Урок по истории для 5 класса «Древняя спарта»»
Тип урока :комбинированный.
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.
Цель: формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, текстом; в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся |
1Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса. | Приветствуют. Включаются в работу, отвечают. |
2. Актуализация знаний. | Задание 1. Ребята, давайте вспомним изученный материал отгадав загадки. (Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства! В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. с. власти демоса.) 1. Он написал про Илиаду и Одиссея, И греки его чтят, любя. Но до сих пор гадают, где, когда Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер) 2. Как в Греции звать Простой народ? Не зовет его знать Страной управлять. (Демос) 3. Для всех свободных афинян – И не только для крестьян – В государстве есть удел – Для решенья важных дел. Должны вместе все прийти, Решенье общее найти. (Народное собрание) 4. Как называли власть такую, Когда народ на должность избирал, А тот, кого он выбирал, Перед людьми отчет держал? (Демократия) 5. Знать совет свой создала, Управляла всем всегда И судом неправедным В историю вошла. Как же звали тот совет – Выдай правильный ответ. (Ареопаг) 6. Что за камень появился На земле крестьянина? Долг у него получился – Зерно не отдано сполна. (Долговой камень) 7. Он уваженье всех снискал За то, что был умен и честен. А славы он и не искал. В Афинах всем служил он честно. Он рабство грекам отменил, Драконовы законы заменил, Писал стихи, всю жизнь учился. Но всем он все ж не угодил. (Солон) | Отгадывают загадки. |
3. Постановка учебной задачи | В древнем мире существовал военный народ. Про их военную жизненную организацию слагаются мифы, их порядки и методы воспитания детей приводят в замешательство. Но все это делало народ по - истине великими воинами. И так ребята, предположите, какую тему сегодня мы будем изучать? | Отвечают на вопросы учителя. |
4. Открытие нового знания (Слайд 1, 2) | Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты. 2. Спартанцы и илоты. 3. Спартанское воспитание 4. Государственное устройство | Участвуют в рассказе учителя, записывают в тетради. |
5.Первичное закрепление | Задание 2. Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес. Лаконика – это область, где проживали спартанцы. Другая область- Мессения. Сравниваем природные условия Афин и Спарты. | Работа с картой | |
|
6.Самоанализ и самоконтроль | Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. Они жили, не тужили В Греции любимой. Но пришли спартанцы – вмиг Их они разбили. В рабов превратили. И могли убить иль высечь Просто без причины. (Илоты) Олигархия – власть немногих. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы. | Записывают в тетради, отвечают на вопросы | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Просмотрите текст, найдите незнакомые слова. Давайте запишем их значения. Для закрепления – загадка: Здесь правит бал Совет, Который властью самой большей обладает. Уж очень краток здесь ответ Людей, что на захват земли чужой Совет тот побуждает. Всех здесь юнцов в лет семь От матери с отцом насильно отбирают. Те ж, повзрослев, работать На себя илотов заставляют. (Спарта) | Отгадывают загадку |
8.Рефлексия | Давайте, вместе сформулируем ответы на вопрос: 1.Гос.устройство Спарты 2.Жители Спарты 3.Географическое местоположение Спарты Пар. 27. Составить сценки и воспитании в Спарте, О Спартанском государственном устройстве, о Совете старейшин. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы. |
Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде
Линии сравнения | Афины | Спарта |
Население | Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). | Спартанцы и илоты (рабы) |
Занятия | Садоводство, Мореплавание Виноградарство Скотоводство (овцы, козы) Основные занятия ремесло и торговля. | Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы). |
Управление | Закладываются основы демократии. | Олигархия - власть немногих (спартанцев). |
Новые слова:
Полис -город-государство со своим правительством, войском и территорией
Демос – простой народ Элины – греки так себя называли Варвары – так называли другие народы
Акрополь – верхний город Агора – рыночная площадь, Граждане – свободные люди Греции.
Великая колонизация – трехсотлетнее образование греческих полисов. Амфора – большие глиняные сосуды,
Аристократия – знатные, богатые, образованные люди. Тиран – единовластный правитель, пришедший ко власти военным путем.
Закрепление полученных знаний
1. В афинском государстве правителей называли:
а) царями (архагетами)
б) брахманами
в) архонтами
г) фараонами
2. В Спарте правителей называли:
а) архагетами (царями)
б) Брахманами
в) архонтами
г) фараонами
3. Главным занятием спартанцев было:
а) ремесло
б) земледелие
в) военное дело
г) рыболовство
4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):
а) Ареопаг
б) народное собрание
в) Совет старейшин
г) архагет
СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»
1Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.
2Спартанец: я должен отнести наших близнецов к старейшинам.
3Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?
Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит. (Уходят.)
Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна и вынесли решение сбросить его в пропасть.
Автор: прошло 7 лет
Спартанка: завтра нашему сыну исполняется 7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не мы, а государство будет его воспитывать
Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами
Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю
Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем