СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Начало Смуты

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории

 

Задачи:

  • повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже XVI-XVII вв
  • определить причины Смуты
  • охарактеризовать политику Б.Годунова

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Начало Смуты»

Тема урока: Начало Смуты


Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории


Задачи:

  • повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже XVI-XVII вв

  • определить причины Смуты

  • охарактеризовать политику Б.Годунова


Оборудование: вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

План урока

1.Причины Смуты

2.Борис Годунов.

3. Лжедмитрий I

Ход урока:

  1. Постановка проблемы.

- Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?

- Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?

По ходу беседы выясняет причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.


  1. При варианте 1 – часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.(Сл.3)

Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)

Работа с учебником

- Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было»


Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из § 1.(сл.4)


Работа с документом. ( «Итоговый контроль»,с.74)

Из труда историка Н. М. Карамзина:

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, что­бы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профес­соров и докторов... Сие важное намерение не исполни­лось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злопо­лучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истре­блением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»

С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцаре­ния?

С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.

СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объ­ясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоре­чивую память. Приведите не менее двух объяснений.


Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова , основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.


  1. Пополнение галереи- Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I»(сл.5)


Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I

- Объясните текст учебника: «Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста»


Выполняем задание( В4 с.54).(сл.6)

Прочтите отрывок из сочинения историка и напиши­те название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного историче­ского лица.

«Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетер­пелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осме­лился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца долж­ны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и са­поги на огромных каблуках».

- Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?

- Чем закончилось его правление?


Закрепление. Дискуссионное задание.(сл.7)

- Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?

- Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.


Домашнее задание(сл.8): §






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!