СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Суффикс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок относится к уроку- изучение нового материала.  Опробирован на классе.

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева 89 стр

Цель- формирование понятия о суффиксе, показать роль суффикса в слове, учить находить суффикс в слове.

Рразвивать умения выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Суффикс»»

Учитель: Останина А.К.

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта урока русского 2 класс

Тема урока

« суффикс»

Цель

формирование понятия о суффиксе, показать роль суффикса в слове, учить находить суффикс в слове

Задачи


Образовательные: развивать умения выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Развивающие :Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.

Развивать умение распознавать имена прилагательные среди других слов, развивать умение употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе; учить отстаивать своё мнение аргументировано, знать  и стремиться выполнять правила работы в группе.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь находить в словах суффиксы, определять их значение.

Уметь находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.

Формируемые УУД:

Регулятивные

- а) принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- б) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- в) различать способ и результат действия.

2. Познавательные

- а) учиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- б) использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- в) строить сообщения в устной и письменной форме;

- г) ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- д) строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- ж) обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

3. Коммуникативные

- а) адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- б) учитывать разные мнения, в том числе товарищей, одноклассников и учителей;

- в) формулировать собственное мнение и позицию;

-г) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Основные понятия

Сууффикс, уменьшительно-ласкательный,

Межпредметные связи

Окружающий мир

Оборудование

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева 89 стр.

презентация к уроку. Кружки для рефлексии.




































Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу



Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Создать условия для эмоционального настроя на урок.

Организует проговаривание девиза урока.

Здравствуйте, проверьте все ли порядке у вас на столе, ,присаживайтесь.


В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Слушаю учителя. Настраиваются на работу.


Проверяют готовность к уроку.



2.в)

3. а) б) в) г)


II. Формулирование темы урока, постановка цели



Задачи: Актуализировать знания на предыдущих уроках

Чистописание.

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.


Открываем тетради, аккуратно, не торопясь записываем дату урока, классная работа.


Организует минутку чисописания


В начале урока несколько минут мы уделим чистописанию. Для чего нам нужно чистописание? (чтобы научится красиво, аккуратно писать)


Посмотрим на экран.

Прочитаем, что на нем написано, хором.

Какая общая тема объединяет все слова? (зима)

Что интересного вы увидели в них? ( имеются однокоренные слова).

1 ряд запишет к себе однокоренные слова со словом снег (Снег ,снежки, снежинка.)

2 ряд со словом со словом холод (Холод, холодильник, похолодало,)

3 ряд со словом зима (Зима, зимний, зимовка),


Запишите все слова к себе в тетрадь так же красиво, аккуратно как показано.. Обращаем внимание на соединение букв.


Какая была тема предыдущего урока? ( корень, однокоренные слова )

Выделите корень в словах.

Подчеркните все существительные одной линией, с помощью простого карандаша.

Проверка.( Снег ,снежки, снежинка, Холод, холодильник, Зима, зимовка)


Продолжите свой ряд на 2 однокоренных слова.

Проверка.


Организует работу с учебником


Откроем учебник на стр.89

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике.

– Что вы видите на центральном кадре? ( петя зайцев и вова коллестников к корню табличку )

– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

– Что же получится? (Слово корешок).

– Что же такое -ок? (Это суффикс.)

Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме.

Составим план работы. Как вы думаете, что мы можем узнать про суффикс?( ответы детей)


Учитель вывешивает план :


1. Что такое суффикс?

2. Какие бывают суффиксы?

3. Зачем в слове нужен суффикс?


Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Записывают классная работа и дату урока.







Читают предложенные слова.


Отвечают на вопросы.



Выполняют задание по рядам.






Выполняют задание.




Осуществляют проверку.




Продолжают ряд однокоренных слов.




Работают с иллюстрацией в учебнике.


Отвечают на вопросы.







Высказывают своё предположение по плану работы.

















. а) б) в) г)













2.в) г) д)


III Изучение нового материала



Задачи:

Формировать умение

О суффиксе делать собственные выводы на основе анализа языкового материала,.

1. Наблюдение над

языковым материалом


Посмотрим на   Упр. 123,


что нужно сделать в этом упражнении? Прочитайте.( прочитай слова. Что общего у этих слов? Вспомни, как называется эта часть слова. Изменяет ли она смысл слова?

-Прочитаем слова.


Зубок, ледок, глазок, медок.


-Что общего у этих слов? ( ок)


Учитель на доске записывает : часть слова


-Как называется это часть слова? ( суффикс),

-почему часть ок нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? ( эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово)

-После какой части слова стоит суффикс?( после корня)


Учитель записывает: после корня.


Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова?( да)

- как изменится значение слова, если добавить суффикс?(

Слова стали называть маленькие предметы),


Учитель записывает : новые слова


Что такое зубок (маленький зуб или ласковое название зуба)

 Что такое ледок (тонкий лед)

  Что такое глазок (маленький глаз)

 Что такое медок (ласково о меде)


Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса –ок-? (уменьшительно-ласкательное).



Выолним упр.124 прочитайте задание

(прочитайте пары слов. Какие знакомые суффиксы ты увидел? Как они изменили смысл слова?


Прочитаем эти пары.


Дуб-дубок

Прут-прутик

Лось-лосёнок

Мышь-мышонок.


Запишем слова в тетрадь.

Чем отличаются пары слов? (суффиксами и значением)


Выделим корень и суффикс.

Посмотрите ниже пар как обозначается суффикс.


как выделяется суффикс? На что он похож?( на крышу)


Учитель демонстрирует на доске


Какие суффиксы «помогли» в этом? ( -ок,-ик-)


Учитель записывает: -ок-, -ик- уменьшительно- ласкательный)


В каких словах появилось значение « детеныш»? ( лосёнок, мышонок)

В каких частях слова оно спрятано? ( суффиксах –ёнок- , -онок-)


Учитель записывает: -енок-, -онок- «детёныш»


Игра « Побудь волшебником».


Предлагаю отдохнуть и побыть волшебниками.

 — Вот у меня  волшебная палочка,

 Кому я дам свою  палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

слова: нос, волос, хвост, стол, сад, кот, ( носик, волосок, столик, садик, котик)


физминутка



Выполняют упражнение.






Отвечают на вопросы.






















Анализируют, делают выводы.







Выполняют упражнение.




Читают слова.







Записывают в тетрадь.



Выполняют задание.

















Учувствуют в игре « волшебник»




Осуществляют физминутку







Уметь находить в словах суффиксы, определять их значение.














Уметь находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.


1.а)

2.в) г) д)

3. а) б) в) г)













1.б)

2.а) б) в)г)д)ж)

3. а) б) в) г)



Формулировать правила.




























применять изученное правило в практике письма

2. Работа над формулировкой правила


Давайте сами постараемся ответить на вопрос, что такое суффикс


Суффикс это часть слова.

Ставится после корня

Изменяет смысл слова

Образует новые слова

Суффиксы ок-, -ик- уменьшительно- ласкательные

Суффиксы : -енок-, -онок- обозначают «детёныш»

На письме обозначается крышечкой


Мы дали собственное определению суффиксу , сверим с определением которое нам дает автор учебника.

Для этого откройте учебник на стр.90 прочитайте определение в оранжевой рамлке.


Суффикс- это часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова. Например: дуб-дубок. Обозначается крышечкой)


Приведите свои примеры с такими же суффиксами.



3. Выполнение упражнений на применение правила


Обеспечивает мотивацию работы с учебником.

Контролирует выполнение работы.


Посмотрите на экран.


Хорош  пирожок, внутри  творожок.


 Спишите предложение.

Выделите корень и знакомые вам суффиксы в существительных.

Поставьте ударение и обозначьте опасные места в словах.


Проверим.

(слайд)

.сравним с экраном. Если у вас сделано все так как на экране на полях можете поставить 5 вы молодцы.







Отвечают на вопросы по содержанию правила.




Формулируют выводы

наблюдений.




Зачитывают правило.



Приводят примеры.










Списывают предложение.


Выполняют задание.




























2.а) в)г)д)

3. а) б) г)

























1.б)

2.а) б) в)г) д)

3. а) б) в ) г)


IV. Подведение итога урока.



Задачи

Зафиксировать и проверить новое содержание урока.


Вернемся к нашему плану и посмотрим на все ли пункты мы нашли ответы.

1. Что такое суффикс? (это часть слова)

2. Какие бывают суффиксы?( Суффиксы ок-, -ик- уменьшительно- ласкательные, Суффиксы : -енок-, -онок- обозначают «детёныш» )

3. Зачем в слове нужен суффикс?( Изменять смысл слова, образовывать новые слова)

Что нового мы ещё узнали про суффикс? ( обозначается крышечкой,)


Сегодня мы с вами познакомились с малой частью суффиксов . так как наш русский язык богатый и красивый а слова разнообразные для этого существует множество различных суффиксов.



Формулируют конечный результат своей работы на уроке.




2.в)д)

3. а) б ) в) г)


V. Рефлексия



Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.


У вас на столах лежат кружочки.

Зеленый- тему понял полностью.

Желтый- тему понял не совсем полностью

Красный- тему не понял.

Поднимите тот кружочек который подходит именно к вам.


Откройте дневники и запишите домашнее задание.



Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.

Осуществляют самооценку


3. в)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!