СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему растровая и векторная графика по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Растровая и векторная графика.

 

Цель урока: организовать деятельность учащихся для закрепления знаний по теме «Растровые изображения на экране монитора. Палитра цветов»; помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы, объяснить значимость данной темы, показать возможности ее практического применения, способствовать формированию представлений о растровой графике, растровых редакторах и форматах; векторной графики.

 

Задачи:

Обучающая: помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы, объяснить значимость данной темы, показать возможности ее практического применения, способствовать формированию представлений о растровой графике, растровых редакторах и форматах; векторной графики.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию, выделять главное.

Формирующая: воспитывать интерес к предмету, воспитывать уважительное отношение к  своим одноклассникам, аккуратность и дисциплинированность.

Просмотр содержимого документа
«Растровая и векторная графика»

План-конспект урока «Растровая и Векторная Графика»


Предмет: Информатика.

Класс: 9.

Образовательное учреждение: МБОУ СОМШ № 44 им. В. Кудзоева

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Тема урока: Растровая и векторная графика.


Цель урока: организовать деятельность учащихся для закрепления знаний по теме «Растровые изображения на экране монитора. Палитра цветов»; помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы, объяснить значимость данной темы, показать возможности ее практического применения, способствовать формированию представлений о растровой графике, растровых редакторах и форматах; векторной графики.


Задачи:

Обучающая: помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы, объяснить значимость данной темы, показать возможности ее практического применения, способствовать формированию представлений о растровой графике, растровых редакторах и форматах; векторной графики.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию, выделять главное.

Формирующая: воспитывать интерес к предмету, воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам, аккуратность и дисциплинированность.


Оборудование: мел, доска, тетради, компьютер, проектор, презентация, шаблон д\з, таблица 1, оригинальная таблица, ведомость оценок,

Структура лекции:

  1. Организационный этап (1 – 2 мин);

  2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся (8 -12 мин)

  3. Этап изучения нового материала (10 – 12 мин);

  4. Этап первичной проверки понимания изученного (3 – 4 мин);

  5. Этап информации о домашнем задании (2 – 3 мин);

  6. Этап закрепления изученного (8 – 10 мин);

  7. Этап обобщения и систематизации (2 - 3мин);

  8. Этап подведения итогов урока (2 – 3 мин).





ХОД УРОКА.


Перед началом урока раздаются листы с шаблоном и таблицей, записываются вопросы новой темы на доске

  1. Достоинства и недостатки растрового изображения.

  2. Какие существуют редакторы растрового изображения

  3. Распространенные форматы растрового изображения

  4. Какие изображения называются векторными

  5. Достоинства и недостатки векторного изображения

  6. Редакторы – системы графического черчения – системы автоматизированного проектирования

  7. Форматы векторных изображений.

  8. В чем их преимущество перед растровыми изображениями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный этап (1-2 мин)


  1. Приветствие –

  2. Подготовка учащихся к работе

  3. Фиксация отсутствующих, оформление документации



Здравствуйте дети. Садитесь.

Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

Фиксация отсутствующих и приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе

Дети садятся

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся (8 -12 мин)


  1. Сообщение темы урока (1 мин);



  1. Сообщение цели и задач урока. А также направляющих вопросов. (1 – 2 мин)


















  1. Проверка знаний по данной теме и прошлого материала (5 – 7 мин);








  1. Подведение итогов проверки (1 – 2 мин)


Записываем сегодняшнее число и тему урока (слайд 9)

«Растровая и векторная графика»


Цель урока: рассмотреть растровую и векторную графику, их достоинства и недостатки, редакторы графики, форматы рисунков.


Задачи: изучить два вида графики, изучить их достоинства и недостатки, научиться отличать их друг от друга по форматам рисунка, научиться рисовать в различных графических редакторах.


Далее проговариваем вопросы (они записаны на доске и на слайде презентации) – слайд 10



Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству. (Луций Анней Сенека (младший)).


Сегодня и на ближайших уроках мы будем с вами творить, рисовать. Конечно это не то искусство, что на холсте и с кистью. Но умение рисовать на компьютере – это тоже искусство. Рисунок – способ высказать свои желания, это воплощение своих идей, впечатлений, стремлений, идеалов, способ высказать свои проблемы и т.д.


Прежде, чем приступить к изучению нового материала вспомните, что вы знаете по данной теме. Для этого я вам предлагаю ответить на ряд вопросов презентации, записывая результаты на шаблонах для проверки.


Проверяются ответы сразу, нажатием на кнопку вопрос, или выполнением задания. Слайд 3 - 7











И используя слайд 8, выставляют себе отметки. А затем сдают листы. Учитель подводит итоги проверки. Результаты заносятся в ведомость оценок.




Дети записывают число и тему урока


Воспринимают информацию

























Используя презентацию, заполняют шаблон для проверки, и после выполнения задания проверяют и ставят знаки в последней колонке.


Ученики подсчитывают количество плюсов


  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (10 – 12 мин)


А теперь приступим к изучению нового материала.

- Схема изучения следующая: я излагаю новый материал, а вы в процессе изучения заполняете таблицу. (слайд 11 )





Слайд 11





Таблица 1.



Вид графики



Растровая графика

Векторная графика

Определение графики



Достоинства



Недостатки



Редакторы



форматы



Для чего применяют




1.- Итак, начнем с растровой графики. Слайд 12


-Растровое изображение — изображение, представляющее собой сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах (растр).


-Важными характеристиками изображения являются:

  • количество пикселей — размер. количество используемых цветов или глубина цвета;

  • цветовое пространство (цветовая модель) RGB, CMYK, HSB,и др.

  • разрешение — справочная величина, говорящая об рекомендуемом размере пиксела изображения.


-Растровую графику редактируют с помощью растровых графических редакторов. Создается растровая графика фотоаппаратами, сканерами, непосредственно в растровом редакторе, также путем экспорта из векторного редактора.


2.Достоинства и недостатки. слайд 13


- Достоинства


  • Растровая графика позволяет создать практически любой рисунок, вне зависимости от сложности.

  • Распространённость — растровая графика используется сейчас практически везде: от маленьких значков до плакатов.

  • Высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование.

  • Растровое представление изображения естественно для большинства устройств ввода-вывода графической информации, таких как мониторы, струйные принтеры, цифровые фотоаппараты, сканеры.


-Недостатки


  • Большой размер файлов с простыми изображениями.

  • Невозможность идеального масштабирования.

  • Невозможность вывода на печать на плоттер.


3.Редакторы растрового изображенияслайд 14


Существует веливое множество растровых редакторов, наиболее известны:


  • Microsoft Paint (Пэинт, Паинт) — простой растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав всех операционных систем Windows, начиная с первых версий.

  • GIMP (GNU Image Manipulation Program) или Гимп — графический редактор, создан для обработки и создания растровой графики. Программа имеет много возможностей, предназначена для обработки фотографий, рисунка и цифровой живописи. В Гимпе частично поддерживается векторная графика.

  • Adobe Photoshop — платный растровый графический редактор. Этот фоторедактор является лидером рынка в области платных средств редактирования растровых фотографий.


4.Форматырастрового изображения слайд 15


Растровые изображения обычно хранятся в сжатом виде. В графическом файле может храниться дополнительная информация: об авторе файла, фотокамере и её настройках, количестве точек на дюйм при печати и др.


Сжатие без потерь


Использует алгоритмы сжатия, основанные на уменьшении избыточности информации.


  • BMP или Windows Bitmap — обычно используется без сжатия, хотя возможно использование алгоритма RLE.

  • GIF (Graphics Interchange Format) — устаревающий формат, поддерживающий не более 256 цветов одновременно. Всё ещё популярен изза поддержки анимации, которая отсутствует в чистом PNG, хотя ПО начинает поддерживать APNG.

  • PCX устаревший формат, позволявший хорошо сжимать простые рисованые изображения (при сжатии группы подряд идущих пикселов одинакового цвета заменяются на запись о количестве таких пикселов и их цвете).

  • PNG (Portable Network Graphics)


Сжатие данных с потерями


Основано на отбрасывании части информации (как правило наименее воспринимаемой глазом).

  • JPEG очень широко используемый формат изображений.


5. Векторная графика слайд 18



- Векторная графика — способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на использовании геометрических примитивов, таких как точки, линии, многоугольники.


6. Достоинства и недостатки векторной графикислайд 19



Достоинства


  • Размер, занимаемой описательной частью, не зависит от реальной величины объекта, что позволяет, используя минимальное количество информации, описать сколько угодно большой объект файлом минимального размера.

  • В связи с тем, что информация об объекте хранится в описательной форме, можно бесконечно увеличить графический примитив, например, дугу окружности, и она останется гладкой.


Недостатки


  • Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде — для подобного оригинальному изображению может потребоваться очень большое количество объектов и их сложности, что негативно влияет на количество памяти, занимаемой изображением, и на время для его отображения.

  • Перевод векторной графики в растр достаточно прост. Но обратного пути, как правило, нет.


7. Редакторы векторной графики слайд 20


  • CorelDRAW — векторный графический редактор, разработанный канадской корпорацией Corel. Текущая версия продукта — CorelDRAW Graphics Suite X5, доступна только для Microsoft Windows.


  • Inkscape (Инкскейп) — векторный графический редактор, удобен для создания как художественных, так и технических иллюстраций (вплоть до использования в качестве САПР общего назначения, чему также способствует легкость обмена чертежами)


  • OpenOffice.org Draw — компонент одноимённого офисного пакета.


  • КОМПАС-3D - полнофункциональная версия системы трехмерного моделирования Позволяет создавать трехмерные модели деталей и сборок, чертежи и спецификации любой сложности.


8. Форматыслайд 20


Практически каждый редактор имеет свой формат, но самыми распространенными являются: SVG, CMX, GXL, WMF, SWF



Воспринимают информацию и заполняют таблицу














































































































































































  1. Этап первичной проверки понимания изученного (3 – 4 мин)


Заполнили таблицу, теперь ее сдаем.


Вопросы для проверки понимания:

  1. Какие виды графики мы изучили? (растровая и векторная)

  2. Чем они отличаются друг от друга? (Растровая – построение пискелами, а векторная – графическими примитивами)

  3. Что можно сказать о рисунке, используя его расширение? (можно сказать в каком типе редакторов создавался)

  4. Каковы достоинства и недостатки растровой графики ? достоинства – высокая точность, легкость в построении; недостатки – большой объем и чувствительность к изменениям размера).

  5. Достоинства и недостатки векторной графики. (достоинства – малый размер, нечувствительность к изменениям размера; недостатки – сложность построения)


Итак, что непонятного в новой теме?

Ученики сдают заполненные таблицы


Ученики отвечают на вопросы






  1. Этап информации о домашнем задании (2 – 3 мин)

Слайд 25


Записывают домашнее задание

  1. Этап закрепления изученного (8 – 10 мин)


А теперь самое интересное – это рисование, но сначала поделимся на группы.


Класс делим на 2 группы: векторов и растров – слайд 25. Каждой группе раздаем задания.


Пока класс выполняет задания, учитель сверяет таблицу, заполненную учениками с оригиналом, выставляет оценки во второй колонке ведомости оценок и выставляет итоговую отметку в журнал.

Дети, в зависимости от группы, рисуют свои рисунки

  1. Этап обобщения и систематизации (2 – 3 мин)



Слайд 26


Итак, на сегодняшнем уроке изучили тему: растровая и векторная графика. Рассмотрели, какая графика называется растровой, ее недостатки и достоинства, рассмотрели программы, в которых можно создавать растровые рисунки и форматы этих рисунков. Тоже самое рассмотрели и для векторной графики.


  1. Этап подведения итогов учебного занятия (2 – 3 мин)


Слайд 27


Учитель дает краткое резюме урока, и о полученных отметках.


Благодарю за внимание, всем спасибо, до свидания. слайд 28

Слайд 28




Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya_k_uroku_1»

Растровая и векторная графика 9 класс. Учитель: Цуциев О.Г. Актуализа Новая тема Закрепление ция

Растровая и

векторная графика

9 класс.

Учитель: Цуциев О.Г.

Актуализа

Новая тема

Закрепление

ция

Актуализация знаний  Перед вами лежат шаблоны для проверки домашнего задания. Они разделены по вопросам и имеют две колонки. В первой колонке пишем ответ на вопрос (по порядку), а во второй позже – ставим знак «+», если ответ правильный, и «-» не правильный. На все дается 7 – 10 мин. В конце подсчитаем количество баллов. Ответов может быть несколько. Желаю вам успехов

Актуализация знаний

Перед вами лежат шаблоны для проверки

домашнего задания. Они разделены по

вопросам и имеют две колонки. В первой

колонке пишем ответ на вопрос (по порядку), а во второй позже – ставим знак «+», если ответ

правильный, и «-» не правильный. На все дается 7 – 10 мин. В конце подсчитаем количество баллов.

Ответов может быть несколько.

Желаю вам успехов

Выбрать правильные ответы Качество изображения монитора зависит от: Размера пикселя Диагона ли экрана Пространственного разреше Глубины цвета ния

Выбрать правильные ответы

Качество изображения монитора зависит от:

Размера пикселя

Диагона

ли экрана

Пространственного разреше

Глубины цвета

ния

Выберите правильное Пространственное разрешение - это Количество точек по горизонтали и вертикали Размер монитора в дюймах Минимальное количество пикселей Количество «микрошагов»

Выберите правильное

Пространственное разрешение - это

Количество точек по горизонтали и вертикали

Размер монитора в дюймах

Минимальное количество пикселей

Количество «микрошагов»

Палитра цветов RGB и ее особенности Как формируется изображение? Формируется путем сложения  базовых цветов Какие цвета являются в ней основными? Базовые цвета – красный, зеленый, синий.

Палитра цветов RGB и ее особенности

Как формируется изображение?

Формируется путем сложения

базовых цветов

Какие цвета являются в ней основными?

Базовые цвета – красный,

зеленый, синий.

Палитра цветов CMYK и ее особенности Как формируется изображение? Формируется путем наложения базовых цветов Какие цвета являются в ней основными? Базовые цвета – голубой, пурпурный, желтый и черный.

Палитра цветов CMYK и ее особенности

Как формируется изображение?

Формируется путем наложения

базовых цветов

Какие цвета являются в ней основными?

Базовые цвета – голубой,

пурпурный, желтый и черный.

Палитра цветов HSB и ее особенности Как формируется изображение? Формируется путем установления значения базовых параметров Какие цвета являются в ней основными? Базовые параметры – оттенок цвета, насыщенность, яркость.

Палитра цветов HSB и ее особенности

Как формируется изображение?

Формируется путем установления

значения базовых параметров

Какие цвета являются в ней основными?

Базовые параметры – оттенок цвета,

насыщенность, яркость.

Подведение итогов проверки Итак, если вы набрали плюсов: 1 – 3 – «2 бала» 4 – 5 – «3 бала» 6 – 7 – «4 бала» 8 – 9 – «5 балов». Все молодцы. Выставили себе отметку и сдали листы.

Подведение итогов проверки

  • Итак, если вы набрали плюсов:
  • 1 – 3 – «2 бала»
  • 4 – 5 – «3 бала»
  • 6 – 7 – «4 бала»
  • 8 – 9 – «5 балов».

Все молодцы. Выставили себе отметку и сдали листы.

Изучение нового материала Тема: Растровая и векторная графика Цель: Рассмотреть растровую и векторную графику, их достоинства и недостатки, редакторы графики, форматы рисунков.

Изучение нового материала

Тема: Растровая и

векторная графика

Цель: Рассмотреть растровую и векторную

графику, их достоинства и недостатки,

редакторы графики, форматы рисунков.

Вопросы  

Вопросы

 

  • Растровая графика.
  • Достоинства и недостатки растрового изображения.
  • Какие существуют редакторы растрового изображения
  • Распространенные форматы растрового изображения
  • Какие изображения называются векторными
  • Достоинства и недостатки векторного изображения
  • Редакторы – системы графического черчения – системы автоматизированного проектирования и другие.
  • Форматы векторных изображений.
  • В чем их преимущество перед растровыми изображениями.
Схема изучения По ходу изучения нового материала необходимо заполнять таблицу Растровая графика Векторная  графика Проверка понимания

Схема изучения

По ходу изучения нового материала необходимо заполнять таблицу

Растровая графика

Векторная графика

Проверка понимания

Начнем с растровой графики Растровое изображение создается с использованием точек различного цвета – пикселей – растра, которые образуют строки и столбцы. Оно формируется в процессе сканирования, использования фото- и видеокамеры.

Начнем с растровой графики

Растровое изображение создается с использованием точек различного

цвета – пикселей – растра, которые образуют строки и столбцы. Оно

формируется в процессе сканирования, использования фото- и видеокамеры.

Достоинства и недостатки Растровая графика позволяет создать практически любой рисунок, вне зависимости от сложности Они обеспечивают высокую точность передачи цветов и полутонов. Растровая графика используется сейчас практически везде: от маленьких значков до плакатов. Имеют большой информационный объем Высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование Чувствительны уменьшению и увеличению – изменению размера.

Достоинства и недостатки

Растровая графика позволяет создать практически любой рисунок, вне зависимости от сложности

Они обеспечивают высокую точность передачи цветов и полутонов.

Растровая графика используется сейчас практически везде: от маленьких значков до плакатов.

Имеют большой информационный объем

Высокая скорость обработки сложных изображений, если не нужно масштабирование

Чувствительны уменьшению и увеличению – изменению размера.

Редакторы

Редакторы

  • Microsoft Paint
  • Adobe Photoshop
  • Gimp
  • И многие другие
Формат Растровые изображения обычно хранятся в сжатом виде. Сжатие без потерь Использует алгоритмы сжатия, основанные на уменьшении избыточности информации. BMP GIF PCX PNG Сжатие с потерями Основано на отбрасывании части информации (как правило наименее воспринимаемой глазом).

Формат

Растровые изображения обычно хранятся в сжатом виде.

Сжатие без потерь

Использует алгоритмы сжатия, основанные на уменьшении избыточности информации.

  • BMP
  • GIF
  • PCX
  • PNG

Сжатие с потерями

Основано на отбрасывании части информации (как правило наименее воспринимаемой глазом).

  • JPEG
Примеры рисунков

Примеры рисунков

Векторная графика Векторное изображение формируется с использованием базовых геометрических примитивов: точки, линии, многоугольники и т.д.

Векторная графика

Векторное изображение формируется с использованием базовых

геометрических примитивов: точки, линии, многоугольники и т.д.

Достоинства и недостатки Малый информационный объем при сколько угодно большом объекте Не чувствителен к изменению размера Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде Перевод векторной графики в растр достаточно прост. Но обратного пути, как правило, нет

Достоинства и недостатки

Малый информационный объем при сколько угодно большом объекте

Не чувствителен к изменению размера

Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде

Перевод векторной графики в растр достаточно прост. Но обратного пути, как правило, нет

Форматы и редакторы Системы компьютерного черчения Системы компьютерного проектирования Редактор Corel Draw Редактор Inkscape Adobe Illustrator Компас 3D SVG CMX GXL WMF SWF

Форматы и редакторы

Системы компьютерного черчения

Системы компьютерного проектирования

Редактор Corel Draw

Редактор Inkscape

Adobe Illustrator

Компас 3D

SVG

CMX

GXL

WMF

SWF

Примеры рисунков

Примеры рисунков

Закрепление материала Делимся на группы. Теперь задание для группы  (выполнять можно самостоятельно). Каждый рисунок подписать под своим именем и сложить в общую папку группы. 1 группа - векторы 2 группа - растры 1) Нарисовать рисунок в векторном редакторе 1) Нарисовать рисунок в растровом редакторе 2) Сохранить рисунок в 3 форматах для вида рисунка. 2) Сохранить рисунок в 3 форматах для вида рисунка.

Закрепление материала

Делимся на группы. Теперь задание для группы

(выполнять можно самостоятельно).

Каждый рисунок подписать под своим именем и сложить в общую папку группы.

1 группа - векторы

2 группа - растры

1) Нарисовать рисунок в векторном редакторе

1) Нарисовать рисунок в растровом редакторе

2) Сохранить рисунок в 3 форматах для вида рисунка.

2) Сохранить рисунок в 3 форматах для вида рисунка.

Цель: Рассмотреть растровую и векторную графику, их достоинства и недостатки, редакторы графики, форматы рисунков. Вопросы  

Цель: Рассмотреть растровую и векторную

графику, их достоинства и недостатки,

редакторы графики, форматы рисунков.

Вопросы

 

  • Растровая графика.
  • Достоинства и недостатки растрового изображения.
  • Какие существуют редакторы растрового изображения
  • Распространенные форматы растрового изображения
  • Какие изображения называются векторными
  • Достоинства и недостатки векторного изображения
  • Редакторы – системы графического черчения – системы автоматизированного проектирования и другие.
  • Форматы векторных изображений.
  • В чем их преимущество перед растровыми изображениями.
Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

  • Все дети творчески способны, главное – эту способность развить.
  • Вы сегодня славно потрудились.
  • Подведем итоги урока
Благодарю за внимание Всем спасибо До свидания

Благодарю за внимание

Всем спасибо

До свидания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!