Откройте рабочие тетради, запишите число и классная работа. Упр. 118 - Найдите упр. 118 на стр. 148. Откройте учебники на стр. 134. Перед вами обратный словарь на букву Й. Найдите слово жгучий. Давайте попробуем образовать от этого и следующих прилагательных краткие формы, а затем подставим их в предложения по смыслу. - Какое правило мы должны помнить при образовании кратких форм прилагательных? Краткие формы прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий пишутся без Ь. Йод жгуч. Русский язык велик и могуч. Мед тягуч. Мороз трескуч. Лес дремуч. Сапог скрипуч. Напиток шипуч. Песок сыпуч. Газ летуч. Ландыш пахуч. Ёж колюч. Ситец линюч. Утюг горяч. Конь хорош. Кощей зловещ и тощ. - Послушайте предложения. У Маши красивый почерк. Маша пишет красиво. - В 1 предложении слово «красивый» какой частью речи будет являться? - На какой вопрос отвечают прилагательные? - Обратите внимание на 2 предложение. На какой вопрос отвечает слово «красиво»? - Оказывается, от многих прилагательных с помощью суффикса «-о-» можно образовать слова, которые в предложении отвечают на вопрос КАК? И работают обстоятельствами. Например, Лёгкий Окончание – «-ий» Основа – «легк-» Корень – «легк-» Прибавив к основе прилагательного суффикс «-о-», мы получим слово, отвечающее на вопрос как. Она решила задачу легко. Давайте разберем еще один пример. Робкий Окончание – «-ий» Основа – «робк-» Корень – «робк-» - Что нужно сделать, чтобы получить из данного слова, слово, отвечающее на вопрос как? В старших классах вы будете называть такие слова наречиями. Наречие – старое слово. Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень «-реч-». Слово речь когда-то имело значение «глагол». Если буквально перевести термин наречие на современный язык, то получится слово наглаголие. Основная функция наречия – определять глагол, т.е. обозначать признак действия. Наречия отвечают на вопросы – как? где? куда? откуда? когда? Наречия примыкают к глаголу. Запомните: наречия могут быть образованы только от качественных прилагательных. Наречия не имеют окончаний! (на доску вывешивается кластер) Упр. 119, 120 Индивидуальная работа у доски и в тетрадях. Откройте обратный словарь на –Й, - кий. (стр.133) С помощью суффикса «-о-» мы попробуем образовать наречия от прилагательных на «-кий». - У меня есть два зонтика. Под 1 зонтик мы будем вписывать слова, оканчивающиеся на «-кий», выделять суффикс «-о-», а под 2 – образовывать наречия от прилагательных на шипящий «-жий», «-чий», «-ший». - Начнем с 1 зонтика. Я буду вызывать кого-то к доске, а остальные записывают в тетради упр.119 и пишут в строчку. 1 зонтик: 2 зонтик: свежий, горячий, хороший. - Обратите внимание на слова, расположенные под 2 зонтиком. На какую букву падает ударение? - Это значит, что ударный суффикс наречия, после шипящего на письме обозначается буквой О. ФИЗМИНУТКА - Но есть и другой случай образования наречий от прилагательных с основой на шипящий – с помощью суффикса «-е-». - Давайте рассмотрим пример в учебнике. Тягучий Окончание – «-ий» Основа – «тягуч-» Корень – «тягуч-» Если к основе прилагательного мы прибавим суффикс «-е-», то получим наречие «тягуче» Например, Он пел тягуче. - Где в этом случаем стоит ударение? Падает на суффикс «-е-» или нет? - Давайте попробуем образовать наречия от прилагательных неуклюжий и жгучий. (у доски и в тетрадях) - Поставьте ударения в словах. - Как вы думаете, почему в одних наречиях с основой на шипящий пишется суффикс «-о-», а в других – суффикс «-е-»? - Из этого вытекает правило, найдите плакат с летучей мышью. Давайте его прочитаем. - Найдите второй плакат с летучей мышью. Прочитайте его. Работа в парах - Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки. - Прочитайте задание. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. В скобках указывайте вопрос. Выделите у наречий суффикс. I вариант На фоне молочного неба резче проступают силуэты деревьев. Он говорил умно, горячо, дельно. Окно глядело мрачно, зловеще. II вариант Заснеженные купола и пики лучились могуче и свежо. В разных местах зловеще стоят зарева. На станции длинно, тонко и чисто засвистел паровоз. - Какой вывод вы можете сделать? К какой части речи примыкает наречие? Индивидуальная работа в карточках - Найдите в тексте все прилагательные и замените их наречиями. Зима часто начинается с холодных ветров и солнечных морозных дней, пришедших на смену дождливой поздней осени. Уже давно сбросившие листья деревья погружаются в глубокий сон. Яркое солнце светит всего несколько часов в сутки и совсем не согревает. - Прочитайте, что у вас получилось. | Записывают число и классная работа. Выполняют упр.118. Прилагательным Какой? Какая? Какое? Какие? Как? Определяют окончание, основу, корень. Определяют окончание, основу, корень. Прибавить к основе прилагательных суффикс «-о-» На букву О Ударение не падает на суффикс Е Неуклюже, жгуче Высказывают свои предположения. В суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется О – свежо, хорошо, горячо; без ударения – Е: неуклюже, жгуче. В наречии ЕЩЁ на конце пишется Ё. Наречие примыкает к глаголу Холодно, солнечно, морозно, дождливо, поздно, глубоко, ярко. |