СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Уроки жизни в творчестве А. Платонова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Уроки жизни в творчестве А. Платонова"»

Тема «Уроки жизни в рассказах Андрея Платонова «Третий сын», «Возвращение»


Цели задачи урока:

Образовательные: заинтересовать обучающихся личностью Андрея Платонова, увлечь его творчеством; отметить отличительные особенности художественного мира писателя; способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие автора; совершенствовать навыки аналитической работы, осуществлять самоконтроль, подводить итоги.

Развивающие: развивать эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности обучающегося, оформлять свои чувства и ощущения в грамотную речевую форму, умение активно мыслить; умение анализировать произведение, способствовать освоению информационной компетентности.

Воспитательные: способствовать пробуждению у учащихся нравственных семейных ценностей, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким, людям вообще



Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося с элементами беседы, элементы лингвостилистического анализа.

Оборудование: портрет А. Платонова, проектор, иллюстрации учащихся на тему «Семья», раздаточный материал, тексты рассказов, карточки-задания, учебник.

Орг. момент. Здравствуйте, ребята, гости.

В самом начале нашего урока, мне бы хотелось познакомить вас, ребята, с одной притчей

« Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В чем заключается поучительный смысл этой притчи?

Слайд 1

И я думаю, что успех нашего мероприятия сегодня в наших руках. Поэтому девизом нашего урока объявляю слова: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

Итак, за работу: Слайд 2

Откройте тетради, запишите число и тему урока: « Уроки жизни в произведениях Андрея Платонова «Третий сын», «Возвращение».





Слайд 2

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова итальянского филолога и поэта 19 века Уго Фосколо, так как, мне кажется, они очень подходят к теме и содержанию нашего урока. Эпиграф:

«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной».

Вопрос:

Согласны ли вы с точкой зрения Фосколо?

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Платонова, в которых автор затронул актуальные и в наше время проблемы, рассмотрим позицию автора при анализе рассказов, тесно связанных с жизнью.

Знакомясь с содержанием произведений Платонова, вы заметили, что читать Платонова все -таки трудно. Дело тут не только в “трудном” платоновском стиле.

Вопрос: Но прежде чем мы поговорим об этом давайте -

Вспомним, что такое стиль?

Слайд 4

Стиль - это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове.

Вопрос

Каким вы увидели платоновский стиль, когда читали его произведения?

(А. Платонов не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем.)

Слово учителя

Действительно, именно стиль “вел” Платонова, к открытию трагического содержания жизни ХХ века. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, тупики сознания, горе одиночества. Но здесь нельзя поставить точку. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду, считая, что литература ответственна перед жизнью. И судя по его произведениям, по его стилю он также считает, что мало погрузить человека в боль времени, мало указать ему на проблему. Нужно еще научить человека не быть равнодушным, пробудить в нем духовные силы, помочь обрести себя.

Хотя читать Платонова трудно, но если мы хотим понять жизнь человека ХХ века, понять себя, то Андрей Платонов предлагает свою помощь, свое знание, оплаченное сердцем. Время не раз отрекалось от писателя, но писатель от времени - никогда.

Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых не уставал напоминать читателю, остаются актуальны и по сей день.

Чтобы лучше понять произведения писателя, вспомним яркие моменты из его жизни:

Слайд 5

Сообщение учащегося:

В самой ранней автобиографии Андрей Платонов сообщает о себе: Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже. Деревню же я до слез любил, не видя ее до двенадцати лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри... не дома, а хаты, куры, сапожники...

Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять человек, а я — старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду.

Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится.

...И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...

Теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу!..”

Этот рассказ о фактах своей жизни, так по-платоновски превращающийся в размышление о смысле жизни, помещен в первом и единственном сборнике стихов А. Платонова “Голубая глубина”, вышедшем в 1922 году. Когда он писал эти возвышенные слова, ему не было еще и двадцати трех лет. Это молодость, почти юность.

Но время было таким, что за плечами у молодого мечтателя оказался уже немалый жизненный опыт, и практические умения, и теоретические знания.

Он брался за все. И все у него получалось: работал на Воронежском паровозостроительном заводе, в годы гражданской войны был бойцом отряда ЧОН, корреспондентом газеты в Новохоперске: с отцом, Платоном Фирсовичем Климентовым, водил поезда, был губернским мелиоратором, руководил строительством воронежской электростанции, одновременно начал писать и писал много, увлеченно — как прозаик, поэт, критик, публицист, пропагандист-просветитель . За год до сборника стихов вышла его публицистическая книга “Электрификация” Это был стихийный взрыв талантливости, столь характерный для многих его современников, людей революционной эпохи. Его отношение к революции было восторженным, т. к. революция — это воодушевление таланта, который получил свободу для заветного дела, для воплощения мечты, выношенной веками народных ожиданий, по - писательски — он хотел понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб.

Природный русский коренной житель одной из центральных областей России, он с любовью вводит свою землю в свое творчество. Названия родных мест часто звучат в его прозе: Ямская слобода, Тамлык, Усмань, Потудань, Ясная Меча...

В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом “Красной звезды” непосредственно на фронте. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы”. Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема.

В 1944 году он заболел туберкулезом, а послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась.

В оставшемся после него обширном рукописном наследии — проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них — “Волшебное кольцо” — под общей редакцией М. А. Шолохова.

Умер Андрей Платонович Платонов совсем еще не старым, неполных пятидесяти двух лет, 5 января 1951 года.

Вопрос

Что вас поразило в творческой биографии писателя?

(В Платонове поражает все — и его деятельная, подвижническая натура, и весь его литературный облик. Он — художник редкой, ни на кого не похожей стилевой манеры.)

Слово учителя

Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи – ведущая в творчестве .

Слайд 6

Семья. В источниках можно найти разные версии этимологии этого слова. Но, в «Тайнах русского языка» сказано: «Слово «СЕМЬЯ» произошло от слова «СЕМЯ». Крепкие и многодетные семьи – СЕМена Родины! Семья – единение Родителей и Детей под крышей отчего дома.

Хотя художественно - философская система Платонова имеет свои устойчивые опоры, она, следуя за жизнью и преломляя ее, развивается. В середине и конце 30-х годов такие перемены начинают ощущаться в новой прозе Платонова: в рассказах “Третий сын”, “На заре туманной юности”, «Возвращение», «Фро».

Размышление о человеке и его деле, его участии в развитии жизни и раньше включало у Платонова чувство родительской любви и глубокого ответного чувства, переживаемого детьми.

Дома вы прочитали рассказы Платонова «Третий сын», «Возвращение».

Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем.  Задумываясь о сущности бытия и смерти, автор и написал произведение



Слайд 7

В рассказе “Третий сын» писатель утверждает что - лишь тот “смелее делает успехи в жизни”, у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома.

Слайды 8,9,10,11,12

Прослушивание песни Олега Газманова

Анализ рассказа “Третий сын”.

Слайд 13

( Вопросы для анализа рассказов лежат на столе)

? Почему нет имен в рассказе? (Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и о всех людях вообще. Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ )

? Какое трагическое событие собрало в доме всех сыновей? Каким показан отец по отношению к детям, по своему описанию, радует ли его в глубине души приезд детей? Подтвердите текстом произведения.

(Умирает мать. Съезжается “могучая полдюжина сыновей”, чтобы проводить ее в последний путь .Отец рад приезду, но очень переживает смерть старухи)

? Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте.

(“Двое из них были моряками - командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, - физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство”.) Мы видим, что мать и отец вывели своих детей в жизнь, поставили на ноги, дети стали настоящими людьми, которыми могут гордиться родители.

? Как автор показывает страдания сыновей?

(“Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль”, “все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…”, “каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…”)

? Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение? Почему дети временно при встрече друг с другом забыли о смерти матери?

Зачитайте.

(Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню). (долго не виделись, хотелось пообщаться, рассказать каждому о себе)

? Меняется ли отношение автора к ним?

(На наших глазах меркнет ореол могучей силы сыновей, перед нами оказываются всего лишь преуспевающие, здоровые физически и туповатые нравственно люди. Старший сын “ с восторгом убежденности” говорил о “ пустотелых пропеллера”. “Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань”.)

? Обратите внимание на неожиданный и убийственно двойной смысл слова “пустотелый”. Объясните лексическое значение слова.

На что обращает наше внимание автор?.

(“Пустотелый” - значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах также пусто и в душе.)

? Все ли забыли о причине приезда в дом матери?

(Нет, внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. “Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла”. Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец – третий сын. “До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать”.)

? Какие языковые средства использует автор в рассказе? Найдите, зачитайте, подтвердите текстом (магические числа 6, 3, гротеск, прием внутреннего монолога, диалога, символический образ гроба, в котором лежит мать, давшая жизнь своим детям, антитеза, метафора)

Я (зачитываю) - Много лет назад, на заре своей литературной работы Платонов писал: “Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все… да здравствует человеческий организм”. “Третий сын” особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку.

? В чем сила рассказа?

Сила рассказа в том, что он дает более глубокое, более человечное определение жизни.

Жизнь - это не только веселье от полноты жизненных сил и успехов, в том числе и трудовых.

А смерть не одно лишь отсутствие такого веселья. Жизнь включает в себя все состояния духа: и страдание, и тоску, и безутешную память. Она неполна без ощущения утраты того света, который погас вместе со смертью матери.

Слово учителя

Когда в финале в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности. Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало их сильнее, вернуло друг к другу.

Запись учащимися со слайда 14

Вывод: Ничем нельзя, по Платонову, разделить людей - в том числе и самой смертью, и полнота соучастия делает человека не “пылью”, а частицей неуничтожимого и всемогущего человечества.



Созвучным с рассказом «Третий сын» является рассказ «Возвращение»

Анализ рассказа «Возвращение».

Вспомним сюжет этого рассказа.

Сюжет.

С войны возвращается демобилизованный из армии Алексей Иванов. Он очень соскучился и жаждет увидеть свою семью, которая его очень ждет и любит. Однако приехав, герой понимает, что жизнь в доме изменилась: супруга словно невеста, стесняется мужа, сын стал очень прагматичным, и вместо игр и забав хлопочет по хозяйству, дочка совсем не помнит отца, и плачет при виде Алексея. Ко всему прочему герой узнает о неверности супруги: она честно рассказывает ему об измене.

Не сумев простить предательства супруги герой решает оставить семью и садится на поезд. Но увидев бежащих вслед за поездом детей, смягчается и прощает жену, понимая, что сам неоднократно изменял ей с другими женщинами. Алексей меняет свое мнение о жене: в нем «умирает» эгоист, он переосмысливает ситуацию и возвращается домой к детям.



Слайд 15

  1. В каких значениях используется автором слово «возвращение»?

  2. Почему Алексей Иванов принимает решение вернуться в конце произведения? Какова роль ночного разговора между мужем и женой, подслушанная сыном?

  3. Определите идею рассказа.

(Она заключается в изображении того, каким путем можно преодолеть одно из самых опасных последствий войны — разрушение семьи, где найти нравственную силу, которая сможет противостоять губительным страстям людей.)

  1. Как автор относится к героям рассказа?

(Автор очень пронзительно и трогательно показывает свое отношение к героям. Он их жалеет, и в некоторой степени оправдывает за их поступки, как-бы говоря читателю, что война заставила их быть такими. Если бы не война и разлука эта семья жила бы спокойно, без измен и недопонимания.)

  1. Чем схожи оба произведения Платонова? Какие общие проблемы затрагивает автор в рассказах?

Вывод: общая тема – тема семьи

Составить синквейн к слову «Семья»



Слайд 16

А теперь для вас игра,

Всем подумать вам пора!

Свой не упустите шанс,

Будьте внимательны сейчас!

Задание: из 5 пословиц выпишите выделенные слова и составьте из них шестую, соотнесите с содержанием изученных рассказов.

1)Бывает и на старуху проруха.

2)Без кота мышам масленица.

3)Не в бровь, а в глаз.

4)Не было печали, так черти накачали.

5)Радость горю не попутчик

Слайд 17

(радость без печали не бывает) Соотнесите пословицу с содержанием изученных рассказов»


Работа по лексике пословицы ( д/з – опрос)

-Дома вы должны были подобрать пословицы, отражающие содержание произведения, зачитайте их (Всяк своему счастью кузнец. Не нужен клад, коли в семье лад. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Других не суди, на себя погляди.) Пословицы с доски

К уроку учащимися нарисованы иллюстрации на тему «Семья»

?(Кому из вас удалось наиболее полно выразить в рисунках понимание темы «Семья»?)

Итог урока. Учитель:

А. Платонов оставил нам романы, повести, рассказы, стихи, статьи, пьесы, письма. Далеко не все, из написанного им найдено и опубликовано. Но и то, что в разрозненных публикациях уже стало достоянием читателей, представляет огромный художественный материал, который надо осваивать.

? Чем мы занимались на уроке?

( Мы продолжили знакомство с творчеством Платонова»).

Выразите свое отношение к творчеству А.Платонова в 3-4 предложениях, запишите их на карточки

Слайд 18

Мнение учащихся об уроке

- На уроке я задумался над…

- Я открыл для себя…

- Урок помог мне…

- Мои чувства по уроку можно выразить словами…

Слайд 19

Домашнее задание.

Сочинение- рассуждение «Уроки нравственности в рассказах А.Платонова» .

Слайд 20

- А закончить урок хотелось бы словами :

- Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей.

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело – тем живём на земле!

КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК

- Не забывайте в суете земных проблем о своих близких, желаю всем семейного благополучия, счастья и добра, которое высоко ценил в людях А.П.Платонов.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!