Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Фонетический разбор слова»
Цель: научить учащихся производить фонетический разбор слова.
Задачи: формирование у учащихся умений проводить фонетический анализ слова; закрепление навыков работы с фонетической характеристикой звуков речи; пробуждение интереса к родному языку.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.
- Кстати, что такое транскрипция? На каком еще уроке вы работаете с транскрипцией?
Земля
лев
цветок
открыть
мороз
очки
[з,и м л,а]
[л,э ф]
[ц в,и т ок]
[а т к р ы т,]
[м а р о с,]
[а ч,к,и]
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».
Изучение нового материала
Фонетический опрос
- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)
- На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)
- Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)
- Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)
- Сколько букв в русском алфавите? 33
- Сколько гласных? 10
- Сколько согласных? 21
- В чем разница между буквой и звуком?
- Сколько непарных глухих? (4) [х, ц, ч, щ]
- Сколько непарных мягких согласных? (3) [ч,, щ,, й,]
- Сколько непарных твердых согласных? (3) [ж, ш, ц]
- Сколько гласных звуков? (6)
- Сколько согласных звуков? (36)
- Сколько всего звуков? (42)
- Молодцы, ребята!
Объяснения учителя
- Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.
- А теперь я покажу вам, как надо выполнять фонетический разбор.С красной строки, с большой буквы записываем предложение:
На лесной поляне стоял старый пень1.
Пень – 1 слог.
п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..
е [э] – гл., ударн..
н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..
ь [-]
4 б., 3 зв.. [п, э н,]
- Ребята, всем понятно, как выполнять фонетический разбор?
IV. Закрепление изученного.
Выполнить фонетический разбор слов (учащийся у доски)
воро′та – 3 слога
в [в] – согл., парн., зв., тв..
о [а] – гл., безуд..
р [р] – согл., непарн., сон., тв..
о [о] – гл., ударн..
т [т] – согл., парн., глух., тв..
а [а] – гл., безуд..
6 б., 6 зв.. [в а р о т а]
ры′бка – 2 слога
р [р] – согл., парн., сон., тв..
ы [ы] – гл., ударн..
б [п] – согл., парн., глух., тв..
к [к] – согл., парн., глух., тв..
а [а] – гл., безуд..
5 б., 5 зв.. [р ы п к а]
ты′ква – 2 слога
т [т] - согл., парн., глух., тв..
ы [ы] - гл., ударн..
к [к] - согл., парн., глух., тв..
в [в] - согл., парн., зв., тв..
а [а] - гл., безуд..
5 б., 5 зв.. [т ы к в а]
камы´ш – 2 слога
к [к] - согл., парн., глух., тв..
а [а] - гл., безуд..
м [м] - согл., непарн., сон., тв..
ы [ы] - гл., ударн..
ш [ш] - согл., парн., глух., тв..
5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]
Работа
Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.
АлфавИт, каталОг, библиотЕка, красИвее, звонИт, договОр, срЕдства, киломЕтр, свЁкла, творог.
В каком слове из списка, допустимо 2 варианта ударения. (творог- творог) Выпишите это слово.
Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.
Например: Античный, дачный, качнуть. Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но.
В некоторых словах допускается двоякое произношение.
Например: булочная, гречневый, сливочный.
В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.
Правильно произнесите записанные слова.
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
V. Подведение итогов.
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?
- Что на уроке понравилось больше всего? Выставляем оценки, заработанные вами на уроке.
VI. Домашнее задание.
- Открыли дневники, записываем домашнее задание: выполнить фонетический разбор слов:
ёж, медведь, цирк.