СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на 7 всероссийский конкурс "Учитель здоровья" 2017

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Информатика и здоровье

Цели урока:

  • познакомить учащихся, с правилами поведения в компьютерном классе;
  • объяснить какие вредные факторы, воздействуют на человека при работе за компьютером и как уменьшить их влияние на здоровье.

Задачи урока:

образовательные

  • активизировать познавательную активность учащихся.

развивающие

  • развитие познавательного интереса, памяти и внимания при изучении темы;
  • развитие воображения и логического мышления при выполнении творческих заданий.

воспитательные

  • воспитание умения работать в компьютерном классе, аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке;
  • воспитывать у учеников интерес к изучению информатики;
  • воспитывать грамотных пользователей компьютера.

Здоровьесберегающие.

  • соблюдение правил ТБ;
  • смена деятельности учащихся во избежание переутомления;

Просмотр содержимого документа
«Урок на 7 всероссийский конкурс "Учитель здоровья" 2017»

Республиканский этап VIII Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2017»











ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА И ЗДОРОВЬЕ



Урок информатики и ИКТ в 7 классе




Арутюнова

Галина Сергеевна

учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Новоиванвская средняя школа» муниципального образования Черноморского района Республики Крым




Правила техники безопасности в компьютерном классе. Информатика и здоровье

Цели урока:

  • познакомить учащихся, с правилами поведения в компьютерном классе;

  • объяснить какие вредные факторы, воздействуют на человека при работе за компьютером и как уменьшить их влияние на здоровье.

Задачи урока:

образовательные

  • активизировать познавательную активность учащихся.

развивающие

  • развитие познавательного интереса, памяти и внимания при изучении темы;

  • развитие воображения и логического мышления при выполнении творческих заданий.

воспитательные

  • воспитание умения работать в компьютерном классе, аккуратного и бережного отношения к технике, организованности и дисциплинированности на уроке;

  • воспитывать у учеников интерес к изучению информатики;

  • воспитывать грамотных пользователей компьютера.

Здоровьесберегающие.

  • соблюдение правил ТБ;

  • смена деятельности учащихся во избежание переутомления;

  • воспитать потребность в сохранении своего здоровья.

В результате проведения урока учащиеся:

  • узнают правила поведения в кабинете;

  • научаться правильно, организовывать своё рабочее место за компьютером;

  • узнают, какие существуют вредные факторы, воздействующие, на человека за компьютером и постараются их уменьшить.

Необходимое оборудование и материалы:

компьютеры с установленной операционной системой; программа для просмотра презентаций; карточки; презентация

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Формулирование учащимися темы урока.

Слайд 1

II. Изучение нового материала. Слайды 2-10

1.      Общие требования безопасности.

В кабинете информатики установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного обращения аппаратура – компьютеры, другие технические средства. Поэтому: пользователи обязаны бережно обращаться с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входить в кабинет и занимать отведенное им место, ничего не трогая на столах. На рабочем месте размещены составные части ЭВМ - системный блок, клавиатура, монитор, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и дисплеями может привести к поражению электрическим током.

Опасные и вредные факторы:

- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени. Сидя за компьютером, человек вынужден принять определенное положение.

- Воздействие электромагнитного излучения. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности излучение.

- Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

- Перегрузка суставов кистей. Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

- Стресс при потере информации. Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

-  Поражение электрическим током.

В кабинете информатики строго запрещено:

- трогать разъемы соединительных кабелей;

- прикасаться к питающим проводам;

- прикасаться к экрану монитора;

- включать и отключать аппаратуру без разрешения учителя;

- присутствовать посторонним лицам

- входить в класс в верхней одежде

- класть диск, книги, тетради на дисплей и клавиатуру;

- работать во влажной одежде и влажными руками;

- ходить по классу во время урока без разрешения учителя, а также громко разговаривать и выражать свои эмоции

2.      Требования безопасности перед началом работы.

Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19-21°С, относительная влажность воздуха -55-62%.

Убедиться в наличии защитного заземления оборудования.

Включить компьютеры и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

При включении компьютера следует придерживаться последовательности: сначала включаются периферийные устройства (монитор, принтер, сканер, модем и др.), и только потом - системный блок.

Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение.

Устанавливать компьютер на рабочем месте таким образом, чтобы солнечные лучи не падали на экран. Рекомендуется на окна вешать жалюзи или портьеры из плотной ткани. Для освещенности рабочего места, в качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана.

3.      Требования безопасности во время работы.

Не включать компьютеры без разрешения учителя.

Недопустимы занятия за одним компьютером двух человек.

Не рекомендуется использовать в кабинете для написания информации меловую доску

Тетрадь для записей располагать на расстоянии 55-65 см от глаз и должна быть хорошо освещена.

В целях профилактики переутомления и перенапряжения необходимо выполнять во время перерывов комплексы физических упражнении.

Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, работать в очках.

Посадка учащегося:

- расстояние между туловищем и краем стола должна примерно составлять ширину ладони;

- сидеть надо ровно, не сутулясь;

- стопы ног должны располагаться ровно на полу, возможно на подставке;

- нельзя опираться на спинку стула;

- угол между предплечьем и запястьем в локтевом суставе должен быть чуть меньше прямого;

- при работающем мониторе расстояние от глаз до экрана должно быть 0,5-0,7 м., уровень глаз должен приходиться верхнюю часть экрана или на 2/3 его высоты.

3.9. Изображение на мониторах должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

Длительность работы учащихся с компьютерами не должна превышать:

7 классов - 20 мин.,

8-9 классов - 25 мин.,

10-11 классов - при двух уроках подряд на первом из них - 30 мин., на втором - 20 мин.

При работе на ПК для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

- проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы на ПК, а при появлении зрительного дискомфорта, выражающего в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

- для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально;

- для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкультминутки.

4.      Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае появления неисправности в работе компьютера выключить его и сообщить об этом учителю.

При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом учителю.

При поражении учащегося электрическим током немедленно отключить ПК, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом учителю.

5.      Требования безопасности по окончании работы.

С разрешения учителя выключить компьютеры.

Отключение компьютера производят в обратном порядке: сначала выключается системный блок, затем - периферийные устройства (монитор, принтер и др.).


Как снизить вредность компьютера. Слайды 11-13

какие бывают «вредности» и как их снизить:

1. Снижение утомляемости глаз:

- хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);

- чтобы избавиться от бликов на экране от дополнительных источников света ­­­они должны использоваться только для подсветки документов.  Естественный свет должен падать сбоку (слева).

- время непрерывной работы с монитором: для ребёнка - 30 минут; перерыв - не менее 15 минут

2. Снижение физического утомления (стесненной позы):

- специальный компьютерный стул, без подлокотников;

- специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

3. Снижение психического напряжения:

- ограничение времени игры и работы в Интернете;

- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

4. Снижение электромагнитного излучения:

- установка монитора задней стенкой к стене;

- исключение пыли в помещении; - умывание холодной водой после работы.

- хорошо проветривать помещение и, по возможности, установить ионизатор.

5.Физкультминутка

  • Посидите с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук - на бедрах. Продолжительность 10-15 секунд.

  • Закройте глаза и выполните самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. Продолжительность 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами.

  • Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Поверните кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Поверните кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз.

  • Опустите руки и потрясите расслабленными кистями.

  • Руки согните в локтях, ладони вверх и вперед. Выполните поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем опустите руки и потрясите расслабленными кистями.

  • Наклоните голову к груди и затем слегка отклоните назад. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

7. Посмотрите вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.


III. Закрепление знаний и умений. Слайды 14-16

Тест с взаимопроверкой «Техника безопасности в кабинете информатики»

  1. Какое воздействие на человека оказывают компьютеры?

А). Вызывают усталость и снижение работоспособности.

Б). Плохо влияют на зрение.

В). Человек получает определенную дозу излучения.

Г). Вызывают расстройство памяти.

2. На каком расстоянии от монитора должен работать ученик за компьютером?

А). 15-20 см

Б). 50-70 см

В). Меньше 40 см

Г). 90-110 см

3. Можно ли класть тетради, книги, диски на монитор и клавиатуру?

А). Можно.

Б). Можно только на клавиатуру.

В). Можно только на монитор.

Г). Нельзя.

4. При каких условиях можно работать за компьютером?

А). При плохом самочувствии.

Б). При хорошем освещении и нормальном самочувствии.

В). При недостаточном освещении и нормальном самочувствии.

 Г). При хорошем освещении и плохом самочувствии.

5. При появлении запаха гари нужно…

А). Бежать за водой и огнетушителем, чтобы предотвратить дальнейшее возгорание.

Б). Прекратить работу, сообщить преподавателю.

В). Не обращать внимания.

Г). Быстро убежать из кабинета.

6. Каким огнетушителем нужно пользоваться при загорании аппаратуры?

А). Воздушно-пенным.

Б). Пенным.

В). Углекислотным.

Г). Порошковым.

7. Что нужно сделать, войдя в кабинет информатики?

А). Сразу сесть за компьютер.

Б). Спокойно занять свое рабочее место, ничего не трогая на столе.

В). Суетиться, бегать по кабинету.

Г). Приготовиться к уроку и выйти за пределы кабинета до звонка.

8. Что обязан сделать ученик, если в кабинете вычислительной техники возникла чрезвычайная ситуация?

А). Делать то же, что делают все.

Б). Спокойно ожидать указания преподавателя.

В). Медленно покинуть кабинет.

Г). Сообщить учителю о ситуации.

9. Если ученик неоднократно нарушает инструкцию по технике безопасности, то он…

А). Не допускается к занятиям.

Б). Должен пройти повторный инструктаж.

В). Получает неудовлетворительную оценку.

Г). Восстанавливает ущерб, который причинил.

10. Учащимся запрещается:

А). Трогать устройства сигнализации.

Б). Медленно передвигаться по кабинету.

В). Самостоятельно устранять неисправность работы компьютера.

Г). Класть сумки, портфели на рабочее место у компьютера.

11. При входе посетителей в кабинет информатики учащиеся должны…

А). Сидеть на месте.

Б). Подняться и поприветствовать гостя.

В). Крикнуть «Здравствуйте!!!».

Г). Спокойно поздороваться с гостем, не вставая с места.

12. Ученик не имеет права в кабинете информатики…

А). Самостоятельно включать и выключать компьютер, монитор.

Б). Пользоваться преподавательским компьютером.

В). Пользоваться интерактивной указкой при ответах у доски.

Г). Начинать работу по указанию учителя.

13. Во время работы ученик должен…

А). Обращаться бережно с техникой.

Б). Сильно бить по клавишам клавиатуры.

В). Сообщать учителю о неисправностях техники.

Г). Периодически разбирать системный блок.

14. Ученик не имеет права…

А). Отключать и подключать провода питания.

Б). Касаться пальцами экрана монитора.

В). Работать чистыми руками.

Г). Работать влажными руками.

15. Физические упражнения при работе за компьютером рекомендуется делать через каждые…

А). 15-20 минут

Б). 45 минут

В). 1 час

Г). Можно не делать


Работа в группах

Карточки для опроса

Вариант №1

Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?

Вариант №2

Занимая рабочие места за компьютерами, два торопливых ученика «пробивали» себе дорогу, усердно работая локтями. Какие правила техники безопасности он нарушил?

Вариант №3

Внимательная учительница на уроке информатики обнаружила, что рассеянный ученик жуёт жевательную резинку, и предложила ему с ней расстаться. Рассеянный ученик расстался с жевательной резинкой и прикрепил её к розетке. Какие правила техники безопасности он нарушил?

Вариант №4

Шаловливые ученики весело резвились на перемене возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Вариант №5

Перед уроком информатики у учеников была физкультура. Спортивную форму они принесли с собой на урок информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Вариант №6

Хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания своей однокласснице, стал отсоединять монитор и клавиатуру от неисправного компьютера. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Вариант №7

Торопливый ученик, вбежав в кабинет информатики, включил компьютер себе и соседу и, ещё не зная, чем надо будет заниматься на уроке, стал нажимать на все клавиши. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Вариант №8

Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?

IV. Выставление оценок. Рефлексия.

Какой вид деятельности на уроке вам понравился и почему?

V. Домашнее задание.

Подробно изучить конспект урока.


Слайд 17

Источники:

1. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

2. М. Ильицкая «Друг мой - враг мой»

3. Т. Богатова, И. Лапрун «Компьютер и здоровье - это совместимо?».

4. Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка.

5. «КОМПЬЮТЕР: вредные для здоровья факторы и как их уменьшить». Автор статьи: Кандидат медицинских наук Леонид Ростиславович Биттеpлих


http://comp-doctor.ru/

http://www.klyaksa.net

www.tiensmed


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!