Конспект урока
ТЕМА: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели : повторить сведения о наречии, полученные обучающимися ранее; уметь находить наречия в тексте.
Предметные: продолжен формирования умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль; повторение правописание безударных гласных в корне слова, Н и НН в разных частях речи, постановка знаков препинания.
Метапредметные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать выводы; развитие готовности к сотрудничеству и совместной деятельности с преподавателем и сверстниками.
Личностные : Способность к самооценке, владение всеми видами речевой деятельности, пополнение речевого запаса.
ЗАДАЧИ.
Обучающие: развивать умение формулировать определение правил, понятий; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающие : Развивать умение опираться на уже имеющийся опыт; развитие групповой и парной работы.
Воспитательные : создание благоприятной атмосферы поддержки и сотрудничества; привитие интереса и уважения к избранной профессии.
Методы и формы работы :проблемный, деятельно-практический методы; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
1.Предлагается для анализа следующий текст.
Страшно и скучно.
Здесь новоселье,
Путь и ночлег.
Тесно и душно,
В диком ущелье –
Тучи да снег.
Небо чуть видно,
Как из тюрьмы.
Солнцу обидно.
( А. С. Пушкин )
Каким настроением проникнуто стихотворение ?
Какие части речи помогают поэту передать состояние тревоги ? (Обучающиеся находят наречия и :).
2 АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Утром мчался ( на)угад
( В)скач(ь )густым я лесом !
( По) весеннему был рад,
( На)обум пустив коня.
( На)чеку жду встречи я…
( НА)яву,( в)разброс меня
Встретили …(наречия)!
Раскрыть скобки, объяснить правописание слов.
3. Какими частями речи являются данные слова?
Как вы это определили?
Какая часть речи называется наречием? (Обучающиеся вспоминают , что это неизменяемая часть речи).
Наречие – очень сложная по правописанию часть речи. Некоторые наречия с приставкой пишутся слитно, некоторые – раздельно, некоторые пишутся через дефис.
Давайте попробуем определить цели и задачи урока.
4. Наблюдение над материалом учебника ( Стр.99 )
Выводы по написанию наречий делают обучающиеся.
Устно выполняется упр.188
Две обучающиеся, вызванные к доске, записывают наречия в два столбика: первый – с раздельным ,второй – со слитным написанием приставки. Группа записывает наречия в два столбика.
Вслед, вдогонку, с разбегу, в упор, поодиночке, вразброс, в одиночку, на глазок, вовремя, исподтишка, в одиночку.
Взаимопроверка.
Проблема.
-С какими частями речи можно спутать наречие?
( С существительными с предлогами и без предлогов: вдали – в дали моря, холодно зимой – за зимой придет весна, ввысь –в высь неба ,вдали – в дали моря, вглубь –в глубь леса, сначала – с начала урока )
Работа по группам :определить синтаксическую роль наречий и их смысловое значение.
КАРТОЧКА 1
Я видел восход солнца здесь десятки раз, и всегда передо мной рождался новый мир, по-новому красивый. Я как-то особенно люблю солнце.
КАРТОЧКА 2
Только что поднялось усталое солнце. Его белые лучи то гаснут на лету, то серебряным веером падают вниз. Откуда – то сверху кричит бабушка : « Ты где ?»
КАРТОЧКА 3
Чуть – чуть облака розовеют
Над тишью вечерних берез.
Так тихо, что птицы робеют
Вести разговоры всерьез.
КАРТОЧКА 4
Недавно на песчаной дорожке я заметил совсем необычный следок. Я долго разглядывал следок и наконец догадался, кто его здесь оставил. Это вялый тритон неповоротливо отправился искать «квартиру» назло своим собратьям.
КАРТОЧКА 5
Береги платье снову, а честь смолоду. Оденьтесь плохо, и запомнят вашу одежду. Оденьтесь безупречно, и запомнят вас.
Выводы делаются обучающимися. ( Обычно наречие является обстоятельством).
К каким смысловым группам вы отнесли наречия?
Время –
Место –
Образ действия –
Причина –
Цель –
Мера и степень –
Вернемся к первому тексту( Страшно и скучно…) .Определите в нем синтаксическую роль наречий.
(Сказуемое в безличном предложении).Задание для более подготовленных обучающихся.
Домашнее задание: упражнение 190.( описать портрет человека, одетого красиво, легко, изящно…)
РЕФЛЕКСИЯ: Я научилась… поняла…
Интересна ли была работа?
Кто проявил активность?
Кто отвечал правильно, доказательно?