СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Начало Смуты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Начало Смуты. Первый самозванец"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Начало Смуты"»

Урок в 7 классе по истории по теме «НАЧАЛО СМУТЫ. САМОЗВАНЕЦ НА ПРЕСТОЛЕ»

Составил: учитель истории и обществознания МАОУ «Юговская средняя школа» Якимова Евгения Андреевна

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление о Смутном времени в российской истории.

Задачи урока

  1. Раскрыть причины начала Смуты и появления самозванцев в России;

  2. показать неустойчивость власти периода Смутного времени;

Формы, приёмы, методы

Фронтальная работа, работа в парах.

Предполагаемый результат

Знать: причины Смуты; проблемы внутренней и внешней политики русского государства; основные события.

Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц.

Метапредметные результаты

Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную; овладевают умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации.

Педагогические технологии

Метод проблемного изучения, технология сотрудничества, элементы исследования.

Основные понятия

Смутное время (смута). Самозванец

Основные даты и события

1598 – 1605 гг. – царствование Бориса Годунова.

1605 – 1606 гг. – царствование Лжедмитрия I.

1606 г. – восстание Ивана Болотникова.

1606 – 1610 гг. – правление Василия Шуйского.



Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организацион-ный момент

Приветствие учащихся.

«Правитель Годунов: вот сам он на

престоле;

Но тень из гроба восстаёт,

И гибнет царь Борис; его не любит боле,

Его хочет свой народ!»

Н.М. Языков

Приветствуют учителя,

проявляют интерес к материалу изучения.

II Постановка учебной задачи

Сегодня мы попробуем самостоятельно определить тему урока. А для этого вам необходимо выполнить задание

  1. Работа с документом. «Правитель Годунов: вот сам он на

престоле;

Но тень из гроба восстаёт,

И гибнет царь Борис; его не любит боле,

Его хочет свой народ!» - Кого хотел видеть народ? И чья тень восстаёт из гроба?

Н.М. Языков


Выходят на проблему.

Выполняют задание.

III Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Работа с портретами: Иван Грозный, Фёдор Иванович, Борис Годунов, царевич Дмитрий , патриарх Иов. (что произошло с царевичем? И при каких обстоятельствах? Кто расследовал дело о царевиче?)

  2. Выход на тему с помощью решения шифрограммы

  3. Что такое Смута?

-Ребята, почему мы каждый год отдыхаем 4 ноября? (ответы)

- С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".

- Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать. Почему Москва – столица нашей родины была захвачена поляками. Как это произошло? Вы узнаете об этом. Начнем с начала.

Сегодня на уроке мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой.

         


Демонстрируют знания и умения по теме.

Организуют поиск противоречий и ответов на вопросы.

IV Усвоение новых знаний и способов действий

П.1. ПРИЧИНЫ СМУТЫ

Смута – кризис, который поразил все сферы жизни. В основе кризиса – острое недовольство, которое испытывали различные сословия. Определение ключевых слов : кризис и сферы общества. Стр.247 словарь

В чем причины Смуты? Пункт 1 параграфа.

Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. Разобраться в этом сплетении непросто. Попробуем, однако, приблизиться к пониманию происходившего в Смутное время, прежде всего причин Смуты.

Заполнение таблицы

Причины Смуты.

Политические

Экономические

Социальные

Династический кризис в связи с пресечением династии Рюриковичей и избранием Земским собором 1598 г. царем Бориса Годунова.

- Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины.

- Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.)

Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет”

вывод

Царь Борис пытался бороться с ситуацией, были открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу. Этим начали пользоваться и политики и выходцы из народа. Первым таким Григорий Отрепьев.

Чем отличается Григорий Отрепьев от наших царей?

О чём говорит внешний облик?

Кто мог воспользоваться положением из бояр, чтобы обрести нового царя в лице Гришки Отрепьева?

Работа с дополнительным материалом по Григорию Отрепьеву и Василию Шуйскому. (первый ряд получает информацию о Лжедмитрие I , второй о Василии Шуйском. После рассказывают своей паре о личностях и заполняют схему.)


На стр.247 найти определение и выписать – самозванец это


П.3. ПРАВЛЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ 1.

Комментированное чтение + ответы на вопросы стр.89.


П.4. «Боярский царь»

Рассказ учителя:

Василий IV Шуйский (1552 - 12 сентября 1612, Варшава) русский царь (с 19 мая 1606 по 17 июля 1610) из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского.

Он поторопился, даже не выждав избрания патриарха, освятить свою власть венчанием на царство (1(11) июня 1606). При восшествии на престол он дал боярам крестоцеловальную запись, в котором обязывался не править страной безучастия бумы.


Решение проблемной задачи: Кого хотел видеть народ? И кто восстал из гроба?

Записывают определение в тетрадь






Читают и

заполняют таблицу




Выписывают термин





















Работа с изображением.



















Работа в парах







Отвечают на вопросы




Читают, задают вопросы



Слушают учителя








V Закрепление знаний и способов действий

Теперь, узнав об основных деятелях и событиях Смутного времени, предлагаю вам сформулировать своё определение этой страшной эпохи, «раскрасив» его новыми знаниями.

Пример: Смутное время – это период внутриполитической борьбы в России между боярскими группировками, во главе одной из которых встал В. Шуйский, в начале XVII в., сопровождающейся появлением самозванцев на престоле, а также крестьянскими выступлениями Болотникова, которые поддерживали Лжедмитрия I.

По окончанию урока учитель собирает рабочие листы.

Дополняют определение персоналиями и событиями.

VI Рефлексия

Подведём итоги урока, закончив предложения:

  • Оцените свою работу: в полную силу работали или нет?

  • С какими источниками сегодня работали?

  • Самым полезным и интересным для меня было…

  • Я встретился с трудностью при...

  • У меня хорошо получилось…

Анализируют деятельность по достижению цели.

VII Информация о домашнем задании

$12, учить определения.

Воспринимают задание, уточняют его



Скачать

© 2023, 53 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!