Раздел: Гидросфера- водная оболочка Земли
Тема урока: Озера. Практическая работа «Нанесение на контурную карту озер»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
1.Раскрыть особенности озер, как составной части гидросферы.
2. Выявить характерные черты и различия озер;
3. Показать особенности их образования;
4. Дать краткую характеристику наибольшим озерам мира;
5.Продолжить формировать умение работать с картами атласа и с контурной картой.
Формирование УУД
Предметные: сформировать понятия озеро, озерная котловина, сточное озеро, бессточное озеро, происхождение озерной котловины, свойства вод, называть и показывать на карте крупнейшие озера мира, приводить примеры озер различного происхождения, составлять характеристику озер по заданному плану, уметь находить и использовать необходимую информацию при работе с картами атласа, продолжить отработку практического умения обозначать гидрологические объекты на контурной карте.
Метапредметные: формировать умения ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, формировать осознанную адекватную и критическую оценку собственной учебной деятельности.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению , познавательную и информационную культуру, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями.
Оборудование: учебники (География 5-6 класс, издательство «Просвещение»,серия «Полярная звезда»,авт. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина., тетради, атласы, физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Луганщины, контурные карты.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, у нас сегодня гости. Я надеюсь, что наш урок будет и приятным, и плодотворным.
Посмотрите, какой видят нашу Землю космонавты из космоса. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.
Слайд №1 __________
Водная оболочка Земли – это ………(гидросфера). Вспомним состав гидросферы
Слайд №2 __________
На прошлом уроке мы с вами рассматривали тему : «Реки – артерии Земли».
Повторение. Проверка знаний и умений.
Прием «Географическая разминка» (фронтальный опрос, направлен на отработку географической номенклатуры, на формирование образа пространства, овладение основами картографических знаний).
Где находятся реки? Ответ формулировать по такой схеме:
Название рекиматерик на котором течетнаправление течениякуда впадает к бассейну какого океана относится.
Реки: Нил, Миссисипи, Хуанхэ, Инд, Амазонка, Амур.(карточки)
Прием «Терминологический диктант по теме «Реки» (работа с заданиями, взаимопроверка, направлен на формирование теоретических знаний и адекватной оценки своей учебной деятельности)
1 вариант Вопрос | Ответ |
1.Начало реки. | Исток |
2. Река, впадающая в главную реку. | Приток |
3. Поток воды, текущий в выработанном им углублении. | Река |
4. Главная река со всеми притоками. | Речная система |
5. Период года, когда река покрыта льдом. | Ледостав |
6. Длительный, ежегодно повторяющийся процесс подъема уровня воды в реке. | Половодье |
7. Самый низкий уровень воды в реке. | Межень |
Оценочный ключ: 7 правильных ответов - оценка 5; 6 правильных ответов - оценка 4; 5 и 4 правильных ответа - оценка 3 Меньше 4 правильных ответов- оценка 2 | Оценка______ |
2 вариант Вопрос | Ответ |
1. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, окончание реки. | Устье |
2. Падение реки с высокого уступа. | Водопад |
3. Углубление, по которому течет река. | Русло |
4. Часть речной долины, затапливаемая рекой во время половодья. | Пойма |
5. Кратковременное, не систематичное повышение уровня воды в реке из-за сильных дождей или зимней оттепели | Паводок |
6. Граница между соседними речными бассейнами. | Водораздел |
7. Поступление воды в реку от различных источников: дождевое, подземное, снеговое и т.д. | Питание реки |
Оценочный ключ: 7 правильных ответов - оценка 5; 6 правильных ответов - оценка 4; 5 и 4 правильных ответа - оценка 3 Меньше 4 правильных ответов- оценка 2 | Оценка______ |
Прием «Логические поисковые задания». Из перечисленных географических объектов зачеркните те, которые не относятся к гидрологическим ( гидрология –наука о воде)
А) река-плоскогорье-ледник;
Б) равнина-родник-море;
В) водопад- подземные воды- вулкан.
Мотивация учебной и познавательной деятельности
Сегодня на уроке мы познакомимся с гидрологическим объектом, относящимся к водам суши.
Тема урока: Озера. Практическая работа «Нанесение на контурную карту озер».
Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
Озера не меньше используются человеком в хозяйственной деятельности чем реки и играют важную роль в его жизни (источник питьевой воды, водообеспечение промышленных предприятий, в сельском хозяйстве -для орошения, с воды озер получают соль, лечебные грязи, ловят рыбу, берега озер являются зоной отдыха и средой обитания многих живых организмов).
Слайд №3 __________
- Ребята попробуйте самостоятельно определить цели сегодняшнего урока
Слайд №4 __________(цели урока, учащиеся определяют самостоятельно)
1.Прием «Удиви» (направлен на формирование познавательного интереса к предмету)
Озера - важнейшие накопители воды на планете. Их форма, размеры и состав чрезвычайно разнообразны. Однако есть озера заполненные как в сказке не живой, а мертвой водой.
Слайд №5 __________ Озеро смерти
Слайд №6 __________ Асфальтовое озеро
Слайд №7 __________ Адское озеро
IV. Изучение нового материала Работа по теме урока.
Определить понятие «Озеро»
Озеро – это природный замкнутый водоём в углублении суши, котловине, заполненной стоячей или слабопроточной водой. (запись в тетради).
**Проблемный вопрос: Как вы думаете, чем отличается море от озера?
(О́зеро — замкнутое углубление суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные и подземные воды. Озёра не являются частью Мирового Океана.
Мо́ре — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.)
Типы озер по происхождению озерных котловин.
Прием: Работа с учебником (направлен на формирование навыка анализировать различные источники информации)
-стр. 115, 1 абзац. Найти в тексте и сформулировать понятие «озерная котловина», (запись в тетради).
Слайд №11 __________
Слайд №12 __________
Прием «Опережающее задание», сообщения учащихся о озерах:
Каспийское море, Байкал.
По происхождению озерных котловин озера подразделяются на пять групп.
Слайд №13 __________
1. Тектонические озерные котловины образуются в результате образования трещин, разломов и опусканий земной коры. Они отличаются большой глубиной и крутизной склонов (Байкал, Великие Североамериканские и Африканские озера, Виннипег, Большое Невольничье, Мертвое море, Чад, Эйр, Титикака.
2. Вулканические, которые образуются в кратерах вулканов или в понижениях лавовых полей (Курильское и Кроноцкое на Камчатке, многие озера о.Явы и Новой Зеландии).
3. Ледниковые озерные котловины образуются в связи с выпахивающей деятельностью ледников (размывом) и скоплением вод перед ледниковыми формами рельефа, когда ледник при таянии откладывал переносимый материал. Эти озера обычно узкие и длинные, сориентированные по линиям таяния ледника (озера Финляндии, Карелии, Альп, Урала, Кавказа и др.).
4. Карстовые озера котловины которых возникали в результате провалов, просадок почвы и размыва горных пород (известняки, гипсы, доломиты). Растворение этих пород водой приводит к образованию глубоких, но незначительных по площади озерных котловин.
5. Запрудные (завальные, или плотинные) озера возникают в результате преграждения русла (долины) реки глыбами пород при обвалах в горах (о.Севан, Тана, многие озера Альп, Гималаев и других горных стран). От большого горного обвала на Памире в 1911 г. образовалось Сарезское озеро глубиной 505 м.
6. Лиманные озера распространены на берегах морей - это прибрежные участки моря, обособившиеся от него посредством прибрежных кос;
7. Озера-старицы - озера, возникшие в старых руслах рек.
**Проблемный вопрос:
Учитель. Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера?
Учитель. Как вы считаете, почему озера не высыхают?
Учитель. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы. Какие, как вы думаете?
(Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные озера ). У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.
Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают.
Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. Записываем определение в рабочий конспект.
Слайд №18 __________
Слайд №19 __________
Прием : Работа с картами атласа.
Задание . Определить к какому типу озер (сточному или бессточному) относится
А) Байкал;
Б) Танганьика;
В) Виктория;
Г) Каспийское море;
Д) Аральское море.
Озера по степени минерализации
Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей они бывают соленые и пресные
Слайд №18 __________
Давайте вспомним, а что такое соленость? (количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилях-тысячных долях числа).
Учитель. Все озера по солености можно разделить на 2 группы: пресные, на карте обозначены голубым цветом, соленые на карте обозначены розовым цветом .
**Проблемный вопрос: Как вы думаете почему одни озера соленые, а другие пресные ? (соленые чаще всего бессточные озера(Баскунчак- Астраханская обл, Эльтон- Волгоградская обл), так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах)
Учитель: Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Почему?
Учитель. А озеро Байкал пресное или соленое? И почему?
Прием: Географический практикум.
Рефлексия учебной деятельности:
Учитель. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным
(карточки-вопросы)
1. Я знаю, что такое озеро.
2. Я знаю, что такое озерная котловина.
3. Я знаю, что озера по происхождению озерных котловин бывают…..
4.Я знаю что озера сточные пресные, а бессточные ……
5.Я знаю что самое большое по площади озеро ………….
6.Я знаю что самое глубокое озеро ……
7.Я знаю, что самое соленое озеро……
Домашнее задание: п.35,с.115-116,зад.с.118 (шаг за шагом).
Итак, друзья, мои сегодня вы сделали большой шаг, что бы узнать, понять и полюбить «Голубые глаза планеты» .