СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по теме "Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки по теме "Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме "Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!»

Урок музыки в 3 классе Тема урока: Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся»

Цель урока: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе ценностного отношения к материнству средствами искусства.

Задачи урока:

-развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал в процессе изучения материала;

-формировать знания учащихся о церковной музыке;

-воспитывать осознанное чувство уважения к матери, ценностное отношение к семье.

Тип урока: интегрированный

Музыкальный материал:

Ф. Шуберт «Аве Мария»

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

Музыка В Канищева, сл. А. Афлятуновой «Мамочка милая, мама моя»

Программное обеспечение: презентация по теме урока.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, портреты композиторов Ф. Шуберта, С. Рахманинова, текст песни «Мамочка милая, мама моя»

Межпредметные связи: музыка¸ литература, изобразительное искусство.



Ход урока:

Музыкальное приветствие (а капелла)

- Здравствуйте, ребята!

- (все) Добрый день!

Учитель: Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках!

- О ком пойдет речь на этом уроке? (о матери) Слайд 2

В искусстве есть вечные темы. Одна из них – это тема женщины – матери. Композиторы, художники, писатели всего мира воспевали женщину – мать. Эта тема волновала и будет волновать людей многие и многие века. Она близка каждому человеку.

Послушайте произведение великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». Как называются слова в этих произведениях – стихи или молитва? (молитва). Слайд 3, 4

К кому она обращена? Что вы знаете о Богородице? (ответы детей)

Кто исполняет это произведение? (хор)

Какая музыка по характеру?

Слышали ли вы какой – либо музыкальный инструмент?

Как называется пение без инструментального сопровождения? (а капелла)

Но всё-таки в православной церкви руководитель хора использует музыкальный инструмент, который никто, кроме дирижера не слышит. Называется этот инструмент КАМЕРТОН, который при вибрации издает ноту «ля». Слайд 5,6

Существует духовой и вибрационный камертон. Духовой используется на репетиции, вибрационный - на службе (учитель демонстрирует детям два вида камертона)

Что можно увидеть в православных храмах, кроме икон? (свечи)

Давайте с вами выполним упражнение. Возьмите глубокое дыхание, на выдохе дуйте на свечку, но так, чтобы она не погасла. Ещё один глубокий вдох и задуйте свечу.

Слайд 7

Правильно. Откройте учебник на странице 43. Вы видите изображение Божией Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Это картина или икона? (икона). Как вы это определили?

Посмотрите сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божией Матери. С какой нежностью она бережно обнимает младенца и небесный свет озаряет их лик.

Прочитайте стих, помещенный под портретом (читает один ребенок, остальные следят по учебнику). В этих строках поэт А. С. Пушкин передает своё преклонение перед образом Богородицы, воспевая её вселенскую любовь к людям.

На Руси Божию Матерь называют Богородица, а как называют её в странах с католической верой? (Мадонна, Дева Мария)

К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение Франца Шуберта «Аве Мария», что означает «Славься, Мария!» (слушание) Слайд 8

Опишите ваши впечатления об услышанном произведении. Можно воспользоваться словарём музыкальных терминов, который есть в ваших папках.

Слайд 9

Посмотрите, пожалуйста в учебнике на странице 41 иллюстрацию картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Эта картина считается одной из самых прекрасных картин на Земле. Перед Марией и младенцем Иисусом склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины). Мария изображена в центре, ступая мягкой поступью по облакам, как бы паря. Она с большой любовью и нежностью держит младенца на руках.

Какой цвет преобладает в картине? (белый у Рафаэля, золотой у Васнецова)

Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый – Божественный.

Какой музыкальный инструмент можно увидеть и услышать в католическом храме? (орган)

Итак, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами. Давайте попробуем сравнить их. Что между ними общего и в чём различие?

(ответы детей)

А сейчас работа в парах.

Задание в карточках: соединить стрелками композиторов и название произведений, художников и название картин.

Вокально-хоровая работа

Упражнения на дикцию: рыбка, лошадка, футбол, мотоцикл, поезд, самолёт.

Скороговорка с движением: От топота копыт пыль по полю летит.

Откройте текст песни «Мамочка милая» в ваших тетрадях (вклеить текст песни в тетрадь до урока). Слайд 10

Давайте познакомимся с текстом песни. (дети читают по 4 строчки). Найдите слова в тексте, описывающие образ мамы (ответы детей)

Давайте послушаем песню. Исполнит нам её Даша Терехова.

Далее разучивание по фразам 1 куплет и припев.

Обратить внимание на дыхание, дикцию. Выбрать дирижера из детей. Вспомнить основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало.



Выводы: музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ Богородицы, покровительницы и помощницы всех матерей и детей.

28 ноября в России отмечается День Матери. Он каждый год выпадает на разные даты, так как празднуют его в последнее воскресенье ноября. В этом году это 28 число. На забудьте в этот день поздравить мам с праздником.



Домашнее задание на выбор:

  1. Подготовить проект «Я и моя мама»

  2. Нарисовать рисунок «Моя мама»

  3. Раскрасить образ Богородицы с младенцем.

Рефлексия. Слайд 11

Заполнить карточку (подчеркнуть нужное слово)


1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно





Благодарю всех за работу! Вы все большие молодцы! Урок окончен. До новых встреч! Слайд 12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!