СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему " Правописание приставок и предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему " Правописание приставок и предлогов"»

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Правописание приставок и предлогов.

Класс: 3

Тип урока: урок систематизации знаний

Формы работы: фронтальная (устные ответы), групповая, индивидуальная

Цель: формирование умений работать.

Задачи:

Обучающие:

- обобщить знания, умения, навыки по теме «Правописание приставок и предлогов со словами»

- приблизить к самостоятельному решению логических задач.

Развивающие:

- формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать;

- развивать интерес к предмету;

- развить творческие способности учащихся, образное логическое мышление, память, воображение, внимание, речь

Воспитывающие:

- дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии.

Планируемые результаты:

Предметные умения: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других;







Личностные УУД:

-сохранять мотивацию к учёбе;

-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные УУД:

- Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно;

- оценка, контроль;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества;

- управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.




Описание этапов урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный



- Ребята! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Мы начинаем наш урок!

- Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Пишем (дата, классная работа)



Воспринимают на слух информацию учителя.

Оформляют свою запись в тетрадь по образцу с доски.
Выполняют минутку чистописания.



2. Актуализация опорных знаний.


Посмотрите внимательно на доску. Что написано? (предлоги и приставки)

- Что означают данные сочетания букв? (это приставки и предлоги)

-  Назовите те из них, которые бывают только приставками. (вы, пере)

- Назовите те их них, которые бывают только предлогами.(через, к, для)

- А какие из них бывают как приставками, так и предлогами? (по, под, про, об)

- Выпишите те, которые бывают и приставками и предлогами.

- Какая опасность может возникнуть при их написании? (можем не отличить )

Где приставка ? Где предлог?

Кто бы нам понять помог!

- Какая же тема урока? (Правописание приставок и предлогов)

- Какая цель нашего урока? ( Научиться различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами)


Отвечают на вопросы учителя

Называют тему и цель урока.

3. Ообщение и закрепление

пройденного материала.

































































































4. Физминутка


Словарно – орфографическая работа

- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1 Можно разделить на словарные слова и не словарные

2 На глаголы и существительные

3 На слова с приставками и слова с предлогами

- Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал )

- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)

- Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)


-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)

- Докажите, обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)

- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)

- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)

- Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)


- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах. (безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до ,про; словарные слова )

-А как написать такие слова без ошибок? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).

- Спишите словосочетания.

- обозначьте графически предлоги приставки ( Взаимопроверка по слайду)

Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Назовите слова с предлогами, докажите вашу точку зрения. Спишите пословицы, раскрывая скобки. 1 ряд 1 пословицу, 2 ряд вторую, 3 ряд – третью. Обозначьте графически приставки и предлоги.

(Без)труда не вынешь рыбку из пруда.
(С)лодырем (по)ведешься, горя (на)берёшься.

Труд и (на)кормит, и (на)учит.

Фронтальная проверка.

Письмо по памяти.

Реш.ли волки зайчика (за)печь,

А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.

- Какие орфограммы пропущены?

- Раскройте скобки и объясните.

- Чтение хором с орфографическим проговариванием.

- Запись текста по памяти.

Самопроверка.

Игра на внимание. (на слух)

1. Слова с приставками - 1 хлопок.

2. Слова с предлогами - 2 хлопка.

За горой, забежал, свернула, с крыши, на бумаге, нарезать,на листе, начертили, для друга, в доме, зашел, в углу, по оврагу, заплясал, потекут, до опушки, покатил, от берега, с горы, у дома, перешел, сбежал, подпрыгнул, скатился.

Работа с предложением.

Раскрыть скобки. Списать. Разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.

(На) стало морозное утро. (На) стеклах (по) явились красивые узоры.

Работа в парах.

Игра “Найди пару”

(с)мёл, (на)шли, (по)гулял, (в)ходить, (под)прыгнул, (по)ехали,

(по)парку, (с)крыльца, (под)потолок, , (в)класс, (по) дороге,

(на)поляне

Предполагаемые ответы: Смёл с крыльца, нашли на поляне, погулял по парку, входить в класс, подпрыгнул под потолок, поехали по дороге.

- По какому принципу искали пару? (чтобы получилось словосочетание)

- Какие использовали предлоги для связи слов в словосочетаниях?

- Посмотрим, какие у вас получились словосочетания.

Проверка Поставьте около каждого правильного ответа «плюс» СЛАЙД

- Как вы рассуждали при их написании?

Вывод.

1. Между приставкой и корнем нельзя поставить вопрос или другое слово.

2. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

Физминутка.

Работа по карточкам.

Возьмите карточки №2.

Прочитайте текст на карточке.

-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?

-Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок ?

- Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте. Взаимопроверка.

Упражнение в распознавании слов с предлогами и приставками.

- Предлагаю еще потренироваться в различении приставок и предлогов.

- Найдите слова с предлогами и с приставками. Первый вариант выписывает через запятую слова с предлогами, а второй – с приставками.

Проверка. 1 ученик пишет слова 1 варианта, 2 ученик – слова 2 варианта.


Работа с деформированным текстом.

- Написаны словосочетания.

- Могу я утверждать, что это так? Тогда помогите исправить ошибки.

Дошелдодома, побежалпополяне, отбежалоткалитки.

- Определите главное слово и запишите с вопросом словосочетания.

- Перед какими частями речи пишется предлог?

- С какой частью речи предлог не дружит?


Выполнение тестовых заданий.


Дифференцированная самостоятельная работа.

– На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните только его.

1. Спишите. Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги.

2. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.

3. Спишите, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственные выводы. Озвучивают понятия.

Называют орфограммы.









































Объясняют смысл пословиц. Записывают их

Графически выделяют приставки и предлоги.

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке.



























Слушают задание

учителя. Работая в парах, составляют словосочетания. Записывают их. Осуществляют проверку по эталону.


Отрабатывают умение различать приставки и предлоги.


Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственные выводы. Озвучивают понятия, Оценивают уровень усвоения темы.

















Выполняют движения.



Слушают задание

учителя. Работают самостоятельно Осуществляют взаимопроверку.





Отрабатывают умение различать приставки и предлоги.


Отвечают на вопросы учителя. Формулируют собственные выводы. Озвучивают понятия. Оценивают уровень усвоения темы.









Выполняют тестовые задания.



Анализируют и выбирают задание самостоятельно.

Выполняют его.




Записывают д/з в дневниках с доски. Уточняют выполнение д/з.


5 Рефлексия.

Составление кластера.

На доске находятся опоры. Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

- Отметьте в своей рабочей тетради результат вашей работы на уроке.

Дифференцированное домашнее задание

  1. Придумать и записать в тетрадь 10 слов с приставкой и предлогом.

  2. Написать 5 словосочетаний с одинаковыми предлогами и приставками.

Итог.

Урок полезен, все понятно! (зеленый кружок)

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. (желтый кружок)

Еще придется потрудиться. (красный кружок)

Да, трудно все-таки учиться! (красный кружок)

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Спасибо за внимание!



Анализируют задания, предложенные учителем; находят критерии для их классификации.

Формулируют собственные выводы. Озвучивают понятия

















Записывают д/з в дневниках с доски. Уточняют выполнение д/






Оценивают уровень усвоения темы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!