Самостоятельная работа № 1
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории «Создание единого русского государства и конец ордынского владычества»
МОУ ИКШИНСКАЯ СОШ
Дмитровского района
Гусев Артем Николаевич
учитель истории
Технологическая карта урока. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества в 6 классе.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Тема урока: Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.
Цель урока: Формирование умения самостоятельно изучать процессы, связанные с созданием единого Русского государства и проблемой окончательного освобождения от ордынского владычества.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
В познавательной сфере рассмотреть:
1. Процесс создания единого государства при Иване III, присоединение Новгорода и Твери к Москве.
2. «Стояние на реке Угре» 1480 г.
3. Значение изучаемых событий.
В ценностно-ориентационной сфере:
1. Научиться работать с разными источниками информации.
2. Делать выводы.
3. Представлять результаты своего труда.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
1.Постановка цели и анализ условий достижения цели.
2.Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.
Познавательные:
1. Определение понятий.
2. Умение структурировать знания.
3. Умение выделять существенные характеристики процессов, событий.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные УУД:
1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
2. Самоконтроль и самооценка.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
1. Сформировать у обучающихся представления о личности Ивана III, о его роли в создании единого Русского государства, о путях объединения русских земель вокруг Москвы, об окончании ордынского владычества.
2. Содействовать развитию исторического мышления; умению работать с разными источниками информации: текстом учебника, историческими документами, картами, схемами, дополнительной литературой; составлять таблицу, рассказ от имени участников событий, используя слова-опоры; делать выводы; работать с тестовыми материалами, компьютерными презентациями.
3. Способствовать воспитанию коммуникативной культуры, уважения к истории России.
4. Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения, планировать деятельность, время, ресурсы.
Тип урока: комбинированный
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: карта «Россия во второй половине 15-начале 16 века», компьютерная презентация, раздаточный материал (фрагменты из исторических документов).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии: презентация.
Основные понятия: новгородская республика, «стояние на реке Угре», пищаль.
Межпредметные связи: литература, обществознание.
Схема конспекта урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, положительный настрой на урок, проверка готовности к уроку. Проводит разминку. | Приветствуют учителя | | |
2 | Повторение и закрепление раннее изученного материала | Общеклассная и индивидуальная формы работы по теме «Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.». Работа с карточками «Борьба Руси с татаро-монгольским игом»(Приложение 1) | Устный опрос. Заполнение карточек | Знать: даты, термины,исторических лмчностей Уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу. | П: -обобщать, делать выводы.-применять имеющиеся знания-анализировать полученную информацию |
3 | Актуализация | Предлагает обратить внимание на эпиграф (2 слайд)(Приложение 2): «Россия нынешняя образована Иоанном…» Н.М. Карамзин. В конце урока учащимся предлагается высказать свое отношение к словам Карамзина (привести аргументы в поддержку или опровергнуть). | Отвечают на вопросы учителя | Уметь: аргументировать свою точку зрения | К: - умение слушать и вступать в диалог - участие в коллективном обсуждении проблем - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации - владение монологической и диалогической речью |
4 | Формулировка проблемы. | Включает 4 слайд с (Приложением 3). Подводит к формулировке ИП и УЗ: Учитель предлагает ученикам сформулировать исходное противоречие и учебную задачу урока | Ученики после работы с (Приложением 3) должны сформулировать исходное противоречие и учебную задачу ИП: Несмотря на распад Золотой Орды, ее преемница Большая Орда по-прежнему претендовала на верховенство над Русью. Однако после «стояния на реке Угре» Русь окончательно стала суверенной державой. УЗ: Почему Русь смогла окончательно освободиться от ордынского ига? | Уметь: анализировать исторические источники,сравнивать и делать выводы | Р: - целеполагание - планирование - прогнозирование - выдвижение версий, определять проблему и пути ее решения П:- анализировать и выделять главное - самостоятельное выделение познавательной цели - умение сравнивать объекты, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью |
5 | Планирование деятельности | Какие обстоятельства предопределили свержение ордынского ига? Учитель и ученики разрабатывают план работы | Ученики высказывают предложение, что ответ следует искать в личности и деятельности Ивана III. Выстраивают план работы: 1.Личность Ивана III. 2. Начало объединения русских земель. 3.Ликвидация ордынского владычества. 4.Присоединение Твери. 5.Значение объединения русских земель. | Уметь: выдвигать гипотезы, основываясь на исторических источниках | Р: - целеполагание - планирование - прогнозирование - выдвижение версий, определять проблему и пути ее решения К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать |
6 | Поиск решения проблемы (изучение нового материала\открытие нового знания). | 1.Личность Ивана III. Учитель предлагает ученикам прочитать отрывок (Приложение 4) и охарактеризовать личность Ивана III. Учитель предлагает детям представить себя на месте молодого Ивана III и определить главные задачи для выполнения. 2. Начало объединения русских земель. Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами их присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории. Присоединение Новгорода было наиболее важным и значимым, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью. Учитель организует ролевую игру: учащийся от имени Ивана III сообщает: «Мне стало известно, что в Новгороде одни бояре поддерживают меня - великого князя, выступают за тесные связи с Москвой, а другие во главе с Марфой Борецкой заключают договор с Казимиром - великим князем литовским и польским. А это не только политическая измена, но и измена православию. Да, следует, наказать сей город». Учитель делит детей на группы. Первая группа Демонстрация слайдов. Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве. Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения? 3.Ликвидация ордынского владычества. Учитель включает сериал «История гос-ва российского», серия 169. Пока учащиеся смотрят видео, учитель пишет на доске вопросы: Когда и где произошла встреча противников? Покажите на карте это место. Почему монголо-татары отступили? Почему это событие назвали не битвой, а стоянием? Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре? 4.Присоединение Твери. Процесс объединения гос-ва фактически был завершен, но неприсоединенной оставалась еще Тверь. Вопрос: найдите в параграфе причины и год присоединения. 5.Завершение объединения русских земель. Что привело к войнам между Москвой и Литвой в 90-х годах XVв и к чему это привело в 1503г? | Опираясь на Приложение 4, ученики оценивают личность Ивана III. Учащиеся вспоминают прошлый материал и работают с атласом и формулируют основные внешнеполитические задачи эпохи правления Ивана III 1)завершение процесса объединения русских княжеств 2) свержение татаро-монгольского ига Запись в тетрадь: Ярославское княжество – 1463 год. Дмитровское княжество-1569 год Пермская земля-1572 год. Ростовское княжество – 1474 год. Новгородская земля – 1478 год. г.Клин-1482 год Тверское княжество – 1485 год. г.Звенигород-1492 год Псков – 1510 год. Смоленск – 1514 год. Рязань – 1521 год. Разыгрывается ситуация, на основе которой учащиеся делают выводы о планах Ивана III. Читают, анализируют документы, сопоставляют с текстом учебника. Записывают в тетради даты события: 1471-Битва на реке Шелонь 1478-присоединение Великого Новгорода Ответ учащихся: К свержению монголо-татарского ига. Ученики смотрят сериал, обсуждают, анализируют его и отвечают на вопросы. Работа с контурной картой. После ответов на вопросы учащиеся записывают в тетради: 1480-битва на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига. Ученики слушают учителя и отвечают на вопросы. Ученики читают стр171-173 и перечисляют присоединенные города на карте с. 172. | Знать: даты, термины, исторических личностей Уметь: соотносить даты и век и место события. Выявлять варианты причин и последствий, логическую последовательность событий. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох. При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. | Р: -умение работать по ранее составленному плану - самоконтроль в ходе изучения материала П:- анализировать и выделять главное -умение находить и применять информацию из разных источников (атлас, исторический документ, учебник) - умение сравнивать объекты, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы -определять понятия -представлять информацию в разный формах (схема) К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его - умение слушать и вступать в диалог - участие в коллективном обсуждении проблем - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации - владение монологической и диалогической речью |
7 | Закрепление изученного материала | Открываем контурные карты и отмечаем присоединенные города к Москве. | Индивидуальная работа с атласом и контурной картой | Уметь: Определять соотносить исторические объекты на картах | П:анализировать в выделять главное на исторической карте |
8 | Подведение итогов. Рефлексия | Давайте вспомним учебную задачу, которую вы сформулировали в начале урока: Почему Русь смогла окончательно освободиться от ордынского ига? Учитель предлагает проанализировать результаты работы: Что получалось быстро\ легко? Над чем стоит поработать\обратить внимание. | Учащиеся пытаются сформулировать ответ на учебную задачу. Учащиеся анализируют результаты работы (формулирование учебной задачи, работа с атласом и контурной картой, историческим источником и карточками). | Уметь: организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; | Р: - оценка достижения планируемых результатов, - коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой, - волевая саморегуляция П: - рефлексия способов и условий действий, - контроль и оценка способов и результатов действий К.:- сотрудничество с учителем и одноклассниками, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение формулировать и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами |
Домашнее задание: прочитать §20, ответить на вопросы на странице 173, выучить термины.
Приложения
Приложение 1
Карточка 1
Год | Сражение | Участники |
1223 | | Даниил Романович,Мстислав Старый\Джэбэ,Субэдэй |
| Оборона Козельска | Князь Василий\Батый |
1380 | | |
Карточка 2
Год | Сражение | Участники |
1228 | | Юрий Всеволодович\Бурундай |
1377 | | Иван Дмитриевич/Арапша |
| Битва на реке Воже | |
Приложение 2
Иоанн оставил Государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии Моголов: Россия нынешняя образована Иоанном; а великие Державы образуются не механическим сцеплением частей, как тела минеральные, но превосходным умом Державных.
Н.М.Карамзин.
Приложение 3
В 1480 году к великом князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет [на него] со всею своею ордою - с царевичами, уланами и князьями, а также и с королем Казимиром в общей думе; король и повел царя на великого князя, желая разорить христиан. Великий князь пошел к Коломне и сам стал в Коломне, а своего сына, великого князя Ивана, поставил в Серпухове, князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а других князей и воевод по иным местам по берегу Оки. Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь Ахмат пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды...
«Софийская вторая летопись».
Приложение 4
В лета пылкого юношества Иван изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной горячности и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными…Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…,