СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Формирование единого Русского государства в XV в "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: "Формирование единого Русского государства в XV в "

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Формирование единого Русского государства в XV в "»

Самостоятельная работа № 1


Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории «Создание единого русского государства и конец ордынского владычества»


МОУ ИКШИНСКАЯ СОШ


Дмитровского района


Гусев Артем Николаевич


учитель истории


Технологическая карта урока. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества в 6 классе.


ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.

Тема урока: Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

Цель урока: Формирование умения самостоятельно изучать процессы, связанные с созданием единого Русского государства и проблемой окончательного освобождения от ордынского владычества.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

В познавательной сфере рассмотреть:
1. Процесс создания единого государства при Иване III, присоединение Новгорода и Твери к Москве.

2. «Стояние на реке Угре» 1480 г.

3. Значение изучаемых событий.

В ценностно-ориентационной сфере:

1. Научиться работать с разными источниками информации.

2. Делать выводы.

3. Представлять результаты своего труда.


Метапредметные УУД:

Регулятивные: 

1.Постановка цели и анализ условий достижения цели.

2.Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Познавательные: 

1. Определение понятий.

2. Умение структурировать знания.

3. Умение выделять существенные характеристики процессов, событий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.


Личностные УУД:

1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

2. Самоконтроль и самооценка.


ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.

Задачи урока:
1. Сформировать у обучающихся представления о личности Ивана III, о его роли в создании единого Русского государства, о путях объединения русских земель вокруг Москвы, об окончании ордынского владычества.

2. Содействовать развитию исторического мышления; умению работать с разными источниками информации: текстом учебника, историческими документами, картами, схемами, дополнительной литературой; составлять таблицу, рассказ от имени участников событий, используя слова-опоры; делать выводы; работать с тестовыми материалами, компьютерными презентациями.

3. Способствовать воспитанию коммуникативной культуры, уважения к истории России.

4. Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения, планировать деятельность, время, ресурсы.

Тип урока: комбинированный

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: карта «Россия во второй половине 15-начале 16 века», компьютерная презентация, раздаточный материал (фрагменты из исторических документов).


ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.

Образовательные технологии: презентация.

Основные понятия: новгородская республика, «стояние на реке Угре», пищаль.


Межпредметные связи: литература, обществознание.


Схема конспекта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, положительный настрой на урок, проверка готовности к уроку. Проводит разминку.

Приветствуют учителя



2

Повторение и закрепление раннее изученного материала

Общеклассная и индивидуальная формы работы по теме «Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.».

Работа с карточками «Борьба Руси с татаро-монгольским игом»(Приложение 1)

Устный опрос. Заполнение карточек


Знать: даты, термины,исторических лмчностей

Уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу.

П: -обобщать, делать выводы.-применять имеющиеся знания-анализировать полученную информацию

3

Актуализация

Предлагает обратить внимание на

эпиграф (2 слайд)(Приложение 2):

«Россия нынешняя образована Иоанном…»

Н.М. Карамзин. В конце урока учащимся предлагается высказать свое отношение к словам Карамзина

(привести аргументы в поддержку или опровергнуть).

Отвечают на вопросы учителя

Уметь: аргументировать свою точку зрения

К: - умение слушать и вступать в диалог

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

- владение монологической и диалогической речью

4

Формулировка проблемы.












Включает 4 слайд с (Приложением 3).
Подводит к формулировке ИП и УЗ:

Учитель предлагает ученикам сформулировать исходное противоречие и учебную задачу урока

Ученики после работы с (Приложением 3) должны сформулировать исходное противоречие и учебную задачу


ИП: Несмотря на распад Золотой Орды, ее преемница Большая Орда по-прежнему претендовала на верховенство над Русью. Однако после «стояния на реке Угре» Русь окончательно стала суверенной державой.


УЗ: Почему Русь смогла окончательно освободиться от ордынского ига?

Уметь: анализировать исторические источники,сравнивать и делать выводы

Р: - целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- выдвижение версий, определять проблему и пути ее решения

П:- анализировать и выделять главное

- самостоятельное выделение познавательной цели

- умение сравнивать объекты, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы

К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его

- умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

5

Планирование деятельности

Какие обстоятельства предопределили свержение ордынского ига?


Учитель и ученики разрабатывают план работы

Ученики высказывают предложение, что ответ следует искать в личности и деятельности Ивана III.

Выстраивают план работы:

1.Личность Ивана III.
2. Начало объединения русских земель.

3.Ликвидация ордынского владычества.

4.Присоединение Твери.
5.Значение объединения русских земель.

Уметь: выдвигать гипотезы, основываясь на исторических источниках

Р: - целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- выдвижение версий, определять проблему и пути ее решения

К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его

- умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение выражать

6

Поиск решения проблемы (изучение нового материала\открытие нового знания).

1.Личность Ивана III.
Учитель предлагает ученикам прочитать отрывок (Приложение 4) и охарактеризовать личность Ивана III.


Учитель предлагает детям представить себя на месте молодого Ивана III и определить главные задачи для выполнения.








2. Начало объединения русских земель.

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами их присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.



Присоединение Новгорода было наиболее важным и значимым, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.


Учитель организует ролевую игру: учащийся от имени Ивана III сообщает: «Мне стало известно, что в Новгороде одни бояре поддерживают меня - великого князя, выступают за тесные связи с Москвой, а другие во главе с Марфой Борецкой заключают договор с Казимиром - великим князем литовским и польским. А это не только политическая измена, но и измена православию. Да, следует, наказать сей город». Учитель делит детей на группы. Первая группа

Демонстрация слайдов.


Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?


3.Ликвидация ордынского владычества.

Учитель включает сериал «История гос-ва российского», серия 169. Пока учащиеся смотрят видео, учитель пишет на доске вопросы:
Когда и где произошла встреча противников?

Покажите на карте это место.

Почему монголо-татары отступили?

Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?


4.Присоединение Твери.

Процесс объединения гос-ва фактически был завершен, но неприсоединенной оставалась еще Тверь.
Вопрос: найдите в параграфе причины и год присоединения.


5.Завершение объединения русских земель. Что привело к войнам между Москвой и Литвой в 90-х годах XVв и к чему это привело в 1503г?










Опираясь на Приложение 4, ученики оценивают личность Ивана III.




Учащиеся вспоминают прошлый материал и работают с атласом и формулируют основные внешнеполитические задачи эпохи правления Ивана III

1)завершение процесса объединения русских княжеств

2) свержение татаро-монгольского ига


Запись в тетрадь:
Ярославское княжество – 1463 год.

Дмитровское княжество-1569 год

Пермская земля-1572 год.

Ростовское княжество – 1474 год.

Новгородская земля – 1478 год.

г.Клин-1482 год

Тверское княжество – 1485 год.

г.Звенигород-1492 год

Псков – 1510 год.

Смоленск – 1514 год.

Рязань – 1521 год.

















Разыгрывается ситуация, на основе которой учащиеся делают выводы о планах Ивана III.

Читают, анализируют документы, сопоставляют с текстом учебника. Записывают в тетради даты события: 1471-Битва на реке Шелонь

1478-присоединение Великого Новгорода













Ответ учащихся: К свержению монголо-татарского ига.











Ученики смотрят сериал, обсуждают, анализируют его и

отвечают на вопросы. Работа с контурной картой.


После ответов на вопросы учащиеся записывают в тетради:

1480-битва на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига.











Ученики слушают учителя и отвечают на вопросы.









Ученики читают стр171-173 и перечисляют присоединенные города на карте с. 172.



















Знать: даты, термины, исторических личностей

Уметь: соотносить даты и век и место события. Выявлять варианты причин и последствий, логическую последовательность событий. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох. При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.


Р: -умение работать по ранее составленному плану

- самоконтроль в ходе изучения материала

П:- анализировать и выделять главное

-умение находить и применять информацию из разных источников (атлас, исторический документ, учебник)

- умение сравнивать объекты, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы

-определять понятия

-представлять информацию в разный формах (схема)

К:-умение излагать своё мнение и аргументировать его

- умение слушать и вступать в диалог

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

- владение монологической и диалогической речью

7


Закрепление изученного материала

Открываем контурные карты и отмечаем присоединенные города к Москве.

Индивидуальная работа с атласом и контурной картой

Уметь: Определять соотносить исторические объекты на картах


П:анализировать в выделять главное на исторической карте

8

Подведение итогов. Рефлексия

Давайте вспомним учебную задачу, которую вы сформулировали в начале урока:

Почему Русь смогла окончательно освободиться от ордынского ига?

Учитель предлагает проанализировать результаты работы: Что получалось быстро\ легко? Над чем стоит поработать\обратить внимание.

Учащиеся пытаются сформулировать ответ на учебную задачу.







Учащиеся анализируют результаты работы (формулирование учебной задачи, работа с атласом и контурной картой, историческим источником и карточками).

Уметь: организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

Р: - оценка достижения планируемых результатов,

- коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой,

- волевая саморегуляция

П: - рефлексия способов и условий действий,

- контроль и оценка способов и результатов действий

К.:- сотрудничество с учителем и одноклассниками,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение формулировать и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами



Домашнее задание: прочитать §20, ответить на вопросы на странице 173, выучить термины.



Приложения

Приложение 1


Карточка 1


Год

Сражение

Участники

1223


Даниил Романович,Мстислав Старый\Джэбэ,Субэдэй


Оборона Козельска


Князь Василий\Батый

1380



Карточка 2

Год

Сражение

Участники

1228


Юрий Всеволодович\Бурундай

1377


Иван Дмитриевич/Арапша


Битва на реке Воже



Приложение 2

Иоанн оставил Государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии Моголов: Россия нынешняя образована Иоанном; а великие Державы образуются не механическим сцеплением частей, как тела минеральные, но превосходным умом Державных.

Н.М.Карамзин.


Приложение 3


В 1480 году к великом князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет [на него] со всею своею ордою - с царевичами, уланами и князьями, а также и с королем Казимиром в общей думе; король и повел царя на великого князя, желая разорить христиан. Великий князь пошел к Коломне и сам стал в Коломне, а своего сына, великого князя Ивана, поставил в Серпухове, князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а других князей и воевод по иным местам по берегу Оки. Услышав, что великий князь стоит на берегу со всеми силами, царь Ахмат пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе помощь короля или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды...

«Софийская вторая летопись».



Приложение 4


В лета пылкого юношества Иван изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной горячности и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными…Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!