СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: А. П. Чехов «Ванька». ( Первый урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока чтения и развития речи в 6 классе. Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: А. П. Чехов «Ванька». ( Первый урок)»


Урок чтения и развития речи в 6 классе



ТЕМА: А.П. Чехов «Ванька». ( Первый урок)

Цели: - образовательные: закрепить знания учащихся, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Ёлка», познакомить с рассказом А.П. Чехова «Ванька», продолжать формирование общеучебных умений и навыков (работа с книгой, правильное и выразительное чтение, пересказ), формировать нормы правильной литературной речи и обогащать словарный запас; - коррекционно-развивающие: развивать целенаправленность, устойчивость внимания, совершенствовать представление, наблюдательность, формировать полноту воспроизведения словесного и наглядного материала, тренировать образную память, развивать умение выделять главное, существенное, обобщать и делать выводы; - воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие произведений живописи, формировать нравственные свойства личности и положительные черты характера, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

Оборудование: картина В. Маковского «Свидание», индивидуальные карточки с изображением предметов различных времен. Тип урока: комбинированный.

Х О Д У Р О К А:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания.

(оформление доски)

I. Вводная часть урока




1. Организационный момент

- Сядет то, кто назовёт зимний праздник или праздник зимы.

- Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещенье, Масленица, День защитника Отечества.


II.Основная часть урока.




1. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам.

- Какое произведение читали дома ?

- Сказку Г.Н. Андерсена «Елка».



- О чём эта сказка ?

- О жизни ёлки.



- Расскажите о жизни ёлки на чердаке.

Пересказ текста.



- Почему весной мечты о новой жизни елки не сбылись?

- Ёлку порубили на дрова и сожгли.


2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Чехова «Ванька», узнаем о жизни в прошлом.



3. Актуализация знаний учащихся.

Беседа по картинке В. Маковского «Свидание».




- Кто нарисован на картине?

- Что вы можете сказать про этих людей?

- Кто эта женщина ?

- Как она одета ?

- Можно ли сказать, что она пришла издалека ?

- Опишите мальчика:

сколько ему лет, как одет, какое у него лицо. Почему мальчик не живёт вместе с матерью? Что он делает в этом доме ?

- Конечно сын и мать обрадовались друг другу. Почему же художник не показывает эту радость ?

- Пожилая женщина и мальчик .



2. Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

На рисунке у вас предметы разных эпох. Выберите те вещи, которыми пользовались люди в прошлом.



Кафтан, тулуп, рубаха, чернильница с пером.


3. Объяснение нового материала.

1. Чтение текста рассказа А.П. Чехова « Ванька» учителем:

- Сейчас я прочитаю рассказ А.П. Чехова «Ванька», а вы послушайте и решите, кто же такой «Ванька Жуков.




- Кто же был Ванька Жуков?

- Это мальчик, который работал ( был в учениках) у сапожника.



- Кому он писал письмо?

- Своему дедушке.



Значение незнакомых слов будем смотреть в словаре.




Чтение текста учащимися вслух, по частям.

Учащиеся читают текст, по ходу чтения объясняют непонятные слова.



2. Беседа по содержанию.




- Сколько лет было мальчику, когда его отдали в учение к сапожнику?

- 9 лет.



- Были ли у него родные ?

- Только дедушка.



- Что он делал у сапожника ?

- Должен был овладеть ремеслом сапожника.



- Учили ли его ремеслу?

- Нет. Он выполнял всякую работу по дому.



- Скажите, почему Ванька вынужден работать у сапожника Аляхина?

- Мальчик был сирота. Ему надо было зарабатывать на жизнь.



- Где он жил до этого?

- Вместе с дедом и с матерью, служившей горничной. Дед и мать работали у господ Живарёвых.



- Прочитайте первый абзац текста. Расскажите, как вы представляете мальчика Ваньку и ту комнату, в которой он пишет письмо?




- Прочитайте, что Ванька написал дедушке о жизни в доме сапожника. Найдите точные слова Ваньки, которые особенно ярко показывают, какой была жизнь мальчика.




- Скажите, что именно вспоминает мальчик о своём деде? Прочитайте ещё раз это место в рассказе. По ходу чтения выясняются значения слов:

-кухарка


Подберите слова, близкие по значению слову кухарка;

- Колотушка – у ночных сторожей: устройство из дощечек для постукивания во время обхода участка. Подберите однокоренные слова.

- Выберите, к какому ряду слов вы бы отнесли слово «балагурить»?

На доске записаны слова:

Весело болтать. Хамить.

Разговаривать. Грубить.

Шутить. Дерзить.

- Учащиеся находят место и читают.




- Работница на кухне, готовящая пищу.

- Кухарка, повариха.


- Колоть, колотить.





- К первому ряду слов:

балагурить – это значит весело с шутками болтать.






Найдите в письме мальчика предложения, в которых выражено полное отчаяние мальчика от жизни у сапожника.

Учитель вывешивает таблички с текстом предложений « Возьми меня отсюда домой … нету никакой возможности», «Увези меня отсюда , а то помру».


Учащиеся выбирают предложения, зачитывают.


4. Физминутка.

Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Учащиеся выполняют физминутку.


5. Закрепление материала.

Составление рассказа о жизни Ваньки.

- Прочитайте два первые пункта плана:

Учащиеся составляют рассказ о жизни Ваньки.



1. Как ты представляешь себе Ваньку?




2. Жизнь Ваньки у сапожника.



III. Заключительная часть урока.




1. Домашнее задание:

- читать текст рассказа;




- составить рассказ о жизни Ваньки у сапожника;



2. Итог урока.

Что вы узнали о жизни детей в прошлом?



3. Оценка деятельности учащихся.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!