Республиканский этап VIII Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2017»
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА И ЗДОРОВЬЕ
Урок информатики и ИКТ в 7 классе
Арутюнова
Галина Сергеевна
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Новоиванвская средняя школа» муниципального образования Черноморского района Республики Крым
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Информатика и здоровье
Цели урока:
познакомить учащихся, с правилами поведения в компьютерном классе;
объяснить какие вредные факторы, воздействуют на человека при работе за компьютером и как уменьшить их влияние на здоровье.
Задачи урока:
образовательные
развивающие
развитие познавательного интереса, памяти и внимания при изучении темы;
развитие воображения и логического мышления при выполнении творческих заданий.
воспитательные
воспитание умения работать в компьютерном классе, аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке;
воспитывать у учеников интерес к изучению информатики;
воспитывать грамотных пользователей компьютера.
Здоровьесберегающие.
В результате проведения урока учащиеся:
узнают правила поведения в кабинете;
научаться правильно, организовывать своё рабочее место за компьютером;
узнают, какие существуют вредные факторы, воздействующие, на человека за компьютером и постараются их уменьшить.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютеры с установленной операционной системой; программа для просмотра презентаций; карточки; презентация
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Формулирование учащимися темы урока.
Слайд 1
II. Изучение нового материала. Слайды 2-10
1. Общие требования безопасности.
В кабинете информатики установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного обращения аппаратура – компьютеры, другие технические средства. Поэтому: пользователи обязаны бережно обращаться с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входить в кабинет и занимать отведенное им место, ничего не трогая на столах. На рабочем месте размещены составные части ЭВМ - системный блок, клавиатура, монитор, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и дисплеями может привести к поражению электрическим током.
Опасные и вредные факторы:
- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Сидя за компьютером, человек вынужден принять определенное положение.
- Воздействие электромагнитного излучения. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности излучение.
- Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
- Перегрузка суставов кистей. Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
- Стресс при потере информации. Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
- Поражение электрическим током.
В кабинете информатики строго запрещено:
- трогать разъемы соединительных кабелей;
- прикасаться к питающим проводам;
- прикасаться к экрану монитора;
- включать и отключать аппаратуру без разрешения учителя;
- присутствовать посторонним лицам
- входить в класс в верхней одежде
- класть диск, книги, тетради на дисплей и клавиатуру;
- работать во влажной одежде и влажными руками;
- ходить по классу во время урока без разрешения учителя, а также громко разговаривать и выражать свои эмоции
2. Требования безопасности перед началом работы.
Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19-21°С, относительная влажность воздуха -55-62%.
Убедиться в наличии защитного заземления оборудования.
Включить компьютеры и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.
При включении компьютера следует придерживаться последовательности: сначала включаются периферийные устройства (монитор, принтер, сканер, модем и др.), и только потом - системный блок.
Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение.
Устанавливать компьютер на рабочем месте таким образом, чтобы солнечные лучи не падали на экран. Рекомендуется на окна вешать жалюзи или портьеры из плотной ткани. Для освещенности рабочего места, в качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана.
3. Требования безопасности во время работы.
Не включать компьютеры без разрешения учителя.
Недопустимы занятия за одним компьютером двух человек.
Не рекомендуется использовать в кабинете для написания информации меловую доску
Тетрадь для записей располагать на расстоянии 55-65 см от глаз и должна быть хорошо освещена.
В целях профилактики переутомления и перенапряжения необходимо выполнять во время перерывов комплексы физических упражнении.
Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, работать в очках.
Посадка учащегося:
- расстояние между туловищем и краем стола должна примерно составлять ширину ладони;
- сидеть надо ровно, не сутулясь;
- стопы ног должны располагаться ровно на полу, возможно на подставке;
- нельзя опираться на спинку стула;
- угол между предплечьем и запястьем в локтевом суставе должен быть чуть меньше прямого;
- при работающем мониторе расстояние от глаз до экрана должно быть 0,5-0,7 м., уровень глаз должен приходиться верхнюю часть экрана или на 2/3 его высоты.
3.9. Изображение на мониторах должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.
Длительность работы учащихся с компьютерами не должна превышать:
7 классов - 20 мин.,
8-9 классов - 25 мин.,
10-11 классов - при двух уроках подряд на первом из них - 30 мин., на втором - 20 мин.
При работе на ПК для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
- проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы на ПК, а при появлении зрительного дискомфорта, выражающего в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
- для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально;
- для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкультминутки.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае появления неисправности в работе компьютера выключить его и сообщить об этом учителю.
При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
При поражении учащегося электрическим током немедленно отключить ПК, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом учителю.
5. Требования безопасности по окончании работы.
С разрешения учителя выключить компьютеры.
Отключение компьютера производят в обратном порядке: сначала выключается системный блок, затем - периферийные устройства (монитор, принтер и др.).
Как снизить вредность компьютера. Слайды 11-13
какие бывают «вредности» и как их снизить:
1. Снижение утомляемости глаз:
- хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);
- чтобы избавиться от бликов на экране от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).
- время непрерывной работы с монитором: для ребёнка - 30 минут; перерыв - не менее 15 минут
2. Снижение физического утомления (стесненной позы):
- специальный компьютерный стул, без подлокотников;
- специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.
3. Снижение психического напряжения:
- ограничение времени игры и работы в Интернете;
- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
4. Снижение электромагнитного излучения:
- установка монитора задней стенкой к стене;
- исключение пыли в помещении; - умывание холодной водой после работы.
- хорошо проветривать помещение и, по возможности, установить ионизатор.
5.Физкультминутка
Посидите с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук - на бедрах. Продолжительность 10-15 секунд.
Закройте глаза и выполните самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. Продолжительность 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами.
Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Поверните кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Поверните кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз.
Опустите руки и потрясите расслабленными кистями.
Руки согните в локтях, ладони вверх и вперед. Выполните поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем опустите руки и потрясите расслабленными кистями.
Наклоните голову к груди и затем слегка отклоните назад. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
7. Посмотрите вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
III. Закрепление знаний и умений. Слайды 14-16
Тест с взаимопроверкой «Техника безопасности в кабинете информатики»
Какое воздействие на человека оказывают компьютеры?
А). Вызывают усталость и снижение работоспособности.
Б). Плохо влияют на зрение.
В). Человек получает определенную дозу излучения.
Г). Вызывают расстройство памяти.
2. На каком расстоянии от монитора должен работать ученик за компьютером?
А). 15-20 см
Б). 50-70 см
В). Меньше 40 см
Г). 90-110 см
3. Можно ли класть тетради, книги, диски на монитор и клавиатуру?
А). Можно.
Б). Можно только на клавиатуру.
В). Можно только на монитор.
Г). Нельзя.
4. При каких условиях можно работать за компьютером?
А). При плохом самочувствии.
Б). При хорошем освещении и нормальном самочувствии.
В). При недостаточном освещении и нормальном самочувствии.
Г). При хорошем освещении и плохом самочувствии.
5. При появлении запаха гари нужно…
А). Бежать за водой и огнетушителем, чтобы предотвратить дальнейшее возгорание.
Б). Прекратить работу, сообщить преподавателю.
В). Не обращать внимания.
Г). Быстро убежать из кабинета.
6. Каким огнетушителем нужно пользоваться при загорании аппаратуры?
А). Воздушно-пенным.
Б). Пенным.
В). Углекислотным.
Г). Порошковым.
7. Что нужно сделать, войдя в кабинет информатики?
А). Сразу сесть за компьютер.
Б). Спокойно занять свое рабочее место, ничего не трогая на столе.
В). Суетиться, бегать по кабинету.
Г). Приготовиться к уроку и выйти за пределы кабинета до звонка.
8. Что обязан сделать ученик, если в кабинете вычислительной техники возникла чрезвычайная ситуация?
А). Делать то же, что делают все.
Б). Спокойно ожидать указания преподавателя.
В). Медленно покинуть кабинет.
Г). Сообщить учителю о ситуации.
9. Если ученик неоднократно нарушает инструкцию по технике безопасности, то он…
А). Не допускается к занятиям.
Б). Должен пройти повторный инструктаж.
В). Получает неудовлетворительную оценку.
Г). Восстанавливает ущерб, который причинил.
10. Учащимся запрещается:
А). Трогать устройства сигнализации.
Б). Медленно передвигаться по кабинету.
В). Самостоятельно устранять неисправность работы компьютера.
Г). Класть сумки, портфели на рабочее место у компьютера.
11. При входе посетителей в кабинет информатики учащиеся должны…
А). Сидеть на месте.
Б). Подняться и поприветствовать гостя.
В). Крикнуть «Здравствуйте!!!».
Г). Спокойно поздороваться с гостем, не вставая с места.
12. Ученик не имеет права в кабинете информатики…
А). Самостоятельно включать и выключать компьютер, монитор.
Б). Пользоваться преподавательским компьютером.
В). Пользоваться интерактивной указкой при ответах у доски.
Г). Начинать работу по указанию учителя.
13. Во время работы ученик должен…
А). Обращаться бережно с техникой.
Б). Сильно бить по клавишам клавиатуры.
В). Сообщать учителю о неисправностях техники.
Г). Периодически разбирать системный блок.
14. Ученик не имеет права…
А). Отключать и подключать провода питания.
Б). Касаться пальцами экрана монитора.
В). Работать чистыми руками.
Г). Работать влажными руками.
15. Физические упражнения при работе за компьютером рекомендуется делать через каждые…
А). 15-20 минут
Б). 45 минут
В). 1 час
Г). Можно не делать
Работа в группах
Карточки для опроса
Вариант №1
Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?
Вариант №2
Занимая рабочие места за компьютерами, два торопливых ученика «пробивали» себе дорогу, усердно работая локтями. Какие правила техники безопасности он нарушил?
Вариант №3
Внимательная учительница на уроке информатики обнаружила, что рассеянный ученик жуёт жевательную резинку, и предложила ему с ней расстаться. Рассеянный ученик расстался с жевательной резинкой и прикрепил её к розетке. Какие правила техники безопасности он нарушил?
Вариант №4
Шаловливые ученики весело резвились на перемене возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Вариант №5
Перед уроком информатики у учеников была физкультура. Спортивную форму они принесли с собой на урок информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Вариант №6
Хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания своей однокласснице, стал отсоединять монитор и клавиатуру от неисправного компьютера. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Вариант №7
Торопливый ученик, вбежав в кабинет информатики, включил компьютер себе и соседу и, ещё не зная, чем надо будет заниматься на уроке, стал нажимать на все клавиши. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Вариант №8
Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?
IV. Выставление оценок. Рефлексия.
Какой вид деятельности на уроке вам понравился и почему?
V. Домашнее задание.
Подробно изучить конспект урока.
Слайд 17
Источники:
1. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
2. М. Ильицкая «Друг мой - враг мой»
3. Т. Богатова, И. Лапрун «Компьютер и здоровье - это совместимо?».
4. Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка.
5. «КОМПЬЮТЕР: вредные для здоровья факторы и как их уменьшить». Автор статьи: Кандидат медицинских наук Леонид Ростиславович Биттеpлих
http://comp-doctor.ru/
http://www.klyaksa.net
www.tiensmed