СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А. Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка». Тема сострадания и милосердия. Христианские традиции в рассказе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель урока: связать биографию А.А. Платонова с его творчеством; доказать, что в рассказе «Юшка» присутствуют христианские традиции, выводящие на вечную тему сострадания и милосердия

Тип урока: беседа с элементами лекции

Слово учителя

 

 

Прочитать эпиграф в учебнике, высказывания В.Гроссмана и А.Платонова на доске.

Какие здесь самые главные, запоминающиеся слова?

Талант. Человек. Любовь. Сердечность.

Какой можно сделать вывод?

        Все творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес  выразить уважение, показать бережное отношение к любому, даже самому «незаметному» человеку. Писатель любит жизнь, людей, Россию, пытается разобраться в основах человеческого бытия. В центре этого бытия – человек, любовное, сердечное к нему отношение… Но этого мало! Что же еще?

        Вспомним произведения А. Платонова, которые мы читали раньше (Рассказ «Никита», рассказ «В прекрасном и яростном мире»)

Просмотр содержимого документа
«А.А. Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка». Тема сострадания и милосердия. Христианские традиции в рассказе»

Конспект урока по литературе в 7 класса

А.А. Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка». Тема сострадания и милосердия. Христианские традиции в рассказе

Оформление доски

Нагорная проповедь Иисуса Христа

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать… радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали пророков»

«Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…»

«Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас… не трубите перед собою, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. Когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая…»

О А.А. Платонове

«Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных, а значит, самых простых основах человеческого бытия…»

(В. Гроссман)

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке, или, по крайней мере, пробудить его к действию»

(А. Платонов)



Цель урока: связать биографию А.А. Платонова с его творчеством; доказать, что в рассказе «Юшка» присутствуют христианские традиции, выводящие на вечную тему сострадания и милосердия

Тип урока: беседа с элементами лекции

Слово учителя





Прочитать эпиграф в учебнике, высказывания В.Гроссмана и А.Платонова на доске.

Какие здесь самые главные, запоминающиеся слова?

Талант. Человек. Любовь. Сердечность.

Какой можно сделать вывод?

Все творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес выразить уважение, показать бережное отношение к любому, даже самому «незаметному» человеку. Писатель любит жизнь, людей, Россию, пытается разобраться в основах человеческого бытия. В центре этого бытия – человек, любовное, сердечное к нему отношение… Но этого мало! Что же еще?

Вспомним произведения А. Платонова, которые мы читали раньше (Рассказ «Никита», рассказ «В прекрасном и яростном мире»)

Какое новое понятие возникает в этих рассказах?

Работа.

Именно она несет добро, дарит радость и ощущение полноты жизни. Итак, талант, человек, любовь, сердечность и работа – вот основные параметры жизни и творчества А. Платонова.

Найдите в автобиографической статье фразу, которую можно назвать основной, ключевой



«Жизнь сразу превратила меня из ребенка…»



Что вы узнали о личности писателя, его характере из этой статьи?



Рано начал работать, рано начал печататься, был романтиком, мечтателем, очень талантливым человеком, был уверен в прекрасном будущем страны, писал о простых, обыкновенных людях, но прожил очень тяжелую и недолгую жизнь…



Действительно, будущий писатель Андрей Платонов (настоящая фамилия Климентов) был практически лишен нормального детства и юности.

Он был старшим сыном в семье из 12 детей. Его отец Платон Климентов был слесарем железнодорожных мастерских, мать с утра до вечера работала по дому. Основным ее помощником и нянькой для младших братьев и сестер был Андрей.

C четырнадцати лет он начал работать, чтобы материально помогать семье, в которой был лишь один кормилец – отец.

Работал он рассыльным, литейщиком на заводе, помощником машиниста. Очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах.

К 1918 году (к тому моменту, о котором говорится в учебнике) он был уже знаменитым журналистом и писателем в родном городе Воронеже.

Жизнь Андрея Платонова и его литературная судьба были нелегкими, но в своих произведениях он всегда говорил голосом сердца, т.е. описывал жизнь так, как он ее видел и считал правильным.



В биографической статье найдите фразу о любимых героях писателя. Кто были эти люди?



Правдоискатели, сироты по душевному состоянию. Они пребывали в своеобразном странничестве, духовном скитальчестве.



Такому вот герою и посвящен рассказ Андрея Платонова «Юшка»



Чтение начала рассказа



Какова бытовая жизнь Юшки?



Работал в кузнице с утра до вечера, не было своего дома, за работу получал еду и 7 рублей 60 копеек в месяц, постоянно ходил в одной и той же одежде…



А какова внутренняя, духовная жизнь Юшки? Что он любил? Ради чего жил?



Любил природу и людей



Юшка умел любить, видеть прекрасное в природе и человеке, умел терпеть, смиряться и работать…



А умели ли любить люди, окружающие его?



Нет! Это чувство вообще не входило в круг их понятий о жизни



Как относились к Юшке дети?



Обзывали, смеялись, обижали, били...



Почему Юшка верил, что дети его любят? (найти в тексте)



«Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека…»



Как относились к Юшке взрослые?



Обзывали, смеялись, обижали, били… (А дети брали с них пример)



Какова причина такого отношения к безобидному человеку? (найти в тексте)



У взрослых бывает злое горе или обида; или они были пьяные, тогда сердце их наполнялось лютой яростью…



Почему окружающие так воспринимали Юшку? Как они его называли?



Он слишком отличался от них, жил по каким-то другим, не понятным им законам. А это всегда вызывает раздражение и злобу. К тому же он был безответен. Его называли блажной, непохожий, юрод негодный…



Сами того не ведая, окружающие нашли точные слова, которые обозначали внутреннюю сущность Юшки. Да, он юродивый… В высоком, благородном смысле этого слова.

Юродивые на Руси всегда очень почитались. Это были люди, ведущие строгий образ жизни с отказом ото всех удовольствий. Они добровольно переносили физическую боль, одиночество, страдания. Юродивые словно отдавали себя на посмеяние миру, искупая чужие грехи.

Юшка действительно предстает перед нами как юродивый, блаженный – а значит – осененный благодатью.

Обидеть такого человека на Руси считалось страшным грехом, святотатством… А сейчас обижают. Почему? Другое время: истреблены духовные ценности, ушла вера, а с ней добро, сострадание, милосердие и традиции.



Как погиб Юшка?



От удара случайного прохожего.



Хотел ли этот прохожий смерти Юшки?



Нет! Но он, как и все остальные персонажи рассказа, озлоблен, не умеет любить и мешает любить остальным.



Какой можно сделать вывод?



Душевная черствость одних людей может стоить другим людям жизни.



Лучше или хуже стало жить людям после смерти Юшки? (найти в тексте)



Без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалась среди людей и тратилась меж ними…



Почему Юшка при жизни не испытывал к своим обидчикам возмущения?



Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свой разум, сердце и силы. Они умеют только работать, а радоваться жизни – разучились.



Что же испытывал Юшка к людям?



Жалость и сострадание.



Какой можно сделать вывод из жизни и смерти Юшки?



Юшка при жизни полностью выполнил свое предназначение юродивого, блаженного, беря на себя чужие грехи. А смерть его была сродни смерти святого – мучительная и несправедливая.



В чем смысл жизни Юшки?



В помощи людям, в сострадании к ним, в милосердии.



А помогла ли кому-то конкретно его терпение, любовь, трудолюбие и доброта?



Да! Девушке-сироте, которая выросла и выучилась на Юшкины деньги. Она стала врачом, чтобы помогать людям.



В чем смысл финала рассказа?



Та сила добра и любви, которую Юшка вложил в воспитание ребенка, вернулась к людям, когда девочка стала врачом. Она осталась в городе. Стала лечить тех, кто свел в могилу дорогого ей человека. Она стала помогать, а не мстить. Девушка ни с кого даже не брала платы за лечение.



А теперь посмотрим на выдержки из Нагорной проповеди Иисуса Христа. Как связаны Нагорная проповедь и рассказ?



Сам того не ведая, интуитивно Юшка живет по христианским заповедям. А эти заповеди вечные, непреложные. Именно по ним и должно жить человечество. Нарушение этих заповедей всегда ведет к невосполнимым утратам.

Юшка умер, но жива его воспитанница, которую теперь называют дочерью доброго Юшки. Посеянное героем милосердие и сострадание проросло в его воспитаннице и одарило людей добротой.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!