1.Хозяйство Афин и Спарты. -По карте уточните, в какой части Греции находились Афины? Учитель попросит показать данные объекты на большой карте. (Отрабатываем умение переносить с маленького объекта на большой: нашли объект на карте в учебнике или в атласе, вышли к доске, показали этот же объект на большой карте. -Открываем с. 146. Начинаем читать первый абзац из п. 1. -Определите по тексту, чем занимались афиняне. Сделайте вывод, как это могло быть связано с природными особенностями местности. Запишите кратко в таблице основные занятия афинян. На доске фиксирует в таблице: Афины. Хозяйство: земледелие, ремесло, морская торговля. -Проверьте, так ли у вас получилось. -Теперь посмотрим, где находилась Спарта? -Теперь давайте узнаем, как была организована хозяйственная деятельность спартанцев, и связано ли это было с природными условиями территории. -Прочитайте первое предложение из п. 2 на с. 148. На что указывают данные факты? -Что сказано в тексте о ремесле и торговле? -Запишите кратко в таблице, чем занимались спартанцы. Фиксирует на доске в таблице: Спарта. Хозяйство: земледелие. -Проверьте, так ли вы записали? -Сравните, хозяйственную деятельность Афин и Спарты, какой можем сделать вывод? (Подводящим диалогом учитель учит ребят анализировать текст, добывая необходимые факты.) 2. Общественное деление. Точно так же строится работа по второму смысловому фрагменту: читаем необходимый текст, предложение, ищем ключевые слова, заносим в таблицу. Общественное деление: Афины: Граждане – труженики , рабы. Спарта: Граждане-воины, илоты. -Сравните, какой можем сделать вывод? 3. Управление. Для того чтобы подвести учеников к понятию «демократия», необходимо обсудить законы Солона, которые заложили основы демократического управления в Афинах. -Итак, из предварительного чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами. -Кто стал единоличным правителем Афин в 594 г. до н.э.- представитель демоса или аристократии? -Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии. -Что же известно о его законах? -Почему первое, что сделал Солон,- это был приказ убрать с полей земледельцев долговые камни? -Как это могло повлиять на могущество Афинского государства? -Почему Солон приказал отпустить на волю должников и выкупить тех, кто был продан на чужбину? -Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны? -Итак, Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из крайних позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете смысл этого слова? -Можем ли мы сказать, что деление граждан по уровню дохода носило то же компромиссный характер? -Что нового внёс Солон в формирование армии? -Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими доходами? -Считаете ли вы это справедливым? Были ли все представители демоса бедняками? -Как вы думаете, почему Солон принял законы, выгодные демосу? После выводов, сделанных учениками, можно сказать, что в реформах Солона речь не шла о наказании богатых, об отмене рабства вообще. Речь шла о равных правах и обязанностях для всех граждан. Знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством – в нём стали участвовать все граждане полиса. Вновь стало собираться народное собрание, более справедливым стал суд. В Афинах появилась демократия, то есть власть народа. -По словарю прочитайте, что такое демократия. Выделите ключевые признаки этого понятия. -Используя текст на с. 148, докажите, что в Афинах была установлена демократия. -Запишите кратко в таблице способ управления в Афинах. -Сравните с изначальной системой власти в полисе (с.137). Чем отличается афинская демократия? -Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах? -В Афинах была демократия. Можно ли назвать Спарту демократическим государством? -Найдите в тексте (с. 149) доказательства того, что Спарту нельзя было назвать демократическим государством. -Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов. -Обозначьте одним словом такой способ управления государством, в котором власть принадлежала аристократам. -Проверьте себя по словарю. -Запишите в таблице кратко способ управления в Спарте. -Сравните способы управления государством в Афинах и Спарте. Какой можем сделать вывод? -Спарта, как известно, не имела крепостных стен. Докажите, сто лучшими «стенами» для Спарты были её граждане. -Используя текст (с.149), составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанских детей. Можно ли сказать, что все эти качества являлись положительными? -Какие порядки древней Спарты тебе, человеку XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование? -Сравните порядки Афин и Спарты. В каком городе и почему хотел бы жить ты и почему? |