СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Модуль числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке мы поговорим о том, что число состоит из знака и количества. Кроме того, введём понятие модуля числа, которое будет обозначать количество, без учёта знака числа. Также обсудим свойства модуля и как с ним работать.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Модуль числа"»

На этом уроке мы поговорим о том, что число состоит из знака и количества. Кроме того, введём понятие модуля числа, которое будет обозначать количество, без учёта знака числа. Также обсудим свойства модуля и как с ним работать.

 

 Введение

По­ло­жи­тель­ные числа, на­ту­раль­ные, а затем и дроб­ные мы ввели для ука­за­ния ко­ли­че­ства:  де­ре­ва,  литра мо­ло­ка (рис. 1).

Рис. 1. При­мер ис­поль­зо­ва­ния по­ло­жи­тель­ных чисел

Затем мы ввели от­ри­ца­тель­ные числа: на­при­мер, . Те­перь число, кроме ко­ли­че­ства, со­дер­жит еще и знак, ко­то­рый ука­зы­ва­ет, что нужно де­лать с этим ко­ли­че­ством – до­ба­вить или от­нять. То есть после того, как были вве­де­ны от­ри­ца­тель­ные числа, мы можем ска­зать, что любое число со­сто­ит из ко­ли­че­ства (ре­аль­но су­ще­ству­ю­ще­го) и знака (при­ду­ман­но­го нами для упро­ще­ния за­пи­си ариф­ме­ти­че­ских дей­ствий).

Но ино­гда бы­ва­ет важна толь­ко одна ха­рак­те­ри­сти­ка – ко­ли­че­ство, а знак нас не ин­те­ре­су­ет.

 Модуль числа

Рас­смот­рим такой при­мер. Для так­си­ста важно, какой длины путь он пре­одо­ле­ва­ет с пас­са­жи­ром (рис. 2).

Рис. 2. Ки­ло­мет­раж

Ведь, если в конце по­езд­ки пас­са­жи­ра при­во­зят об­рат­но домой, это не озна­ча­ет, что он ни­че­го так­си­сту не дол­жен, так как он про­ехал ка­кое-то рас­сто­я­ние с на­ча­ла по­езд­ки (рис. 3).

Рис 3. Путь, про­де­лан­ный такси

Пусть те­перь такси может ез­дить толь­ко вдоль пря­мой (впра­во или влево). У нас уже есть под­хо­дя­щая мо­дель – ко­ор­ди­нат­ная пря­мая (рис. 4).

Рис. 4. Ана­ло­гия с ко­ор­ди­нат­ной пря­мой

Пред­по­ло­жим, кли­ен­ты про­еха­ли  км влево, затем  км впра­во, затем ещё  км впра­во, затем ещё  км влево. В ре­зуль­та­те ав­то­мо­биль отъ­е­хал на  км влево от ис­ход­ной точки:  (рис. 5).

Рис. 5. Сколь­ко про­еха­ла ма­ши­на (счи­та­ем с по­мо­щью чис­ло­вой пря­мой)

Но ведь путь, ко­то­рый про­де­ла­ло такси, зна­чи­тель­но боль­ше:  км.

Для под­счё­та пути мы скла­ды­ва­ли толь­ко ко­ли­че­ства, без учёта знака.

Ту часть числа, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на ко­ли­че­ство, на­зы­ва­ют аб­со­лют­ным зна­че­ни­ем (или мо­ду­лем числа). То есть можно ска­зать и так: любое число со­сто­ит из знака и аб­со­лют­но­го зна­че­ния (мо­ду­ля). Если знак плюс, то для крат­ко­сти его обыч­но не пишут.

На­при­мер, у числа  знак минус и мо­дуль , у числа , знак плюс и мо­дуль  (рис. 6).

Рис. 6. Из чего со­сто­ят про­ти­во­по­лож­ные числа

При­мер: ма­ши­на про­еха­ла  км по до­ро­ге. Ис­поль­зу­ем для этой си­ту­а­ции ма­те­ма­ти­че­скую мо­дель – чис­ло­вую пря­мую. Ма­ши­на из точки  могла дви­гать­ся впра­во или влево. Можно так и го­во­рить: пе­ре­ме­ще­ние на  км впра­во, пе­ре­ме­ще­ние на  км влево. Но у нас есть удоб­ный ин­стру­мент, от­ри­ца­тель­ные числа. По­это­му ко­ро­че мы можем го­во­рить так: пе­ре­ме­ще­ние  или пе­ре­ме­ще­ние  (рис. 7).

Рис. 7. Воз­мож­ные дви­же­ния ма­ши­ны

Пе­ре­ме­ще­ние было раз­ное, но уда­лил­ся ав­то­мо­биль от на­чаль­ной точки (от ) на одно и то же рас­сто­я­ние – на  км. Но  – это и есть мо­дуль (как для числа , так и для ).

То есть про мо­дуль числа можно ска­зать и так: мо­дуль – это рас­сто­я­ние от числа до нуля (на самом деле это опре­де­ле­ние более уни­вер­саль­ное, но об этом вы узна­е­те в стар­ших клас­сах).

 Перемещение и путь

В фи­зи­ке два этих по­ня­тия так и на­зы­ва­ют:

  • пе­ре­ме­ще­ние: для него важен ре­зуль­тат – где были и где ока­за­лись в итоге;

  • путь: здесь важно рас­сто­я­ние, ко­то­рое мы про­шли, и не важно, где мы ока­за­лись в итоге.

Так, если ма­ши­на, дви­га­лась из точки  впра­во  км, а потом влево  км, то она вер­нет­ся в на­чаль­ную точку. Пе­ре­ме­ще­ние равно , но путь равен  км (рис. 8).

Рис. 8. Пе­ре­ме­ще­ние и путь

 Перемещение и путь на плоскости

Пе­ре­ме­ще­ние от одной точки до дру­гой изоб­ра­жа­ют от­рез­ком со стрел­кой. На­зы­ва­ют его век­то­ром (рис. 1).

Рис. 9. Век­тор

Здесь си­ту­а­ция как с чис­ла­ми: есть ко­ли­че­ствен­ная часть (длина) и есть на­прав­ле­ние (у числа их было всего два ( и ), а здесь на­прав­ле­ний может быть бес­ко­неч­но много).

Сам век­тор обо­зна­ча­ют со стрел­кой свер­ху. Длину век­то­ра на­зы­ва­ют мо­ду­лем (пом­ни­те, как и у числа: мо­дуль – это ко­ли­че­ствен­ная часть) и обо­зна­ча­ют с пря­мы­ми скоб­ка­ми или про­сто как от­ре­зок (рис. 2).

Рис. 10. Обо­зна­че­ние век­то­ра и его длины

Если нам нужно по­пасть из одной точки в дру­гую, мы не все­гда можем прой­ти по пря­мой. На­при­мер, из точки  мы дви­жем­ся в точку , об­хо­дя газон, по ко­то­ро­му хо­дить за­пре­ще­но. То есть мы пе­ре­ме­сти­лись два раза и. Ито­го­вое пе­ре­ме­ще­ние  (рис. 3).

Рис. 11. Пе­ре­ме­ще­ние 

Пе­ре­ме­ще­ние  – это сумма двух пе­ре­ме­ще­ний . Для путей это не верно. Длина от­рез­ка  мень­ше суммы длин от­рез­ков  и . Путь по пря­мой ко­ро­че, чем в обход.

Все это можно за­пи­сать одним нера­вен­ством: . Оно озна­ча­ет вот что: сумма двух пе­ре­ме­ще­ний – это ито­го­вое пе­ре­ме­ще­ние. Его длина мень­ше, чем сумма длин каж­до­го пе­ре­ме­ще­ния по от­дель­но­сти: .

По­ду­май­те, может ли здесь быть ра­вен­ство, если по-дру­го­му будут рас­по­ло­же­ны век­то­ры пе­ре­ме­ще­ния? А про­ти­во­по­лож­ный знак, то есть знак ?

Рас­смот­рим такой при­мер. Че­ло­век гу­ля­ет с со­ба­кой, он дви­жет­ся из точки  в точку  по пря­мой, при этом со­ба­ка дви­жет­ся еще из сто­ро­ны в сто­ро­ну, на­сколь­ко поз­во­ля­ет по­во­док (рис. 4).

Рис. 12. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка  (рис. 5).

Рис. 13. Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка

Пе­ре­ме­ще­ние со­ба­ки скла­ды­ва­ет­ся из ку­соч­ков и тоже в итоге равно  (рис. 6).

Рис. 14. Пе­ре­ме­ще­ние со­ба­ки

Но если скла­ды­вать не пе­ре­ме­ще­ния, а пути, т.е. не век­то­ры, а их мо­ду­ли, то ока­жет­ся, что со­ба­ка про­бе­жа­ла путь, в два или три раза боль­ший. Со­ба­ка, со­вер­шая оди­на­ко­вое пе­ре­ме­ще­ние с хо­зя­и­ном, могла про­бе­жать и в , и в  раз боль­ший путь, все огра­ни­чи­ва­ет­ся ее ак­тив­но­стью.

Есть такая за­да­ча: из­ме­ре­ние длины бе­ре­го­вой линии. С пе­ре­ме­ще­ни­ем от точки  до точки  вдоль бе­ре­га все по­нят­но. Это век­тор  (рис. 7).

Рис. 15. Пе­ре­ме­ще­ние

А вот путь скла­ды­ва­ет­ся из ку­соч­ков (рис. 8). Тут вроде бы как с со­ба­кой: нужно сло­жить мо­ду­ли таких пе­ре­ме­ще­ний, век­то­ров.

Рис. 16. Ку­соч­ки пути

Но если смот­реть более точно, каж­дое такое пе­ре­ме­ще­ние скла­ды­ва­ет­ся из еще более мел­ких пе­ре­ме­ще­ний. Путь силь­но воз­рас­та­ет (рис. 9).

Рис. 17. Воз­рас­та­ние пути

Но это еще не все: если смот­реть еще более точно, то и они де­лят­ся на ма­лень­кие пе­ре­ме­ще­ния. Бе­ре­го­вая линия все более и более из­ре­за­на (рис. 10). И это ни­ко­гда не за­кан­чи­ва­ет­ся.

Рис. 18. Из­ре­зан­ная бе­ре­го­вая линия

То есть длину бе­ре­го­вой линии не по­лу­ча­ет­ся точно из­ме­рить таким об­ра­зом.

Вот так по­лу­ча­ет­ся, что, не от­хо­дя да­ле­ко от об­ще­го век­то­ра пе­ре­ме­ще­ния, можно по­лу­чить очень боль­шой (как путь со­ба­ки) или даже бес­ко­неч­ный путь (как бе­ре­го­вая линия).

 Определение модуля

Мо­дуль числа до­го­во­ри­лись обо­зна­чать вер­ти­каль­ны­ми скоб­ка­ми. Итак, мо­дуль по­ло­жи­тель­но­го числа  равен са­мо­му числу , мо­дуль от­ри­ца­тель­но­го числа  тоже равен , то есть про­ти­во­по­лож­но­му числу: .

Остал­ся во­прос: чему равен мо­дуль нуля? Рас­сто­я­ние от нуля до нуля равно нулю. По­это­му мо­дуль нуля счи­тать рав­ным нулю: .

Итак, мы уже все знаем, чтобы дать более точ­ное опре­де­ле­ние, что такое мо­дуль числа.

Мо­дуль числа – это число, рав­ное ему са­мо­му, если число по­ло­жи­тель­ное, про­ти­во­по­лож­но­му числу, если оно от­ри­ца­тель­ное, и все равно ка­ко­му (са­мо­му или про­ти­во­по­лож­но­му), если число равно нулю. Пусть будет са­мо­му: .

Чтобы за­пись была ко­ро­че, объ­еди­ним первую и тре­тью строч­ки. И опре­де­ле­ние те­перь зву­чит так: мо­дуль числа равен са­мо­му числу, если оно неот­ри­ца­тель­ное (по­ло­жи­тель­ное или ноль), и про­ти­во­по­лож­но­му числу, если оно от­ри­ца­тель­ное: .

Это опре­де­ле­ние не объ­яс­ня­ет суть, что такое мо­дуль. Но мы про суть уже по­го­во­ри­ли рань­ше. Оно яв­ля­ет­ся удоб­ным ин­стру­мен­том для вы­пол­не­ния ариф­ме­ти­че­ских дей­ствий. Осо­бен­но при­го­дит­ся это опре­де­ле­ние, когда мы будем ре­шать урав­не­ния с мо­ду­лем.

Если от­влечь­ся от задач про путь и пе­ре­ме­ще­ние, то на­хож­де­ния мо­ду­ля ин­те­рес­но еще вот чем. Рань­ше мы вы­пол­ня­ли опе­ра­ции с двумя или несколь­ки­ми чис­ла­ми. На­при­мер, брали два числа, скла­ды­ва­ли их, по­лу­ча­ли новое число, сумму: . Или срав­ни­ва­ли два числа: .

Мо­дуль же – это опе­ра­ция с одним чис­лом. Берем одно число и на­хо­дим для него дру­гое число – мо­дуль: . Сход­ная си­ту­а­ция была при округ­ле­нии чисел, хотя сам смысл про­це­ду­ры там был со­всем дру­гой: .

 Примеры

Итак, мы об­су­ди­ли, что такое мо­дуль, для чего он нужен, дали ему точ­ное опре­де­ле­ние. Те­перь пе­рей­дем к тех­ни­ке вы­чис­ле­ний. По­тре­ни­ру­ем­ся этот мо­дуль на­хо­дить.

Для того чтобы найти мо­дуль числа, необя­за­тель­но изоб­ра­жать число на ко­ор­ди­нат­ной пря­мой и из­ме­рять рас­сто­я­ние до нуля. Чтобы найти мо­дуль числа, нужно про­сто не об­ра­щать вни­ма­ния на знак числа: . То есть даже опре­де­ле­ние мо­ду­ля нам пока не очень по­на­до­бит­ся. Нужно про­сто за­пи­сы­вать число без знака. Таким об­ра­зом, у про­ти­во­по­лож­ных чисел мо­ду­ли равны: .

Решим несколь­ко при­ме­ров на на­хож­де­ние мо­ду­ля.

 Модуль переменной величины

Как быть с мо­ду­лем пе­ре­мен­ной ве­ли­чи­ны? Про нее мы можем не знать, от­ри­ца­тель­ная она или по­ло­жи­тель­ная. Она может быть равна и нулю. Что нам из­вест­но про её мо­дуль в такой си­ту­а­ции? Мы не можем утвер­ждать, что мо­дуль  равен са­мо­му числу . Ведь может ока­зать­ся, что  от­ри­ца­тель­но, но мо­дуль не может быть от­ри­ца­тель­ным.

Рас­смот­рим про­ти­во­по­лож­ное число . Знак минус перед  не озна­ча­ет, что оно от­ри­ца­тель­но. По­это­му с мо­ду­лем этого числа тоже нет опре­де­лен­но­сти.

Что мы знаем на­вер­ня­ка, так это, что мо­ду­ли этих двух чисел равны друг другу. И этот мо­дуль равен од­но­му из этих чисел, тому, ко­то­рое неот­ри­ца­тель­но: или .

 Заключение

Итак, под­ве­дем итог.

  • Мо­дуль числа – это рас­сто­я­ние от числа до нуля (рис. 9).

Рис. 19. Мо­дуль числа

  • Чтобы найти мо­дуль числа, нужно за­пи­сать это число без учета знака (рис. 10).

Рис. 20. Как найти мо­ду­ли

  • Мо­ду­ли про­ти­во­по­лож­ных чисел равны (рис. 11).

Рис. 21. Мо­ду­ли про­ти­во­по­лож­ных чисел

  • Точ­ное опре­де­ле­ние мо­ду­ля вы­гля­дит так:мо­дуль числа равен са­мо­му числу, если оно неот­ри­ца­тель­ное (по­ло­жи­тель­ное или ноль), и про­ти­во­по­лож­но­му числу, если оно от­ри­ца­тель­ное (рис. 12).

Рис. 22. Опре­де­ле­ние мо­ду­ля




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!