СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Мораль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока  со слайдами на тему "Мораль"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Мораль"»

План - урока по обществознанию в 8 классе.

Тема урока: Мораль

Цель урока:

1) сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах,

2) добро и зло как этические категории морали.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль»;

  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

План урока.

  1. Мораль, нравственность.

  2. Добро и зло.

Эпиграф урока:  (1 слайд)



Проверка домашнего задания.

    1. Индивидуальные задания для учеников  на соотношение терминов и сфер общественной жизни; (6 -8 учен)

    2. « Горячий стул» - 1 ученик выходит к доске и садится на «горячий стул» , остальные задают вопросы из домашнего задания ,

«Горячий стул»:

-Какие сферы общественной жизни мы знаем?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

Актуализация знаний  и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду  и объясните свой выбор – книга, скульптура, мысли, картина  (мысли относятся к внутренней культуре, а что еще …?)

- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики предполагают следующие темы: Поведение человека, культура поведения, как правильно себя вести в обществе и т.д.

II.Объявление темы и целей урока

.-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»

«Крошка сын к отцу пришел,  и спросила  Кроха: Что такое хорошо  и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему и план урока)

III. Знакомство с новым материалом.

-Предлагаю вам назвать  слова или словосочетания к понятию «мораль»

-Какие ассоциации у вас возникли?

Называют такие понятия, как: культура человека, поведение, совесть и т.д.

Вывод:

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Сравним мораль и право и обратимся к таблице на доске

                                             Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

«Не делай другому того, чего себе не желаешь»

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Мораль

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

3.Стимулы нравственного поведения.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.



- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы,  которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

IV. Добро и зло.

Работа в группах

Составляем синквейн к словам «Добро» (1 группа) и «Зло» (2 группа)

- Что вкладывается в понятие добра и зла-

- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по  «лучику», на котором  нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).

V.Закрепление изученного материала.

.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

-В чем смысл этой притчи?

3.Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?



4. Домашнее задание

-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).

Д/З на выбор:

  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло)  или

  •  написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!