СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Озера. Практическая работа «Нанесение на контурную карту озер»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Гидросфера- водная оболочка Земли

Тема урока: Озера. Практическая работа «Нанесение на контурную карту озер»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

1.Раскрыть особенности озер, как составной части гидросферы.

2. Выявить характерные черты и различия озер;

3. Показать особенности их образования;

4. Дать краткую характеристику наибольшим озерам мира;

5.Продолжить формировать умение работать с картами атласа и с контурной картой.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Озера. Практическая работа «Нанесение на контурную карту озер»»

Раздел: Гидросфера- водная оболочка Земли

Тема урока: Озера. Практическая работа «Нанесение на контурную карту озер»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

1.Раскрыть особенности озер, как составной части гидросферы.

2. Выявить характерные черты и различия озер;

3. Показать особенности их образования;

4. Дать краткую характеристику наибольшим озерам мира;

5.Продолжить формировать умение работать с картами атласа и с контурной картой.

Формирование УУД

Предметные: сформировать понятия озеро, озерная котловина, сточное озеро, бессточное озеро, происхождение озерной котловины, свойства вод, называть и показывать на карте крупнейшие озера мира, приводить примеры озер различного происхождения, составлять характеристику озер по заданному плану, уметь находить и использовать необходимую информацию при работе с картами атласа, продолжить отработку практического умения обозначать гидрологические объекты на контурной карте.

Метапредметные: формировать умения ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, формировать осознанную адекватную и критическую оценку собственной учебной деятельности.

Личностные: формировать целостное мировоззрение, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению , познавательную и информационную культуру, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями.

Оборудование: учебники (География 5-6 класс, издательство «Просвещение»,серия «Полярная звезда»,авт. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина., тетради, атласы, физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Луганщины, контурные карты.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, у нас сегодня гости. Я надеюсь, что наш урок будет и приятным, и плодотворным.

Посмотрите, какой видят нашу Землю космонавты из космоса. Голубым цветом изображены океаны, моря, реки, озера нашей планеты.

Слайд №1 __________

Водная оболочка Земли – это ………(гидросфера). Вспомним состав гидросферы

Слайд №2 __________


На прошлом уроке мы с вами рассматривали тему : «Реки – артерии Земли».




  1. Повторение. Проверка знаний и умений.


  1. Прием «Географическая разминка» (фронтальный опрос, направлен на отработку географической номенклатуры, на формирование образа пространства, овладение основами картографических знаний).

Где находятся реки? Ответ формулировать по такой схеме:

Название рекиматерик на котором течетнаправление течениякуда впадает к бассейну какого океана относится.

Реки: Нил, Миссисипи, Хуанхэ, Инд, Амазонка, Амур.(карточки)


  1. Прием «Терминологический диктант по теме «Реки» (работа с заданиями, взаимопроверка, направлен на формирование теоретических знаний и адекватной оценки своей учебной деятельности)

1 вариант Вопрос

Ответ

1.Начало реки.

Исток

2. Река, впадающая в главную реку.

Приток

3. Поток воды, текущий в выработанном им углублении.

Река

4. Главная река со всеми притоками.

Речная система

5. Период года, когда река покрыта льдом.

Ледостав

6. Длительный, ежегодно повторяющийся процесс подъема уровня воды в реке.

Половодье

7. Самый низкий уровень воды в реке.

Межень

Оценочный ключ: 7 правильных ответов - оценка 5;

6 правильных ответов - оценка 4;

5 и 4 правильных ответа - оценка 3

Меньше 4 правильных ответов- оценка 2




Оценка______

2 вариант Вопрос

Ответ

1. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, окончание реки.

Устье

2. Падение реки с высокого уступа.

Водопад

3. Углубление, по которому течет река.

Русло

4. Часть речной долины, затапливаемая рекой во время половодья.

Пойма

5. Кратковременное, не систематичное повышение уровня воды в реке из-за сильных дождей или зимней оттепели

Паводок

6. Граница между соседними речными бассейнами.

Водораздел

7. Поступление воды в реку от различных источников: дождевое, подземное, снеговое и т.д.

Питание реки

Оценочный ключ: 7 правильных ответов - оценка 5;

6 правильных ответов - оценка 4;

5 и 4 правильных ответа - оценка 3

Меньше 4 правильных ответов- оценка 2



Оценка______


  1. Прием «Логические поисковые задания». Из перечисленных географических объектов зачеркните те, которые не относятся к гидрологическим ( гидрология –наука о воде)

А) река-плоскогорье-ледник;

Б) равнина-родник-море;

В) водопад- подземные воды- вулкан.


  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности


Сегодня на уроке мы познакомимся с гидрологическим объектом, относящимся к водам суши.


Тема урока: Озера. Практическая работа «Нанесение на контурную карту озер».

Запишите тему урока в рабочую тетрадь.


Озера не меньше используются человеком в хозяйственной деятельности чем реки и играют важную роль в его жизни (источник питьевой воды, водообеспечение промышленных предприятий, в сельском хозяйстве -для орошения, с воды озер получают соль, лечебные грязи, ловят рыбу, берега озер являются зоной отдыха и средой обитания многих живых организмов).


Слайд №3 __________


- Ребята попробуйте самостоятельно определить цели сегодняшнего урока

Слайд №4 __________(цели урока, учащиеся определяют самостоятельно)



1.Прием «Удиви» (направлен на формирование познавательного интереса к предмету)


Озера - важнейшие накопители воды на планете. Их форма, размеры и состав чрезвычайно разнообразны. Однако есть озера заполненные как в сказке не живой, а мертвой водой.


Слайд №5 __________ Озеро смерти

Слайд №6 __________ Асфальтовое озеро

Слайд №7 __________ Адское озеро


IV. Изучение нового материала Работа по теме урока.

  1. Определить понятие «Озеро»


Озеро – это природный замкнутый водоём в углублении суши, котловине, заполненной стоячей или слабопроточной водой. (запись в тетради).


**Проблемный вопрос: Как вы думаете, чем отличается море от озера?


(О́зеро — замкнутое углубление суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные и подземные воды. Озёра не являются частью Мирового Океана.
Мо́ре — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.)

  1. Типы озер по происхождению озерных котловин.

Прием: Работа с учебником (направлен на формирование навыка анализировать различные источники информации)

-стр. 115, 1 абзац. Найти в тексте и сформулировать понятие «озерная котловина», (запись в тетради).


Слайд №11 __________

Слайд №12 __________



Прием «Опережающее задание», сообщения учащихся о озерах:

Каспийское море, Байкал.

По происхождению озерных котловин озера подразделяются на пять групп.

Слайд №13 __________



1. Тектонические озерные котловины образуются в результате образования трещин, разломов и опусканий земной коры. Они отличаются большой глубиной и крутизной склонов (Байкал, Великие Североамериканские и Африканские озера, Виннипег, Большое Невольничье, Мертвое море, Чад, Эйр, Титикака.

2. Вулканические, которые образуются в кратерах вулканов или в понижениях лавовых полей (Курильское и Кроноцкое на Камчатке, многие озера о.Явы и Новой Зеландии).

3. Ледниковые озерные котловины образуются в связи с выпахивающей деятельностью ледников (размывом) и скоплением вод перед ледниковыми формами рельефа, когда ледник при таянии откладывал переносимый материал. Эти озера обычно узкие и длинные, сориентированные по линиям таяния ледника (озера Финляндии, Карелии, Альп, Урала, Кавказа и др.).

4. Карстовые озера котловины которых возникали в результате провалов, просадок почвы и размыва горных пород (известняки, гипсы, доломиты). Растворение этих пород водой приводит к образованию глубоких, но незначительных по площади озерных котловин.

5. Запрудные (завальные, или плотинные) озера возникают в результате преграждения русла (долины) реки глыбами пород при обвалах в горах (о.Севан, Тана, многие озера Альп, Гималаев и других горных стран). От большого горного обвала на Памире в 1911 г. образовалось Сарезское озеро глубиной 505 м.

6. Лиманные озера распространены на берегах морей - это прибрежные участки моря, обособившиеся от него посредством прибрежных кос;
7. Озера-старицы - озера, возникшие в старых руслах рек.

**Проблемный вопрос:

Учитель. Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера?

Учитель. Как вы считаете, почему озера не высыхают?

Учитель. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы. Какие, как вы думаете?

(Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные озера ). У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают.

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. Записываем определение в рабочий конспект.


Слайд №18 __________

Слайд №19 __________


Прием : Работа с картами атласа.

Задание . Определить к какому типу озер (сточному или бессточному) относится

А) Байкал;

Б) Танганьика;

В) Виктория;

Г) Каспийское море;

Д) Аральское море.


Озера по степени минерализации

Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей они бывают соленые и пресные

Слайд №18 __________



Давайте вспомним, а что такое соленость? (количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилях-тысячных долях числа).

Учитель. Все озера по солености можно разделить на 2 группы: пресные, на карте обозначены голубым цветом, соленые на карте обозначены розовым цветом .


**Проблемный вопрос: Как вы думаете почему одни озера соленые, а другие пресные ? (соленые чаще всего бессточные озера(Баскунчак- Астраханская обл, Эльтон- Волгоградская обл), так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах)


Учитель: Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Почему?

Учитель. А озеро Байкал пресное или соленое? И почему?

Прием: Географический практикум.

  • На контурную карту нанесите озера:

  • 1.Каспийское море

  • 2.Байкал

  • 3.Верхнее

  • 4.Гурон

  • 5.Аральское море

  • 6. Виктория

  • 7. Балхаш

  • 8. Танганьика

  • 9. Титикака

  • 10. Мертвое море


  1. Рефлексия учебной деятельности:


Учитель. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным

(карточки-вопросы)

1. Я знаю, что такое озеро.

2. Я знаю, что такое озерная котловина.

3. Я знаю, что озера по происхождению озерных котловин бывают…..

4.Я знаю что озера сточные пресные, а бессточные ……

5.Я знаю что самое большое по площади озеро ………….

6.Я знаю что самое глубокое озеро ……

7.Я знаю, что самое соленое озеро……


  1. Домашнее задание: п.35,с.115-116,зад.с.118 (шаг за шагом).

Итак, друзья, мои сегодня вы сделали большой шаг, что бы узнать, понять и полюбить «Голубые глаза планеты» .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!