СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Наречие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Наречие как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Наречие как часть речи"»

Русский язык

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

               2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Формы работы:

  • фронтальная

  • самостоятельная

  • групповая

Методы работы:

  • наглядный

  • диалог



Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.


Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших светлых глаз.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям. Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунёмся в удивительный мир русского языка. Дадим себе установку на успех:

Все:Мы умные, серьёзные,

Мы прилежно учимся,

Всё у нас получится!

Уч.: Я тоже думаю, что всё у нас получится.

Сегодня на уроке нам предстоит многое повторить,

А может быть что-то новое открыть.

Уч.: Как вы думаете, а какие качества нам пригодятся на уроке?

Уч-ся: Умение думать, умение рассуждать, оказывать помощь товарищу, не бояться преодолевать трудности, работать активно, старательно.

Уч.: А как же мы будем оценивать свои знания?

Уч-ся: Будем оценивать правильность выполнения заданий и затраченное время.

Уч.: Итак, мы начинаем


фронт.

Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Настраивает на работу.

Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.


Познавательные УУД

Общеучебные (контроль процесса)


Актуализация знаний.

Мотивация.

Вспомнить отличительные признаки частей речи.

Постановка проблемы.


Наблюдение над языковым явлением.

Послушайте пожалуйста стихотворение Эли Куклиной

« Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

Беседа:

Учитель: Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

На каком приеме построено стихотворение? (Прием ассоциаций) Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое

Какие слова привлекли внимание этой поэтессы? (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво).Скажите, что это за слова? Что общего у этих слов?

Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? (Наречие).


наблюдение

фронт.


-Как отличить одну часть речи от другой?

-Почему не можем определить какой частью речи является слова 4 группы?

-Что будем делать?

Отличить одну часть речи от другой можно:

-по вопросу;

-по значению;

-по грамматиче-ским признакам.

Определяют часть речи.




Выявляют причину затруднения.

Познавательные УУД

Логические (подведение под понятие)


Определение темы урока

Определить тему урока

Назовите тему урока.

Слайд 9


Фронт.

Индив.

Слушает ответы,

контролирует и вносит коррективы в случае необходимости

Определяют тему урока (Наречие), проговаривают её вслух


Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели)

Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения.

Цель: познакомиться с новой частью речи «наречием»

Задачи:

1. Узнать, что такое «наречие».

2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.

3.Самостоятельно применять полученные знания.

4.Оценить работу.

- Вот вам вопросы для исследования:

  • Что такое наречие?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как изменяется?

  • Каким членом предложения является?

Эвристическая беседа

Фронт.

Организует беседу с обучающимися, в ходе которой конкретизирует

известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулирова-нии цели и задач урока.


Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока.




Называют пункты плана исследования

Регулятивные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразова

ние (учебная мотивация).


Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся)

Организовать работу детей по открытию понятия «наречие»

Учить выполнять действия по плану.



Первое исследование. Что такое наречие?

На какие вопросы отвечает?

-Прочитайте наречия. Поучимся задавать вопросы к наречиям.

Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.

- Молодцы, справились с заданием.

- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

Семь вопросов – просто чудо.

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Итак, наречие - это часть речи, которая отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? зачем? и почему?

  1. Следующий вопрос для исследования как изменяется наречие?


Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

Работа в группах

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано;

запел ( ?) - запели (_______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________


2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _________________.


3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам _________________________________


4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ____________________________


5. Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________


- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

-Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка).


Переходим к следующему заданию

Упр.124

- С какой частью речи связано наречие ? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

- Каким членом предложения является? - Работаем у доски и в тетрадях. Записываем предложение:

Высоко в небе растаяло последнее облако. (полный синтаксический разбор предложения) Обстоятельством.

Итак.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.

-А теперь давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило. - Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).


Эвристическая беседа,

практические

упражнения.


Парная

Групп.

Фронт.

Предлагает работу в парах, группах.

Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.
























Работая в четверках, обсуждают и записывают словосочетания с наречиями.

Определяют выступающего


















Работают с комментированием

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Познавательные УУД

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

Умение продуктивно взаимодействовать в группе.

Регулятивные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия.




































Регулятивные УУД

Осуществлять контроль.

Физминутка



Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!


- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?







Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные

знания.


Поупражняемся в умении отличать наречие от других частей речи.


Подберите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

завтра –

быстро –

справа –

тихо –

мало –

впереди –

хорошо –


б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

красиво – прекрасно

интересно – увлекательно

печально – грустно

тихо – бесшумно

гладко – ровно


следующее задание достаточно сложное, вначале нужно понять смысл устойчивого выражения, а затем подобрать подходящее наречие.

Кот наплакал- мало

Как по маслу – хорошо

Встать чуть свет –рано

Рукой подать – близко

Идти черепашьим шагом – медленно


Самостоятельная работа.




































Работа в парах

Фронт.

Индив.

Предлагаю прием инсерт.

Читают правило, доказывают свои предположения.


Познавательные УУД

Использовать изученные характеристики наречия.

.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Обобщение знаний по теме.

Обеспечить условия для пооперацион-ного контроля хода выполнения задания

Самостоятельная работа.

-Как вы думаете, зачем нужны наречия?

-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)


- А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».


Учащиеся выполняют разноуровневые задания

 1 уровень – найти наречия

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.


 2 уровень – из двух слов выбрать наречия

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.


 3 уровень – по вопросу подобрать наречие                                        


(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки


Выборочный контроль

Индив.

Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенные знания в новых условиях.


Сверяют результат с образцом.

Выполняют рефлексивную

самооценку.

Сообщают результаты.

Регулятивные УУД Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Рефлексивно-оценочный

Формировать умение оценивать себя.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли мы с вами поставленной цели урока?

А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

  1. Я знаю, что такое наречие.

  2. На уроке у меня все получилось.

  3. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)

  4. Я активно участвовал в открытии нового знания.


беседа

Фронт.

Слушает ответы детей.

Акцентирует

внимание на конечном результате урока и его уровне усвоения

Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.

Регулятивные УУД

Учиться удерживать цель


Регулятивные УУД

Оценка

( осознание уровня и качества усвоения)

Итог урока

Подвести итог урока

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

-Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)

КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)

ЗАЧЕМ? (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)

- Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.


Беседа

Фронт.

Слушает ответы

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Домашнее задание

оценивание


Стр.74 №127 правила на стр.73, 74. И для желающих творческое задание, сочините стихотворение про наречие.
















Скачать

© 2016 971 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!