Урок музыки в 3 классе Тема урока: Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся»
Цель урока: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе ценностного отношения к материнству средствами искусства.
Задачи урока:
-развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал в процессе изучения материала;
-формировать знания учащихся о церковной музыке;
-воспитывать осознанное чувство уважения к матери, ценностное отношение к семье.
Тип урока: интегрированный
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт «Аве Мария»
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
Музыка В Канищева, сл. А. Афлятуновой «Мамочка милая, мама моя»
Программное обеспечение: презентация по теме урока.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, портреты композиторов Ф. Шуберта, С. Рахманинова, текст песни «Мамочка милая, мама моя»
Межпредметные связи: музыка¸ литература, изобразительное искусство.
Ход урока:
Музыкальное приветствие (а капелла)
- Здравствуйте, ребята!
- (все) Добрый день!
Учитель: Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
- О ком пойдет речь на этом уроке? (о матери) Слайд 2
В искусстве есть вечные темы. Одна из них – это тема женщины – матери. Композиторы, художники, писатели всего мира воспевали женщину – мать. Эта тема волновала и будет волновать людей многие и многие века. Она близка каждому человеку.
Послушайте произведение великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». Как называются слова в этих произведениях – стихи или молитва? (молитва). Слайд 3, 4
К кому она обращена? Что вы знаете о Богородице? (ответы детей)
Кто исполняет это произведение? (хор)
Какая музыка по характеру?
Слышали ли вы какой – либо музыкальный инструмент?
Как называется пение без инструментального сопровождения? (а капелла)
Но всё-таки в православной церкви руководитель хора использует музыкальный инструмент, который никто, кроме дирижера не слышит. Называется этот инструмент КАМЕРТОН, который при вибрации издает ноту «ля». Слайд 5,6
Существует духовой и вибрационный камертон. Духовой используется на репетиции, вибрационный - на службе (учитель демонстрирует детям два вида камертона)
Что можно увидеть в православных храмах, кроме икон? (свечи)
Давайте с вами выполним упражнение. Возьмите глубокое дыхание, на выдохе дуйте на свечку, но так, чтобы она не погасла. Ещё один глубокий вдох и задуйте свечу.
Слайд 7
Правильно. Откройте учебник на странице 43. Вы видите изображение Божией Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Это картина или икона? (икона). Как вы это определили?
Посмотрите сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божией Матери. С какой нежностью она бережно обнимает младенца и небесный свет озаряет их лик.
Прочитайте стих, помещенный под портретом (читает один ребенок, остальные следят по учебнику). В этих строках поэт А. С. Пушкин передает своё преклонение перед образом Богородицы, воспевая её вселенскую любовь к людям.
На Руси Божию Матерь называют Богородица, а как называют её в странах с католической верой? (Мадонна, Дева Мария)
К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение Франца Шуберта «Аве Мария», что означает «Славься, Мария!» (слушание) Слайд 8
Опишите ваши впечатления об услышанном произведении. Можно воспользоваться словарём музыкальных терминов, который есть в ваших папках.
Слайд 9
Посмотрите, пожалуйста в учебнике на странице 41 иллюстрацию картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Эта картина считается одной из самых прекрасных картин на Земле. Перед Марией и младенцем Иисусом склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины). Мария изображена в центре, ступая мягкой поступью по облакам, как бы паря. Она с большой любовью и нежностью держит младенца на руках.
Какой цвет преобладает в картине? (белый у Рафаэля, золотой у Васнецова)
Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый – Божественный.
Какой музыкальный инструмент можно увидеть и услышать в католическом храме? (орган)
Итак, мы познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами. Давайте попробуем сравнить их. Что между ними общего и в чём различие?
(ответы детей)
А сейчас работа в парах.
Задание в карточках: соединить стрелками композиторов и название произведений, художников и название картин.
Вокально-хоровая работа
Упражнения на дикцию: рыбка, лошадка, футбол, мотоцикл, поезд, самолёт.
Скороговорка с движением: От топота копыт пыль по полю летит.
Откройте текст песни «Мамочка милая» в ваших тетрадях (вклеить текст песни в тетрадь до урока). Слайд 10
Давайте познакомимся с текстом песни. (дети читают по 4 строчки). Найдите слова в тексте, описывающие образ мамы (ответы детей)
Давайте послушаем песню. Исполнит нам её Даша Терехова.
Далее разучивание по фразам 1 куплет и припев.
Обратить внимание на дыхание, дикцию. Выбрать дирижера из детей. Вспомнить основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало.
Выводы: музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ Богородицы, покровительницы и помощницы всех матерей и детей.
28 ноября в России отмечается День Матери. Он каждый год выпадает на разные даты, так как празднуют его в последнее воскресенье ноября. В этом году это 28 число. На забудьте в этот день поздравить мам с праздником.
Домашнее задание на выбор:
Подготовить проект «Я и моя мама»
Нарисовать рисунок «Моя мама»
Раскрасить образ Богородицы с младенцем.
Рефлексия. Слайд 11
Заполнить карточку (подчеркнуть нужное слово)
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
7. Домашнее задание мне кажется | интересно / не интересно |
Благодарю всех за работу! Вы все большие молодцы! Урок окончен. До новых встреч! Слайд 12