СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 5 классе "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока-дать представление о балете как о жанре музыкально-литературного и сценического искусства на примере произведений великого русского композитора П.И.Чайковского с использованием демонстрации видеофрагментов из балетов и образовательной игры для закрепления знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"»

Урок музыки в 5классе.

Тема полугодия: Музыка и литература

Тема урокаВторое путешествие в музыкальный театр. Балет.



Цель урока: дать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного и сценического искусства

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов (Развивающие):формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

-формирование способности к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

-развивать вокально-хоровые навыки;

Методы:

Педагогический: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

-рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (дидактическая игра, слушание музыки, просмотр видеофрагментов

-Общенаучный: сравнительный, анализирование музыкальных фрагментов, с использованием таблицы (средства музыкальной выразительности),формулирование выводов в ходе беседы; хоровое исполнение песни А. Варламова «Ёлка в Рождество»

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции;

- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

Оборудование:

компьютер; телевизор; звукоусиливающая аппаратура (колонки); фортепиано; текст песни; игровой материал дидактической игры; портрет композитора; либретто балета «Щелкунчик»; словарные слова; таблица-сходство и различие оперы и балета

Тип урока: комбинированный





Ход урока

I. Организационный момент



II. Работа по теме урока

  1. Повторение и закрепление материала предыдущего урока

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?

Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.



Учитель: Совершенно верно. Ребята, а для чего нам нужно знакомиться с оперой, другими видами искусства? Какая цель нашего виртуального посещения театра?

Ученики: - Чтобы быть культурными людьми

-Чтобы расширялся наш кругозор

-Чтобы знать произведения великих классиков

-Уметь отличать хорошую музыку от плохой



Учитель: Молодцы, правильно . А какие же оперы Вам запомнились больше всего?

Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А. Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.

Ученики: Снегурочка.

Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?

Ученики: Былина, сказка.

Беседа по теме урока

Учитель: Но пора вернуться к теме нашего урока. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Давайте не будем гадать. Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкально-образовательной игре .

На доске вывешивается наборное полотно, к нему прикрепляется поле с ответами. Желающим раздаются фрагменты рисунка и соответствующие им карточки с заданиями. Ученики по очереди читают задания, находят на поле наборного полотна предполагаемый ответ и закрывают его фрагментом рисунка. Рисунок складывается, если все учащиеся ответили правильно. Изображение, появившееся на доске, имеет прямое отношение к теме урока (см. приложение).



Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. (Все 12 человек, принимавшие участие в образовательной игре, получают оценку- (см.описание игры). Теперь вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора. (Открывшаяся картинка-балерина.)

Ученики: Я думаю, что речь пойдёт о балете.

  1. Объяснение нового материала

Совершенно верно. Так что же такое балет? Попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.

Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.



УчительБалет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за « книжечка», которая является основой оперы и балета?

Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.



Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.

Учитель: Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:

Презентация. Слайд (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

(А.С.Пушкин)

Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И. Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

Ученики: Щелкунчик

Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.

Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И. Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?

Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.

Учитель: Я Вам очень благодарна за это дополнение. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?

Ученики: Сказка “Щелкунчик”.

Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.

Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.

Учитель: Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И. Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.

-А кто ещё принимает участие в создании балета?

Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.

Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?

Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…



Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Как вы можете представить , как танцуют в балете?

-Как называется балетная юбка? ( пачка)

-Как называется балетная обувь? (пуанты) (демонстрируется)



-А сейчас будет сюрприз: Девочки, посещающие хореографический кружок, попытаются станцевать как настоящие балерины .Импровизация под музыку «Вальс снежных хлопьев» ( буквально 1 мин.)

Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене

Итак, мы в театре. Прозвучала увертюра, открывается занавес, и начинается спектакль…

3. Восприятие музыки

А) Давайте будем культурными слушателями, и посмотрим фрагмент из балета- «Марш»- в исполнении детской труппы. Подумайте о характере музыки и её настроении (используя словарь музыкальных эмоций)

После просмотра – обсуждение с использованием средств музыкальной выразительности: музыка звучит в мажорном ладу, в умеренном темпе, в пунктирном ритме…

Учитель: Очень профессионально танцуют дети, правда? А сейчас мы посмотрим ещё один фрагмент:

Б) Это “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра

Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу

После просмотра-

Определяем настроение музыки, характер, средства музыкальной выразительности

Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?

Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши.

Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?

Ученики: Мне кажется, что пел хор.



Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Как вы думаете, для чего в балете П.И. Чайковский вводит хоровой эпизод?

- Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?

Ученики: Вокализ.

Учитель: В опере поёт хор. А вот массовый танец в балете называется кордебалет



4.Давайте закрепим и сравним полученные знания об опере и балете.

После вопросов учителя на классную доску поочерёдно прикрепляются слова

Опера Балет

Сольный номер Ария балетная вариация

Выступление 2-х артистов дуэт па-де-де

Выступление 3-хартистов трио па-де-труа

Выступление 4-хартистов квартет па-де-карт

Большой коллектив исполнит. Хор кордебалет



Учитель:  Ребята, если бы Гофман не написал сказку «Щелкунчик», П. И. Чайковский создал бы этот замечательный балет?

Ученики: Нет, композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательного сюжета. Но мог бы быть другой!

-А что бы стало с музыкой, если бы не было литературы?

-Музыка потеряла бы интересные сюжетные линии

Учитель: А какой самый простой вид вокального искусства, который связан с литературой?

Ученики: Песня

5. Работа над песней

Учитель: Мы сегодня говорили о замечательной музыкальной рождественской сказке. Так как же мы можем обойтись без песни?

-Распевание

-Работа над песней А. Варламова «Ёлка в Рождество»

-«Концертное» исполнение песни

III.Подведение итогов

IV. Домашнее задание

1.Найти интересные факты о появлении балета «Щелкунчик». Начальная фраза должна звучать так: «А знаете ли вы, что…»

2.Вспомнить новогодние песни, их авторов, которые знакомы вам по предыдущим классам.






Приложение

Игровой материал:

1. Русский композитор, написавший 15 опер-сказок, среди которых «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане»

2. Лирическая песня о любви или о природе, исполняемая певцом в сопровождении гитары или фортепиано

3. Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму, спектаклю, которое настраивает слушателей или зрителей на всё предстоящее действие

4. Музыкально - театральное представление, в котором действующие лица не говорят, а поют.

5. Высокий женский голос.

6. Сольный номер в опере.

7. Кого из композиторов называют «поэт фортепиано»?

8. Литературная основа оперы или балета (словесный текст)

9. Торжественная песня, символ Государственного единства

10. Большой коллектив музыкантов, играющих под руководством дирижёра различные музыкальные произведения

11. Какого номера нет в опере: ария, дуэт, па-де-де, хор

12. Кого из композиторов в детстве называли «чудо- ребёнок»?





Поле с ответами


1.Н.А.Римский-Корсаков 7.Фридерик Шопен

2.Романс 8.Либретто

3.Увертюра 9.Гимн

4.Опера 10.Оркестр

5.Сопрано 11.Па-де-де

6.Ария 12.В.А.Моцарт


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!