СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 5 классе. «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе. «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»»

Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Цель урока: сформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального искусства на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения:

- формирование эстетического вкуса и развитие духовных ценностей учащихся: дружбы, любви, уважения, взаимовыручки;

- формирование способности к художественно – образному познанию мира;

- формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей.

Предметные результатов обучения:

- знакомство с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик» как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

- знание истории создания балета, либретто и музыкальных фрагментов из балета «Щелкунчик».

Метапредметные результаты обучения:

- коммуникативные: развивать умения работать в малых группах, выражать свою позицию, слушать мнение других, рассуждать на тему урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни в характере;

- регулятивные: развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; умения управлять своими знаниями в новой ситуации, выполнять учебные действия в связи с поставленной целью;

- познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке, сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к различным жанрам, размышлять о музыке с личной оценкой её содержания.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: ноутбук; проектор; интерактивная доска; музыкальный инструмент.

Наглядный материал: мультимедийная презентация; видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Па-де-де», «Танец Фей Драже», «Марш», «Вальс цветов»; https://www.youtube.com/watch?v=_EA49Bov5o0 Я хочу быть дирижером. Элина Кузнецова.

https://www.youtube.com/watch?v=79o97aWR-gs Вальс Цветов;

https://www.youtube.com/watch?v=_BEYPZDZfUg Па-де-де; https://www.youtube.com/watch?v=PIEFPHCyJ4Y Танец Фей Драже.

https://youtu.be/YmR1L5kvqa8 Детский балет «Щелкунчик».

Ход урока:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

А.С.Пушкин


Вход учащихся под «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

  1. Музыкальное приветствие.


2. Актуализация знаний.

У: Ребята вы любите волшебство? А где происходят волшебство и чудесные превращения? (в сказке)

А вы любите сказки? А что больше любите слушать или смотреть сказки, спектакли?

Вои и мы сегодня с вами отправимся в сказку, но не простую, а музыкальную.

В каком храме искусства мы можем посмотреть музыкальную сказку?

Загадка:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры и актрисы.

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И конечно же, премьера!

Догадались вы наверно… (театр)

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой отражение действительности.

У: А в каких театрах вы, ребята бывали? (ответы учащихся)

Сегодня, мы с вами отправимся во второе путешествие в мир музыкального театра.

Напомните мне пожалуйста наше первое путешествие?

В музыкальном театре мы познакомились с оперой.

У: Совершенно верно. Ребята, а для чего нам нужно знакомиться с оперой, другими видами искусства? И зачем нужно ходить в театр?

-Чтобы быть культурными людьми

-Чтобы расширялся наш кругозор

-Чтобы знать произведения великих классиков

-Уметь отличать классическую музыку от музыки других жанров.

У: Вспомним, опера - это?

(Опера — это жанр музыкально-драматического искусства, представляет собой смесь музыки, вокала, изобразительного искусства и актёрского мастерства.)

Слайд (39-43)

Большой театр в Москве

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Театр Ла Скала Италия

Дрезденский оперный театр

Венский оперный театр

Чтобы двери театра для нас открылись и мы увидели, что же за жанр и спектакль за ними прячется, нам нужен «БИЛЕТ» который и позволит нам посмотреть и послушать это произведение. (Приложение 1)

У: Перед вами билеты, но на них ничего не написано, нам с вами нужно заполним билет и отправиться в театр. (написали на билетах: Мариинский театр)

(Экскурсия в Санкт-Петербург и Мариинский Большой театр)

Для этого немного потрудиться и найти ответы, которые здесь зашифрованы, чтобы узнать на какой спектакль и какого композитора мы пойдем.

Музыкально-театральные загадки.

  1. Раскрыть нам оперы сюжеты

Поможет книжечка (либретто).

  1. Актеры на сцене вдохновенно играют,

Зрители в зале то смеются, то вздыхают…

Эмоции зрителей не иссякли,

Ведь они в театре на чудесном… (спектакле).

  1. Спектакль на славу удался

И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные… (декорации)

  1. Бал давно уже в разгаре,

Вальс ведём по залу в паре

На щеках моих румянец,

Закружил нас дивный ….(танец)

(Открывшаяся картинка-балерина.)

Загадка:

Все герои спектакля на сцене танцуют –

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто — ... (балет)


У: О каком виде искусств мы будем с вами говорить? (о балете).

Что о балете, как вы думаете, узнаем?

Что такое балет, какими особенностями он обладает?

Что такое балет, какими признаками он обладает, как создается.

У: А чему научимся?

Слушать музыку и анализировать ее, понимать движения танцоров…

Это и станет целью нашего путешествия.


3. Объяснение нового материала

У: Что же такое балет?

У: Какие виды искусства в нем сочетаются? (танец, музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство…) (написали на билетах: Балет)

Балет — музыкально-танцевальный спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, актерское мастерство и изобразительное искусство. (Словарь)

У: Балет – слово французское. История балета отправляет нас на 400 лет назад, когда на королевских балах придворные под руководством учителей-танцмейстеров исполняли целые театральные действа. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения.

Русский балет своим появлением обязан замечательному композитору…..

У: Ответить на этот вопрос, вам помогут мои подсказки. (Вопросы по биографии и творчеству композитора)

(написали на билетах: П.И. Чайковский)

У: Петр Ильич Чайковском, который первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому, балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.  

У: А вы знаете, ребята, как создается балет?

У: Сначала берется какой-то литературный текст – первоисточник - сказки, легенды, пьесы, драма и т.д. Затем либреттист пишет либретто с опорой на литературный источник, потом композитор музыку, а балетмейстер (Слайд15) ставит танцы, создаются красивые декорации и костюмы. (Слайды18-21).

У: Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в 1892 год, когда впервые на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». (написали на билетах: «Щелкунчик»)

Либретто к балету было создано Мариусом Петипа (Слайд 30).

У: А какое же литературное произведение было положено в основу либретто?

Сказка «Щелкунчик».

У: Своим появлением балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» обязан сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана (написали на билетах: Эрнста Теодора Амадея Гофмана)(Слайд14).

«Щелкунчик» - это сказка о том, как девочка Клара с добрым сердцем помогла Щелкунчику победить мышиного короля и вновь стать прекрасным принцем. Вместе с Щелкунчиком Клара отправляется в сказочную страну сладостей Конфитюренбург, где фея Драже устраивает в их честь бал. Когда торжество заканчивается Клара волшебным образом оказывается дома.

У: Осталось заполнить место и время в билетах и мы отправляемся на спектакль…)

У: Посмотрите на сцену. (Детский балет «Щелкунчик»)


4. Просмотр материала.

Итак, действие происходит в рождественскую ночь. Лунный свет падает в окно опустевшего зала. Входит Клара: она не может уснуть, так как беспокоится о Щелкунчике. Слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочке становится страшно. Она хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Со всех сторон мерцают огоньки — глаза мышей, заполняющих комнату. Строятся в ряды пряничные солдаты. Прислушайтесь к музыке, проникнитесь ее настроением…

- Балет – это соединение музыки и танца.

Вариация - сольный танец в балете.

Па-де-де - танец двоих( дуэт) в балете.

Кордебалет - танец группы танцовщиков.

А сейчас вместе с Кларой и Принцем, которым стал спасенный Щелкунчик, мы попадем в сказочную страну Конфитюренбург, где нас встретят жители сладкого королевства. Начинается праздник, на котором танцуют даже цветы!


5. ФИЗМИНУТКА! Попробуем перевоплотиться в эти волшебные цветы… Изобразим, как двигаются эти чудесные цветы на балу…Выйдите из-за парт…. (пластическое интонирование).

«Вальсе цветов» блистают артисты балета Мариинского театра… Почувствуйте атмосферу сказочного бала, услышьте его мелодии…

Просмотр видеофрагмента «Вальс цветов», «Па-де-де», «Танец Фей Драже» в исполнении артистов балета Мариинского театра.

У: Что придаёт её звучание музыке? (показ инструмента) (Слайд)

(сказочность, таинственность…)

- Какие еще музыкальные инструменты звучат в этой мелодии? (скрипка, флейта, виолончель…..)

- Какие цвета преобладают в костюмах и декорациях этого фрагмента? Что они передают, символизируют? (розовый, белый, золотой… свет, радость, любовь, нежность….)

- Какие движения актеров делают их похожими на сказочные цветы? (прыжки, вращения, движения рук плавные…)

- А какое же настроение создает эта музыка?

(Сказочный, благородный и торжественный вальс.)

У: «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».

(Билет наклеили в тетрадь)

  1. Работа в парах. (Заполнить таблицу) (Слайд 22) (Приложение 3)


7.Вокально-хоровая работа: «Я хочу быть дирижером» Элина Кузнецова.

Распевки. https://www.youtube.com/watch?v=AAhnUymfuPM

Исполнение песни: «Я хочу быть дирижером» Элина Кузнецова. (Текст на экране)


8.Итог урока. Рефлексия

- Узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Что было легким?

- А что для вас было наиболее трудным?

- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

- Что такое балет?

- Как называют танцовщиц балета?

- Как называются балетные туфли балерин?

- С какими маршами мы сегодня познакомились?

-Кто автор данных музыкальных произведений?

- Вам понравился балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»?


9.Оценивание.


10.Домашнее задание по выбору детей: 

1.Оформить афишу (нарисовать, склеить) на тему балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик».

2.Составить кроссворд. Ключевое слова – «Щелкунчик»



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!