Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания. (оформление доски) |
I. Вводная часть урока | | | |
1. Организационный момент | - Сядет то, кто назовёт зимний праздник или праздник зимы. | - Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещенье, Масленица, День защитника Отечества. | |
II.Основная часть урока. | | | |
1. Проверка домашнего задания. | Беседа по вопросам. - Какое произведение читали дома ? | - Сказку Г.Н. Андерсена «Елка». | |
| - О чём эта сказка ? | - О жизни ёлки. | |
| - Расскажите о жизни ёлки на чердаке. | Пересказ текста. | |
| - Почему весной мечты о новой жизни елки не сбылись? | - Ёлку порубили на дрова и сожгли. | |
2. Сообщение темы урока. | Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П. Чехова «Ванька», узнаем о жизни в прошлом. | | |
3. Актуализация знаний учащихся. | Беседа по картинке В. Маковского «Свидание». | | |
| - Кто нарисован на картине? - Что вы можете сказать про этих людей? - Кто эта женщина ? - Как она одета ? - Можно ли сказать, что она пришла издалека ? - Опишите мальчика: сколько ему лет, как одет, какое у него лицо. Почему мальчик не живёт вместе с матерью? Что он делает в этом доме ? - Конечно сын и мать обрадовались друг другу. Почему же художник не показывает эту радость ? | - Пожилая женщина и мальчик . | |
| 2. Индивидуальная работа с раздаточным материалом. На рисунке у вас предметы разных эпох. Выберите те вещи, которыми пользовались люди в прошлом. | Кафтан, тулуп, рубаха, чернильница с пером. | |
3. Объяснение нового материала. | 1. Чтение текста рассказа А.П. Чехова « Ванька» учителем: - Сейчас я прочитаю рассказ А.П. Чехова «Ванька», а вы послушайте и решите, кто же такой «Ванька Жуков. | | |
| - Кто же был Ванька Жуков? | - Это мальчик, который работал ( был в учениках) у сапожника. | |
| - Кому он писал письмо? | - Своему дедушке. | |
| Значение незнакомых слов будем смотреть в словаре. | | |
| Чтение текста учащимися вслух, по частям. | Учащиеся читают текст, по ходу чтения объясняют непонятные слова. | |
| 2. Беседа по содержанию. | | |
| - Сколько лет было мальчику, когда его отдали в учение к сапожнику? | - 9 лет. | |
| - Были ли у него родные ? | - Только дедушка. | |
| - Что он делал у сапожника ? | - Должен был овладеть ремеслом сапожника. | |
| - Учили ли его ремеслу? | - Нет. Он выполнял всякую работу по дому. | |
| - Скажите, почему Ванька вынужден работать у сапожника Аляхина? | - Мальчик был сирота. Ему надо было зарабатывать на жизнь. | |
| - Где он жил до этого? | - Вместе с дедом и с матерью, служившей горничной. Дед и мать работали у господ Живарёвых. | |
| - Прочитайте первый абзац текста. Расскажите, как вы представляете мальчика Ваньку и ту комнату, в которой он пишет письмо? | | |
| - Прочитайте, что Ванька написал дедушке о жизни в доме сапожника. Найдите точные слова Ваньки, которые особенно ярко показывают, какой была жизнь мальчика. | | |
| - Скажите, что именно вспоминает мальчик о своём деде? Прочитайте ещё раз это место в рассказе. По ходу чтения выясняются значения слов: -кухарка Подберите слова, близкие по значению слову кухарка; - Колотушка – у ночных сторожей: устройство из дощечек для постукивания во время обхода участка. Подберите однокоренные слова. - Выберите, к какому ряду слов вы бы отнесли слово «балагурить»? На доске записаны слова: Весело болтать. Хамить. Разговаривать. Грубить. Шутить. Дерзить. | - Учащиеся находят место и читают. - Работница на кухне, готовящая пищу. - Кухарка, повариха. - Колоть, колотить. - К первому ряду слов: балагурить – это значит весело с шутками болтать. | |
| Найдите в письме мальчика предложения, в которых выражено полное отчаяние мальчика от жизни у сапожника. Учитель вывешивает таблички с текстом предложений « Возьми меня отсюда домой … нету никакой возможности», «Увези меня отсюда , а то помру». | Учащиеся выбирают предложения, зачитывают. | |
4. Физминутка. | Раз- поднялись, потянулись. Два- согнулись, разогнулись. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | Учащиеся выполняют физминутку. | |
5. Закрепление материала. | Составление рассказа о жизни Ваньки. - Прочитайте два первые пункта плана: | Учащиеся составляют рассказ о жизни Ваньки. | |
| 1. Как ты представляешь себе Ваньку? | | |
| 2. Жизнь Ваньки у сапожника. | | |
III. Заключительная часть урока. | | | |
1. Домашнее задание: | - читать текст рассказа; | | |
| - составить рассказ о жизни Ваньки у сапожника; | | |
2. Итог урока. | Что вы узнали о жизни детей в прошлом? | | |
3. Оценка деятельности учащихся. | | | |