СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Тема: Суффикс как часть слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока русского языка

Образовательные:

  1. формирование понятия «суффикс» (формирование знаний о существенных признаках как значимой части слова);
  2. формирование умения находить суффикс в слове;
  3. формирование умения образовывать слова с помощью суффикса;
  4. знакомство с новыми словарными словами «сорока», «синица».

Цели развивающие: развитие регулятивных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма выделения суффикса из слова; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при выделении суффикса из слова; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях – ловушках, при выделении трудностей в обнаружении суффикса и путей их преодоления; рефлексно – оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, умения работать с суффиксом для расширения словарного запаса, для понимания значения слова; действий нравственно – этической ориентации на этапе обсуждения поступков детей за столом);

развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с определением суффикса в учебнике, при чтении текста о жизни птиц зимой; логико – символических действий в процессе анализа состава слова, в процессе обобщения существенных признаков суффикса, на этапе работы с морфемными схемами слова);

развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения о признаках суффикса, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок в выделении суффикса, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока);

развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания);

развитие связной речи в процессе составления предложений с новым словарным словом.

Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»1 класс, 2 ч.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Тема: Суффикс как часть слова»

12


Конспект урока

Тема: Суффикс как часть слова

Цели урока русского языка

Образовательные:

  1. формирование понятия «суффикс» (формирование знаний о существенных признаках как значимой части слова);

  2. формирование умения находить суффикс в слове;

  3. формирование умения образовывать слова с помощью суффикса;

  4. знакомство с новыми словарными словами «сорока», «синица».

Цели развивающие: развитие регулятивных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма выделения суффикса из слова; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при выделении суффикса из слова; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях – ловушках, при выделении трудностей в обнаружении суффикса и путей их преодоления; рефлексно – оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, умения работать с суффиксом для расширения словарного запаса, для понимания значения слова; действий нравственно – этической ориентации на этапе обсуждения поступков детей за столом);

развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с определением суффикса в учебнике, при чтении текста о жизни птиц зимой; логико – символических действий в процессе анализа состава слова, в процессе обобщения существенных признаков суффикса, на этапе работы с морфемными схемами слова);

развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения о признаках суффикса, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок в выделении суффикса, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока);

развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания);

развитие связной речи в процессе составления предложений с новым словарным словом.

Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»1 класс, 2 ч.)


Ход урока

I. Орг. момент

Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Молодцы! Тогда начнем наш урок.

II. Чистописание.

У: Начнем урок с чистописания. Для чего мы проводим этот этап?

Д: Приятно и понятно читать самим и учителю, когда проверяют работу, потому что мы уважаем себя и других.

У: Отгадайте, какую букву мы будем тренироваться писать.

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(школа)

(Выписываю на доску слово «школа»)

У: Верно. А писать будем мы заглавную и строчную буквы «Ш,ш»

(учитель демонстрирует карточку со строчной и заглавной буквой «ш»). Я проверяла ваши работы и заметила ваши ошибки. Посмотрите на доску (открывает створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?


Д: у первой буквы «ш» не совсем параллельные вертикальные линии. У второй буквы «ш» маленькое расстояние между элементами, потому что стали писать второй и третий элементы очень рано.

У: Верно, старайтесь не допускать такие ошибки (учитель стирает их с доски). Посмотрите, как правильно писать буквы «Ш, ш» (пишет букву).

Дети прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа

У: Мы закончили чистописание и переходим к словарно – орфографической работе. Почему нужно запоминать словарные слова?

Дети: Это необходимо, чтобы грамотно писать, так как буквы нельзя проверить.

У: Словарные слова записаны на доске, только слоги в словах перепутались. Верните их на место.

сини ка соро ца

Д: сорока, синица

У: Молодцы. (Учитель представляет карточки). Что означает слово сорока?

Д: это такая птица с белыми перьями в крыльях.

У: Что означает слово синица?

Д: это певчая птичка с пестрым оперением.

У: найдите ошибкоопасные места в этих словах?

Ученики ставят ударение, обнаруживают безударные гласные буквы, которые нельзя проверить.

У: Эти буквы нужно запомнить. Для этого запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, проверьте себя.

У: Составьте предложение со словом синица.

(Выслушивают предложения).

У: Как можно сделать предложение более красивым?

Ученики высказывают точку зрения.

У: Если добавить слова, описывающие слово синица, какое предложение получится?

Д: Лучше синица в руках, чем журавль в небе

У: Запишем предложение под диктовку.

У: Прочитайте предложение, проверьте себя.

У: Разберите слово синица по составу.


III. Постановка учебной проблемы

У: Мы закончили словарно-орфографическую работу и перейдем к изучению нового материала.


  1. Актуализация имеющихся знаний:

У: Что такое окончание?

Зачем оно нужно?

Д: окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

У: Что такое корень?

Зачем он нужен?

Д: Корень – это общая часть родственных слов. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

У: В каком порядке они располагаются в слове?

Д: Сначала стоит корень, потом – окончание.


  1. Предъявление проблемной ситуации

У: Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе?

Д: (школьник)

Пишу на доске слова «школа» и «школьник».

Дети записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»


  1. Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.

У: - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

Д: Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

У: -Назовите 2 различия между этими словами

Д: Различия в составе и оттенке значения.

У: - выделим известные нам части слов в обоих словах?

а

Д: - Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – школьник -  (нулевое).

У: - какие возникли затруднения?

Д: в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

У: - Почему вы её никак не обозначили?

Д: - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.


  1. Формулировка учебной задачи

У: - Что же нам надо узнать на уроке?

Д: как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения


IV. Решение учебной проблемы. Открытие новых знаний.

У: Молодцы, вы определили задачу собственной деятельности на уроке. Тема нашего урока: «Суффикс как часть слова» и сегодня на уроке мы узнаем тайны суффикса.

У: Прочитайте группу слов

∙ слон

лиса

лось

сова

У: Чем они похожи?

Д: Эти слова обозначают животных (могут назвать другие общие признаки: в этих словах 4 буквы; во всех словах есть буква «эс»).

У: Найдите в них корень и окончание.

Д: с учителем выясняют, что все слова состоят из корня и окончания.

У: Образуйте однокоренные слова, называющие детёнышей этих животных.

слонёнок

лисёнок

лосёнок

совёнок

У: Найдите в этих словах корень и окончание.

Д: с учителем выясняют, что все слова имеют корень, окончание и неизвестную часть -ёнок-, которая стоит между корнем и окончанием.

У: Давайте сравним слова первой и второй группы по значению. Чем они различаются?

Д: Первая группа называет животных, вторая – их детёнышей.

У: Можно ли сказать, что образовались слова с новым значением?

Д: Да.

У: Зачем нужна новая часть в слове?

Д: Она нужна для образования новых слов.

У: Что это за часть? Как она называется?

Дети могут дать правильное название части, если раньше с ней встречались в дополнительной литературе.

У: Эта часть слова называется суффикс. Где её нужно поставить?

Д: Между корнем и окончанием

У: Суффикс в переводе с латинского языка значит «прикрепленный». Почему часть слова, стоящую за корнем, называют суффиксом?

Дети объясняют, используя слово «прикрепленный»:

Д: эта часть слова прикрепляется после корня, стоит после корня.

У: Что такое суффикс?

Д: Часть слова

У: Зачем он нужен?

Д: для образования новых слов

У: Где стоит суффикс?

Д: стоит за корнем и перед окончанием

У: проверим, правильно ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике про себя.

- Маша, читай правило вслух.

Сравним с правилом в учебнике.

Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, - это суффикс.

Суффикс обозначается так:


У: Что вы можете сказать о выводе, который вы сделали?

Д: он совпадает с правилом в учебнике, значит, мы правильно решили задачу.

У: найдите в правиле, где стоит суффикс в слове

Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием

У: как обозначается суффикс?

Д:

У: Для чего нужен суффикс?

Д: суффикс служит для образования новых слов.

У: прочитайте примеры в правиле и объясните выбор суффикса в слове.

У: приведите свои примеры с суффиксом

У: я считаю, что в слове тетрадка, суффикса нет, так как корен –тетрадк. Права ли я?

Д: нет, так как корень –тетрад, а суффикс –к.

У: молодцы, вы внимательные ученики.


V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

У: встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.




VI. Формирование способа действия

У: Теперь мы будем учиться искать суффикс. Определим план наших действий и сформулируем определение суффикса. Вспомните, где стоит суффикс в слове

Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием

У: Для чего нужен суффикс?

Д: суффикс служит для образования новых слов.

У: как обозначается суффикс?

Д:

У: значит суффикс – это…

Д: Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, - это суффикс и обозначается

У: молодцы. Потренируемся выделять суффикс в слове

Самостоятельная работа на карточке по образованию слов с помощью суффиксов:

У: Какое значение имеет суффикс - ёнок - ?

Д: Обозначает детёнышей животных.

У: Давайте посмотрим, как этот и другие суффиксы образуют новые слова. Выполним упражнение на карточке самостоятельно.

Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы.

медведь

-

медведица

-

медвежонок

волк

-

-

волчонок

тигр

-

-

орёл

-

орлица

-

-

зайчиха

-

-

лосиха

-


Дети выполняют работу самостоятельно, учитель помогает индивидуально.

У: Проверим выполненную работу (открывается запись за доской)


-

валчица

-



-

тегрица

-

а

тигрёнок

заец

-


-

зайчёнок

лос

-


-

лосёнак


У: Исправьте ошибки в I и II столбиках.

Назовите орфограммы.

Д: исправляют ошибки, называют орфограммы – словарь и обозначение мягкости буквой ь; во втором столбике орфограмма безударного гласного в корне.

У: В какой части слова допущены ошибки в III столбике?

Д: В суффиксе.

У: Значит, правописание суффиксов – это орфограмма.

Как правильно написать суффикс?

Д: - ёнак - неправильно

- ёнак - мы писали, пока не узнали, как пишется суффикс.

Нужно писать - ёнок -

У: В каком слове нельзя с уверенностью сказать, что пишется - ёнок -?

Д: Зайчонок.

У: Нам пока не хватает знаний, чтобы узнать, что пишется: -о или -ё. Поэтому после шипящего мы пока оставляем выбор букв..

У: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании суффикса?

Д: Запомнить написание.

У: Начнём составлять таблицу ошибкоопасных суффиксов.


Животные и их детёныши

- иц -

- онок -

- их -

- ёнок -


Работа в парах.

У: Вы уже поняли, что суффиксы могут многое рассказать о слове. Они «говорящие». По суффиксам -иц-, -их- можно узнать животных; -онок-, -ёнок- - их детёнышей. Суффиксы -ист-, -арь-, -чик-, -щик, -ник указывают на профессию (радист, пекарь, вратарь, летчик; печник). Суффикс -ищ- называет место: пожарище, убежище. Но суффиксы могут быть ещё и «весёлыми». Давайте образуем при помощи суффиксов слова, называющие людей по месту жительства.

Москва – москвич – москвичка

Подумайте, с каким суффиксом лучше назвать жителя и жительницу города Калуги.

Д: предлагают свои варианты.

Калуга– калужанин – калужанка

У: А мы – калужане.

А сейчас в парах выполните упр.3 на с. 101. Работайте внимательно, чтобы суффиксы не стали «весёлыми».

Упр. 3. Образуйте слова с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Подумайте какое значение имеют эти суффиксы.

Если ты живешь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты …, а мы …, на Волге, то ты …, а мы …, в селе, то ты …, а мы …, на земле, то ты …, а мы …, на Марсе, то ты …, а мы … .

Где живут южане, северяне, горожане?


Д: выполняют задание в парах, обсуждают, выбирают правильный вариант.

Упр. 3. Образуйте слова с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Подумайте какое значение имеют эти суффиксы.

Если ты живешь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты парижанин, а мы парижане, на Волге, то ты волжанин, а мы волжане, в селе, то ты селянин, а мы селяне, на земле, то ты землянин, а мы земляне, на Марсе, то ты марсианин, а мы марсиане.

Где живут южане, северяне, горожане?


У: Мы живём на прекрасной планете Земля. Мы должны любить и уважать друг друга.

У: Какие суффиксы мы добавляем в нашу таблицу?

Д: Суффиксы, называющие людей по месту жительства: -ан-, -ян-, -анин-, -янин-.


Люди

- анин -

- ан -

- янин -

- ян -


VIII. Итог урока.

У: На какой вопрос вы ответили сегодня на уроке?

- Решили ли мы учебную задачу полностью?

- Какую тайну мы открыли на уроке?

Д: Тайну суффикса.

Тайны суффикса:

  1. суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем

  2. служит для образования новых слов

  3. обозначается

  4. имеет значение

  5. на письме обозначается одинаково

У: - Чему вы научились на уроке?

- Что вам понравилось делать на уроке?

- Какие трудности у вас возникли? Почему?

- По – моему мнению, вы сегодня хорошо работали. Аня хорошо диктовала предложения, Паша старался решить проблему самостоятельно, Денис активно отвечал на вопросы. Но Леше, Маше и Вале нужно работать активнее, стараться внимательно слушать учителя.

- Дома вам нужно выучить правило на стр.___ и выполнить упражнение ___, которое поможет вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили правило.

- Урок окончен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!