения является? - Работаем у доски и в тетрадях. Записываем предложение: Высоко в небе растаяло последнее облако. (полный синтаксический разбор предложения) Обстоятельством. Итак. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством. -А теперь давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило. - Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило. - Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием. - Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его). |