СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Наречие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Наречие как часть речи"»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи: - формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

-освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая

Методы работы: наглядный, диалог

Оборудование: Учебник «Русский язык» А.В.Полякова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайды

Ход урока

1. Организационный момент.

- Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

- Запишем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

Парный звук звуку {ф}. Запишите букву, которой он обозначается…

В слове перрон удвоенная согласная …

Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

Буква, в литере вашего класса.

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

Удвоенная согласная в слове тонна….

В слове объяснение безударная гласная …

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

(в р : а ь н я)

- Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Посмотри внимательно на оставшиеся буквы. Какое задание вы бы предложили?

- Из данных букв составьте слово, запишите его (январь) - дай характеристику

(Словарное слово, непроверяемая безударная гласная я,

Существительное м.р., 2 скл, неодуш, нариц и.п.,

Значение слова Декабрь по Ожегову: - Яковлева Настя

Декабрь - Двенадцатый месяц календарного года

Декабрь в Энциклопедическом словаре:Ляхов Сергей

Декабрь - (лат. december - от decem - десять), двенадцатый месяц календарного года (31 сутки).

- А у меня нет дома словаря – где ещё я могу найти эту информацию? (в Интернете)

1 стадия. Вызов.

3. Актуализация знаний.

- Декабрь – первый месяц зимы. Как говорится в пословице - В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

(Эту и другие пословицы вы сможете найти в сборнике «Пословицы и поговорки»)

- Но не только в устном народном творчестве мы можем найти сведения об этом месяце, многие поэты посвящали стихи этому зимнему месяцу. Я попросила Машу найти и выбрать в Интернете стихотворение про декабрь. Послушаем, что у неё получилось.

- Я прочитаю отрывок из стихотворения, которое так и называется – декабрь.

(Читает Наумова Мария)

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Реки покрывает он прочно гладким льдом.

И Рождество справляют, и Новый год встречают

Все люди этим белым морозным декабрём.

- Так как мы с Машей это задание обговорили заранее, то её отрывок я напечатала и вынесла для вас на слайд. Внимание на экран.

- Посмотрите на 2 строку этого стихотворения. Какое задание можно предложить к данному предложению? (Разобрать по членам и частям речи)

-Поднимите руку, кто разобрал всё предложение без сомнений.

-А теперь тот, кто засомневался?

Проблема

-С какой проблемой вы столкнулись?

- 1 уч. Как обозначить слово « прочно» в предложении?

- 2 уч. Какой частью речи и членом предложения выражено слово « прочно»?

-Давайте разберемся. Ваши предположения. Поставьте вопрос и назовите словосочетание.

- 1уч. Это не имя сущ., т.к. слово отвечает на вопрос «как?».

-2 уч. Это и не имя прилаг., т.к. слово « прочно» поясняет глагол, а не имя сущ.

-3 уч. Это и не глагол, т.к. слово не обозначает действие предмета.

4. Выход на тему урока учащимися.

- А кто знает, что это за часть речи?

-4 уч. Это наречие.

-Откуда знаете?

-Какой будет тема урока?

-5уч. Тема урока: « Наречие»

- Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? Для этого поработаем в группах. (7 групп) – 3 ряда - 3 варианта

- 2 тонких и 1 толстый. (схема вам в этом поможет)

(Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа.

Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)

(Записать вопросы на карточках) – голубой цвет

Тонкие вопросы

- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Какие существуют правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия . Осмысление содержания.

5. Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

1. Часть речи …….

2. Отвечает на ? ………

3. Роль ……….

4. Обозначает …………..

5. Изменяемая или неизменяемая часть речи …………

6. В предложении является …………..

- План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. (желтый цвет)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках. (зелёный цвет)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1группа.

Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

3 группа.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)

4 группа.

Уж солнца луч ложится косо, вдали проглянула река. (А.Майков)

5 группа.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков)

6 группа.

И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)

7 группа.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.

- Проверим выполнения задания.

(Где?) впереди, (когда?) вечером.

(Как?) слабо, (как?) жалобно.

(Как?) неохотно, (как?) несмело.

(Как?) косо, (где?) вдали.

(Как?) крепко, (как?) непробудно.

(Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.

(Где?) налево, (где?) направо.

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Теперь обратимся к учебнику, откроем с 121 упр. 180, в нём дан ряд предложений, с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.

Правило с.121 – Найдите, используя правило на с.121, какие вопросы мы не выделили? – запись в таблицу

Отвечаем на следующий пункт плана:

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Запись в таблицу

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

-А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Физминутка.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...

Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...

Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

Проверим пункт 5 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах. – розовый цвет

1,2 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________

3 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

4 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

5 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

6, 7 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

8 группа: - Зимин Антон

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________

(Проверка по группам)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

- Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в таблице

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

- Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

-2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

-3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

-4 уч. Значит, это новый член предложения

- И этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире

Вернулись к нашему предложению и выделили наречие ПРОЧНО

Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством.

6. Вторичное закрепление Включение в систему знаний

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

- В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 181, с.122 - Прочитайте задание.

Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно. (1, 2, и 3, 7)

(двое у доски) (4,6) и (5, 8)

Дети работают самостоятельно.

Самопроверка (слайд) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

- Проверим работу ребят у доски.

7. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

-1уч. Я знаю, что такое наречие.

-2 уч. Я умею находить наречие в предложении.

-3 уч. Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

-Расскажите о наречии все, что вы узнали.

Работа с учебником

-Откройте учебник на с.110 и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали?

-1 уч. Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебнике.

-2 уч. Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные.

-Верно, эту задачу мы решим на следующих уроках, а также попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными

Самоконтроль и самооценка

-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

- 1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

- 2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

-3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

8. Домашнее задание

-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните упр № 184

12.Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.

13. Рефлексия.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Доп.задание:

Цель: заменить фразеологизм одним словом – наречием

Работать спустя рукава – небрежно

Рукой подать – близко

Навострить уши - внимательно

Как курица лапой – неразборчиво

Засучив рукава - старательно

С пятого на десятое – бессвязно

Зарубить на носу– крепко

В мгновение ока – моментально

На глазок – приблизительно

За тридевять земель – далеко

Найдите пары антонимов – составьте с ними стихотворения или предложение

- Выбери фразеологизмы, которые соответствуют твоему настроению на уроке.

Мыслители: Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст.



Тема : “ Правописание - тся и – ться в глаголах “ .

Цели : познакомить учащихся с правописанием - тся, - ться в глаголах ; развивать исследовательские способности, логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель начинает урок с высказывания Ауэрбаха: “ Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп; необходимо, однако, чтобы каждая из них питала свое пламя собственным горючим материалом”.

- Надеюсь, - говорит педагог, - что помогу разжечь вашу любознательность новыми знаниями, новыми открытиями! Будьте наблюдательны и внимательны на уроке; слушайте своих товарищей, не перебивая.

2.Чистописаие.

Дети каллиграфически правильно записывают в тетрадях сначала отдельные сочетания букв, а затем предложения. В них подчеркнуты соединения, в которых дети допускают ошибки. Работы оценивают ученики.

Пе по дст вл вз хма олов плы ок

Первый раз после зимней шапки дети подставляют свои взлохмаченные головки под тёплый весенний ветерок.

После окончания работы учитель записывает на доске: - у, - ишь, - ит.

Ученики определяют, глаголы какого спряжения имеют такие окончания, дописывают окончания глаголов II спряжения множественного числа, отвечают на вопросы: что называется спряжением? Как определить спряжение глаголов?

3.Работа в группах.

У каждого ученика свое задание.

I. Смотрит, вертят, строишь, держите, слышим.

II.Ловишь, решают, видите, откроет, думаем.

III. Едем, рубишь, дышат, красят, косят.

IV. Схватим, носит, бегаешь, возят, чертишь.

V. Тонуть, желтеть, тратят, грузит, съедает.

VI. Сохнуть, стучит, видеть, льём, пищите.

VII. Излучать, багровеют, насолите, рыбачит, пьёшь.

VIII. Рыщет,изрежут, мёрзнете, молотишь, подкормим.

Одному ученику даётся индивидуальное задание: составить опросник по теме “Спряжеие глаголов”.

После выполнения задания проводится взаимопроверка. Максимальное количество баллов – 9. Дети анализируют свои работы, определяют причины ошибок.

4.Физкультминутка для глаз.

5. Исследовательская работа.

Интеллектуальная разминка

Даны слова: учится, учится, университет, подготовишься, писать, поучимся.

Задание: найти “ лишнее” слово – университет. Это существительное, а остальные слова - глаголы. Следующее лишнее слово – писать. Это глагол I спряжения, а остальные - II спряжения. И т.д. Остаются два глагола: учится, учиться. Ученики определяют, разные это слова или в каком – то из них допущена ошибка. Высказывания детей учитель не подтверждает и не опровергает.

Наблюдение за правописанием - тся, - ться.

Даны предложения: Валя учится отлично. Валя хочет учиться отлично.

Задания: записать предложения, подчеркнуть глаголы, определить лицо, число, время глаголов. Ученики сравнивают глаголы и делают вывод: ь не пишется в глаголах 3 – го лица единственного числа настоящего времени, а пишется в неопределённой форме.

Для сильных учеников даётся индивидуальная работа.

Задание 1.

Находить, находиться, находится.

· Поставить ударение в словах.

· Определить часть речи.

· Чем же отличаются слова, если это одна и та же часть речи?

· Сделать вывод: как правильно написать глагол, который оканчивается на -тся/ - ться?

Задание 2.

Выбирать, выбираться, выбирается.

· Поставить ударение в словах..

· Определить часть речи.

· Чем же отличаются слова, если это одна и та же часть речи и они похожи по написанию?

Сделать вывод: как правильно написать глагол, который оканчивается на - тся/ - ться?

Сравниваются выводы учеников с выводами класса.

…- ться и тся как писать?

Надо нам вопрос задать!

И про мягкий знак хитрющий

Поскорее всё узнать!

Учитель обращает внимание учеников на схему :

( что делает?) катает…ся

( что делает?) купает…ся

( что делать?) катат…ся

( что делать?) купат…ся

Ученики самостоятельно выполняют задание, обосновывают свой выбор. Делается вывод: написание ь в окончании глаголов можно определить не только по форме слова, но и по вопросам. Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике.

- Вы сделали правильные выводы, - говорит учитель.

Обобщение темы по таблице Определение првописания – тся/ ться в глаголах

По форме По вопросу

- тся – 3 лицо, ед. или мн. ч.: что делает? кувыркается

Кувыркается, кувыркаются что делать? Кувыркаться

- ться – неопределенная форма что делают? кувыркаются

глагола: кувыркаться

6.Физкультминутка.

Ученики становятся в круг. Когда учитель называет глаголы на - ться, приседают девочки, на - тся – мальчики.

Используются слова: моется, моются мыться, одеваться, одевается, поднимается, подниматься, радуются, радоваться, возвращаться, возвращается, возвращаться.

7.Самостоятельная работа.

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

Карточки для работы в группах

Вставь, если нужно, ь.

Дети хотят учит…ся – он учит…ся в институте, занят…ся математикой – займёт…ся математикой, каждый трудит…ся – все должны трудит…ся, мы решили учит…ся – он старательно учит…ся.

II. Боит…ся волков, вернет…ся домой, хлеб не уродит…ся, мастерством гордят…ся, книга пригодит…ся, хвалят…ся успехом, воды напит…ся.

III. Двинет…ся в путь, шевелит…ся куст, пора одеват..ся, готовы двинут…ся в путь, встретят…ся с другом,успеть возвратит…ся до дождя, теплоход отправит…ся, ребята возвращают…ся.

IV. Гроза надвигает…ся, дым стелет…ся, сын заботит…ся, борот..ся с волнами, двигат…ся бесшумно, прятат..ся в лесу, плескат…ся в воде, дни становят..ся длиннее.

Индивидуальное задание

Дети выполняют в паре по желанию.

Улыба..(ца) ребёнку, умыва..(ца) холодной водой, улабае..(ца) при встречах, умывае..(ца) после работы, язык не поворачивае..(ца), провали..(ца) сквозь землю, верти..(ца) на языке, верну..(ца) из дальней поездки.

8. Домашнее задание (дается по выбору)

I. Записать по 10 глаголов на – ться, - тся.

II. Задание в учебнике.

III. Задание повышенной трудности. Замени звуки буквами.

Долго тяне..(ца), отправляю..(ца) в горы, стали раздава..(ца) голоса, разбивае..(ца) на части, поживи..(ца) чужим добром, в ночи кланя..(ца), с водой сливаю..(ца), весело поё..(ца), лучше не сад..(ца), роди..(ца) летом, лени..(ца) на работе.

IV. Составить небольшой рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на – тся, - ться.

9. Подведение итогов.

Учитель возвращает детей к словам учится – учиться. Выясняют, кто из ребят был прав.

10. Рефлексия.

Педагог предлагает детям закончить предложения: Cегодня я на уроке узнал... Я понял, что … Себя я могу похвалить за … Я научился определять правописание – ться, - тся по… На следующих уроках мне надо поработать над… Эти знания мне пригодятся…

- Спасибо за урок! – говорит учитель.- Желаю вам успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!