Словарно – орфографическая работа - Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? 1 Можно разделить на словарные слова и не словарные 2 На глаголы и существительные 3 На слова с приставками и слова с предлогами - Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал ) - Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово) -Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) - Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно) - Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой) -Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку) - Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово) - Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении) - Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно) - Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.) - Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах. (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до ,про; словарные слова ) -А как написать такие слова без ошибок? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным). - Спишите словосочетания. - обозначьте графически предлоги приставки ( Взаимопроверка по слайду) Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Назовите слова с предлогами, докажите вашу точку зрения. Спишите пословицы, раскрывая скобки. 1 ряд 1 пословицу, 2 ряд вторую, 3 ряд – третью. Обозначьте графически приставки и предлоги. (Без)труда не вынешь рыбку из пруда. (С)лодырем (по)ведешься, горя (на)берёшься. Труд и (на)кормит, и (на)учит. Фронтальная проверка. Письмо по памяти. Реш.ли волки зайчика (за)печь, А за.ц из духо.ки пры. (за)печь. - Какие орфограммы пропущены? - Раскройте скобки и объясните. - Чтение хором с орфографическим проговариванием. - Запись текста по памяти. Самопроверка. Игра на внимание. (на слух) 1. Слова с приставками - 1 хлопок. 2. Слова с предлогами - 2 хлопка. За горой, забежал, свернула, с крыши, на бумаге, нарезать,на листе, начертили, для друга, в доме, зашел, в углу, по оврагу, заплясал, потекут, до опушки, покатил, от берега, с горы, у дома, перешел, сбежал, подпрыгнул, скатился. Работа с предложением. Раскрыть скобки. Списать. Разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания. (На) стало морозное утро. (На) стеклах (по) явились красивые узоры. Работа в парах. Игра “Найди пару” (с)мёл, (на)шли, (по)гулял, (в)ходить, (под)прыгнул, (по)ехали, (по)парку, (с)крыльца, (под)потолок, , (в)класс, (по) дороге, (на)поляне Предполагаемые ответы: Смёл с крыльца, нашли на поляне, погулял по парку, входить в класс, подпрыгнул под потолок, поехали по дороге. - По какому принципу искали пару? (чтобы получилось словосочетание) - Какие использовали предлоги для связи слов в словосочетаниях? - Посмотрим, какие у вас получились словосочетания. Проверка Поставьте около каждого правильного ответа «плюс» СЛАЙД - Как вы рассуждали при их написании? Вывод. 1. Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово. 2. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Физминутка. Работа по карточкам. Возьмите карточки №2. Прочитайте текст на карточке. -К какому жанру литературы относится отрывок из текста? -Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок ? - Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте. Взаимопроверка. Упражнение в распознавании слов с предлогами и приставками. - Предлагаю еще потренироваться в различении приставок и предлогов. - Найдите слова с предлогами и с приставками. Первый вариант выписывает через запятую слова с предлогами, а второй – с приставками. Проверка. 1 ученик пишет слова 1 варианта, 2 ученик – слова 2 варианта. Работа с деформированным текстом. - Написаны словосочетания. - Могу я утверждать, что это так? Тогда помогите исправить ошибки. Дошелдодома, побежалпополяне, отбежалоткалитки. - Определите главное слово и запишите с вопросом словосочетания. - Перед какими частями речи пишется предлог? - С какой частью речи предлог не дружит? Выполнение тестовых заданий. Дифференцированная самостоятельная работа. – На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните только его. 1. Спишите. Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги. 2. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги. 3. Спишите, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги. |