СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Афинское государство и Древняя Спарта".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по афино-спартанскому противостоянию.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Афинское государство и Древняя Спарта".»



Тема урока 22: Афинское государство. Древняя Спарта.

Школа: КГУ «Володарская СШ»

Дата:

ФИО учителя: Лысенко Михаил Васильевич

КЛАСС: 6

Присутствует:

Отсутствует:

Цели обучения

Все:

- знают об афино-спартанском противостоянии.

- описывают общественный строй Афин и Спарты.

- называют общие и отличительные черты двух государств.

Большинство:

- понимают отличия диктатуры от демократии.

- называют ключевые даты периода.

Некоторые:

- показывают на карте местонахождение данных городов.

Языковые цели

Развивать языковые навыки, формировать предметный академический язык.

Учащиеся могут:

  • прочитать текст на тему Афины и Спарта.

  • (в группах) подчеркнуть основные направления, поворотные моменты в развитии взаимоотношений двух городов;

  • использовать эту информацию для участия в обсуждении в классе,

  • формулировать сложные вопросы по теме;

  • оценить деятельность отдельных лидеров. 

Полезные выражения для диалогов и письма:

Это событие более значимо, потому что …….

На основе источника можно сделать следующий вывод ……

Я считаю эти два фактора связаны вместе потому что…

Я изменил мнение потому что…




План урока

Этапы урока

Содержание урока

Начало урока








-Вы знаете, в древности, про Афины и Спарту говорили, что « это две ноги, на которых стоит Эллада», « два коня, запряжённые в одну колесницу»

-Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?

Фиксирует на доске:

1 факт: Афины и Спарта – дружественные полисы.

-Однако историки утверждают, что Афины и Спарта часто ссорились и воевали друг с другом.

Фиксирует на доске:

2 факт: Афины и Спарта часто воевали друг против друга.

-Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие, какой возникает вопрос?

Фиксирует на доске:

Проблема: Почему Афины и Спарта часто ссорились?

-Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?

Версии:

Разные порядки.

Середина урока





1.Хозяйство Афин и Спарты.

-По карте уточните, в какой части Греции находились Афины?

Учитель попросит показать данные объекты на большой карте. (Отрабатываем умение переносить с маленького объекта на большой: нашли объект на карте в учебнике или в атласе, вышли к доске, показали этот же объект на большой карте.


-Открываем с. 146. Начинаем читать первый абзац из п. 1.


-Определите по тексту, чем занимались афиняне. Сделайте вывод, как это могло быть связано с природными особенностями местности.


Запишите кратко в таблице основные занятия афинян.

На доске фиксирует в таблице:

Афины.

Хозяйство: земледелие, ремесло, морская торговля.

-Проверьте, так ли у вас получилось.

-Теперь посмотрим, где находилась Спарта?


-Теперь давайте узнаем, как была организована хозяйственная деятельность спартанцев, и связано ли это было с природными условиями территории.

-Прочитайте первое предложение из п. 2 на с. 148. На что указывают данные факты?

-Что сказано в тексте о ремесле и торговле?

-Запишите кратко в таблице, чем занимались спартанцы.

Фиксирует на доске в таблице:

Спарта.

Хозяйство: земледелие.

-Проверьте, так ли вы записали?

-Сравните, хозяйственную деятельность Афин и Спарты, какой можем сделать вывод?

(Подводящим диалогом учитель учит ребят анализировать текст, добывая необходимые факты.)

2. Общественное деление.

Точно так же строится работа по второму смысловому фрагменту: читаем необходимый текст, предложение, ищем ключевые слова, заносим в таблицу.

Общественное деление:

Афины: Граждане – труженики , рабы.

Спарта: Граждане-воины, илоты.

-Сравните, какой можем сделать вывод?

3. Управление.

Для того чтобы подвести учеников к понятию «демократия», необходимо обсудить законы Солона, которые заложили основы демократического управления в Афинах.

-Итак, из предварительного чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

-Кто стал единоличным правителем Афин в 594 г. до н.э.- представитель демоса или аристократии?

-Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии.

-Что же известно о его законах?

-Почему первое, что сделал Солон,- это был приказ убрать с полей земледельцев долговые камни?

-Как это могло повлиять на могущество Афинского государства?

-Почему Солон приказал отпустить на волю должников и выкупить тех, кто был продан на чужбину?

-Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны?


-Итак, Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из крайних позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете смысл этого слова?

-Можем ли мы сказать, что деление граждан по уровню дохода носило то же компромиссный характер?

-Что нового внёс Солон в формирование армии?

-Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими доходами?

-Считаете ли вы это справедливым?

Были ли все представители демоса бедняками?

-Как вы думаете, почему Солон принял законы, выгодные демосу?

После выводов, сделанных учениками, можно сказать, что в реформах Солона речь не шла о наказании богатых, об отмене рабства вообще. Речь шла о равных правах и обязанностях для всех граждан. Знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством – в нём стали участвовать все граждане полиса. Вновь стало собираться народное собрание, более справедливым стал суд. В Афинах появилась демократия, то есть власть народа.

-По словарю прочитайте, что такое демократия. Выделите ключевые признаки этого понятия.

-Используя текст на с. 148, докажите, что в Афинах была установлена демократия.


-Запишите кратко в таблице способ управления в Афинах.



-Сравните с изначальной системой власти в полисе (с.137).

Чем отличается афинская демократия?

-Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?

-В Афинах была демократия. Можно ли назвать Спарту демократическим государством?

-Найдите в тексте (с. 149) доказательства того, что Спарту нельзя было назвать демократическим государством.

-Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.

-Обозначьте одним словом такой способ управления государством, в котором власть принадлежала аристократам.

-Проверьте себя по словарю.

-Запишите в таблице кратко способ управления в Спарте.

-Сравните способы управления государством в Афинах и Спарте. Какой можем сделать вывод?

-Спарта, как известно, не имела крепостных стен. Докажите, сто лучшими «стенами» для Спарты были её граждане.

-Используя текст (с.149), составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанских детей. Можно ли сказать, что все эти качества являлись положительными?


-Какие порядки древней Спарты тебе, человеку XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

-Сравните порядки Афин и Спарты. В каком городе и почему хотел бы жить ты и почему?

Конец урока







4. Культура.

-Что было свойственно афинянам в культуре?

-Обозначьте, одним словом особенности культурного развития афинян.

-Что ценили спартанцы?

-Запишите в таблице одним словом.

-Сравните особенности культурного развития афинян и спартанцев. Какой можем сделать вывод?

Таким образом, на данном этапе урока у учителя на доске и в тетради у учеников появляется следующая таблица.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!