Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Цель урока: сформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-театрального искусства на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения:
- формирование эстетического вкуса и развитие духовных ценностей учащихся: дружбы, любви, уважения, взаимовыручки;
- формирование способности к художественно – образному познанию мира;
- формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей.
Предметные результатов обучения:
- знакомство с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик» как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
- знание истории создания балета, либретто и музыкальных фрагментов из балета «Щелкунчик».
Метапредметные результаты обучения:
- коммуникативные: развивать умения работать в малых группах, выражать свою позицию, слушать мнение других, рассуждать на тему урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни в характере;
- регулятивные: развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; умения управлять своими знаниями в новой ситуации, выполнять учебные действия в связи с поставленной целью;
- познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке, сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к различным жанрам, размышлять о музыке с личной оценкой её содержания.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: ноутбук; проектор; интерактивная доска; музыкальный инструмент.
Наглядный материал: мультимедийная презентация; видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Па-де-де», «Танец Фей Драже», «Марш», «Вальс цветов»; https://www.youtube.com/watch?v=_EA49Bov5o0 Я хочу быть дирижером. Элина Кузнецова.
https://www.youtube.com/watch?v=79o97aWR-gs Вальс Цветов;
https://www.youtube.com/watch?v=_BEYPZDZfUg Па-де-де; https://www.youtube.com/watch?v=PIEFPHCyJ4Y Танец Фей Драже.
https://youtu.be/YmR1L5kvqa8 Детский балет «Щелкунчик».
Ход урока:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
А.С.Пушкин
Вход учащихся под «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний.
У: Ребята вы любите волшебство? А где происходят волшебство и чудесные превращения? (в сказке)
А вы любите сказки? А что больше любите слушать или смотреть сказки, спектакли?
Вои и мы сегодня с вами отправимся в сказку, но не простую, а музыкальную.
В каком храме искусства мы можем посмотреть музыкальную сказку?
Загадка:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры и актрисы.
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И конечно же, премьера!
Догадались вы наверно… (театр)
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой отражение действительности.
У: А в каких театрах вы, ребята бывали? (ответы учащихся)
Сегодня, мы с вами отправимся во второе путешествие в мир музыкального театра.
Напомните мне пожалуйста наше первое путешествие?
В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
У: Совершенно верно. Ребята, а для чего нам нужно знакомиться с оперой, другими видами искусства? И зачем нужно ходить в театр?
-Чтобы быть культурными людьми
-Чтобы расширялся наш кругозор
-Чтобы знать произведения великих классиков
-Уметь отличать классическую музыку от музыки других жанров.
У: Вспомним, опера - это?
(Опера — это жанр музыкально-драматического искусства, представляет собой смесь музыки, вокала, изобразительного искусства и актёрского мастерства.)
Слайд (39-43)
Большой театр в Москве
Мариинский театр в Санкт-Петербурге
Театр Ла Скала Италия
Дрезденский оперный театр
Венский оперный театр
Чтобы двери театра для нас открылись и мы увидели, что же за жанр и спектакль за ними прячется, нам нужен «БИЛЕТ» который и позволит нам посмотреть и послушать это произведение. (Приложение 1)
У: Перед вами билеты, но на них ничего не написано, нам с вами нужно заполним билет и отправиться в театр. (написали на билетах: Мариинский театр)
(Экскурсия в Санкт-Петербург и Мариинский Большой театр)
Для этого немного потрудиться и найти ответы, которые здесь зашифрованы, чтобы узнать на какой спектакль и какого композитора мы пойдем.
Музыкально-театральные загадки.
Раскрыть нам оперы сюжеты
Поможет книжечка (либретто).
Актеры на сцене вдохновенно играют,
Зрители в зале то смеются, то вздыхают…
Эмоции зрителей не иссякли,
Ведь они в театре на чудесном… (спектакле).
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные… (декорации)
Бал давно уже в разгаре,
Вальс ведём по залу в паре
На щеках моих румянец,
Закружил нас дивный ….(танец)
(Открывшаяся картинка-балерина.)
Загадка:
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют...
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто — ... (балет)
У: О каком виде искусств мы будем с вами говорить? (о балете).
Что о балете, как вы думаете, узнаем?
Что такое балет, какими особенностями он обладает?
Что такое балет, какими признаками он обладает, как создается.
У: А чему научимся?
Слушать музыку и анализировать ее, понимать движения танцоров…
Это и станет целью нашего путешествия.
3. Объяснение нового материала
У: Что же такое балет?
У: Какие виды искусства в нем сочетаются? (танец, музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство…) (написали на билетах: Балет)
Балет — музыкально-танцевальный спектакль, в котором сочетаются музыка, танец, актерское мастерство и изобразительное искусство. (Словарь)
У: Балет – слово французское. История балета отправляет нас на 400 лет назад, когда на королевских балах придворные под руководством учителей-танцмейстеров исполняли целые театральные действа. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения.
Русский балет своим появлением обязан замечательному композитору…..
У: Ответить на этот вопрос, вам помогут мои подсказки. (Вопросы по биографии и творчеству композитора)
(написали на билетах: П.И. Чайковский)
У: Петр Ильич Чайковском, который первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому, балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.
У: А вы знаете, ребята, как создается балет?
У: Сначала берется какой-то литературный текст – первоисточник - сказки, легенды, пьесы, драма и т.д. Затем либреттист пишет либретто с опорой на литературный источник, потом композитор музыку, а балетмейстер (Слайд15) ставит танцы, создаются красивые декорации и костюмы. (Слайды18-21).
У: Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в 1892 год, когда впервые на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». (написали на билетах: «Щелкунчик»)
Либретто к балету было создано Мариусом Петипа (Слайд 30).
У: А какое же литературное произведение было положено в основу либретто?
Сказка «Щелкунчик».
У: Своим появлением балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» обязан сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана (написали на билетах: Эрнста Теодора Амадея Гофмана)(Слайд14).
«Щелкунчик» - это сказка о том, как девочка Клара с добрым сердцем помогла Щелкунчику победить мышиного короля и вновь стать прекрасным принцем. Вместе с Щелкунчиком Клара отправляется в сказочную страну сладостей Конфитюренбург, где фея Драже устраивает в их честь бал. Когда торжество заканчивается Клара волшебным образом оказывается дома.
У: Осталось заполнить место и время в билетах и мы отправляемся на спектакль…)
У: Посмотрите на сцену. (Детский балет «Щелкунчик»)
4. Просмотр материала.
Итак, действие происходит в рождественскую ночь. Лунный свет падает в окно опустевшего зала. Входит Клара: она не может уснуть, так как беспокоится о Щелкунчике. Слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочке становится страшно. Она хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Со всех сторон мерцают огоньки — глаза мышей, заполняющих комнату. Строятся в ряды пряничные солдаты. Прислушайтесь к музыке, проникнитесь ее настроением…
- Балет – это соединение музыки и танца.
Вариация - сольный танец в балете.
Па-де-де - танец двоих( дуэт) в балете.
Кордебалет - танец группы танцовщиков.
А сейчас вместе с Кларой и Принцем, которым стал спасенный Щелкунчик, мы попадем в сказочную страну Конфитюренбург, где нас встретят жители сладкого королевства. Начинается праздник, на котором танцуют даже цветы!
5. ФИЗМИНУТКА! Попробуем перевоплотиться в эти волшебные цветы… Изобразим, как двигаются эти чудесные цветы на балу…Выйдите из-за парт…. (пластическое интонирование).
«Вальсе цветов» блистают артисты балета Мариинского театра… Почувствуйте атмосферу сказочного бала, услышьте его мелодии…
Просмотр видеофрагмента «Вальс цветов», «Па-де-де», «Танец Фей Драже» в исполнении артистов балета Мариинского театра.
У: Что придаёт её звучание музыке? (показ инструмента) (Слайд)
(сказочность, таинственность…)
- Какие еще музыкальные инструменты звучат в этой мелодии? (скрипка, флейта, виолончель…..)
- Какие цвета преобладают в костюмах и декорациях этого фрагмента? Что они передают, символизируют? (розовый, белый, золотой… свет, радость, любовь, нежность….)
- Какие движения актеров делают их похожими на сказочные цветы? (прыжки, вращения, движения рук плавные…)
- А какое же настроение создает эта музыка?
(Сказочный, благородный и торжественный вальс.)
У: «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».
(Билет наклеили в тетрадь)
Работа в парах. (Заполнить таблицу) (Слайд 22) (Приложение 3)
7.Вокально-хоровая работа: «Я хочу быть дирижером» Элина Кузнецова.
Распевки. https://www.youtube.com/watch?v=AAhnUymfuPM
Исполнение песни: «Я хочу быть дирижером» Элина Кузнецова. (Текст на экране)
8.Итог урока. Рефлексия
- Узнали ли вы что-то новое сегодня на уроке?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Что было легким?
- А что для вас было наиболее трудным?
- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?
- Что такое балет?
- Как называют танцовщиц балета?
- Как называются балетные туфли балерин?
- С какими маршами мы сегодня познакомились?
-Кто автор данных музыкальных произведений?
- Вам понравился балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»?
9.Оценивание.
10.Домашнее задание по выбору детей:
1.Оформить афишу (нарисовать, склеить) на тему балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик».
2.Составить кроссворд. Ключевое слова – «Щелкунчик»
8