Нагорная Наталья Алексеевна
Музыка 18.01.21 Урок № 17 6 класс
Тема урока: «Джаз – искусство 20 века»
Тема раздела: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.
Планируемые результаты:
Личностные:
умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;
Метапредметные:
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;
коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Предметные:
научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;
выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;
формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности
Тип урока: открытия новых знаний.
Оборудование и материалы: учебник Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс, иллюстрации к теме урока, фортепиано, телевизор, ноутбук, презентация, видеофрагменты.
Ход урока:
Роняет золотой наряд
И листья медленно горят
И льется многогранный джаз,
Как в первый раз, как в первый раз...
Анна Сынкова
Организационный этап. Актуализация знаний.
Здравствуйте ребята! Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной таинственный господин – имени, которого мы пока не знаем. Кто он и откуда явился к нам?
Отгадайте. Звучит джазовая композиция.
«Джаз» – исп. Гленн Миллер.
Да, это мистер - Джаз.
Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких музыкальных средств выразительности, Вы определили, что это господин -Джаз? Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов.
Как вы думаете, где и когда она могла возникнуть эта музыка?
Какому народу она принадлежит?
Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?
С помощью наводящих вопросов дети отвечают, что эта музыка не похожа на ту, которую они слушали на уроках; она более позднего времени, создателями могут являться американские негры и приходят к выводу, что это жанр – ДЖАЗ. (Слайд № 2)
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?
Поэтому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.
Верно. Понять сущность джаза было всегда трудно. Когда Л. Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».
Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.
Введение в тему
Урок мне будут помогать вести консультанты, которые получили задание по поиску материала о джазе. Итак, что такое джаз и где он возник.
Краткий рассказ учеников: (1гр) (Cлайд 3, 4).
Джаз – это музыка американских негров, возникшая в конце XIX века в результате слияния двух культур - европейской и африканской. Само слово «джаз» африканского происхождения и означает «волновать», «приводить в экстаз». Эту музыку любят и ценят во всем мире за его демократичность и свободу самовыражения.
Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза. Так зарождалась афроамериканская музыка, а ее характерными признаками были: ритм, ритм, ритм и искусство коллективной импровизации. (Слайд 5)
Что же такое импровизация?
Импровизация – от лат. «неожиданный, внезапный». Это метод творчества, позволяющий создавать музыку на глазах у публики, без подготовки, экспромтом. Джазовое искусство целиком основано на импровизации.
Слушаем пример джазовой импровизации (фрагмент).
А теперь ребята, я предлагаю вам самим придумать импровизацию.
Задача для учащихся: сочинение коллективной импровизации при помощи хлопков, шлепков, щелчков, ударов ногами и их комбинаций. Это задание можно выполнять под музыку, либо под ритмический аккомпанемент группы учащихся.
Молодцы! Продолжим.
Почему джаз родился в среде американских негров?
Во-первых, потому что негры очень музыкальны и обладали от природы отличным чувством ритма; во- вторых, потому что были бесправны и бедны и свои чувства, надежды на счастье выражали через музыку.
Правильно, источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм.
Сообщение учащихся (2 гр) (Слайд 6).
Справка: Блюз – в переводе с англ. имеет двойное значение – от американской идиомы «быть печальным»; второе - голубой цвет.
Блюзы - в основном грустные, лирические мелодии, исполняющие в медленном темпе. Они имеют определенное строение: 12 тактов, размер 4/4 и отличаются своеобразными интонациями и гармонией («блюзовые интонации»). Блюзы как негритянские песни возникли задолго до появления джаза. Темы блюзовых мелодий – это грусть, меланхолия, неразделенное чувство любви. О блюзе очень справедливо сказал А. Баташев: «Это крик истерзанной негритянской души».
Слушаем блюз « Сегодня я пою блюз»
В чем, по-вашему, красота этого блюза?
В неповторимости мелодии, глубине чувств, в красоте голоса.
Верно. Как сказал один старый черный блюзмэн: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо» Можно добавить, что в историческом отношении блюз - это чистый продукт американской жизни, жизни американского рабовладельческого общества. Блюз зародился в самых низах самого угнетаемого слоя жителей страны – в среде черных рабов, на плантациях и фабриках. Парадокс, но даже та часть негритянского населения США, которая считала себя благопристойными христианами-протестантами, относились к блюзу негативно, называя его не иначе как «песнь дъявола». Для них существовала своя духовная музыка – спиричуэл и госпел, то есть молитвы на темы Ветхого и Нового Завета.
(Слайд 7)
Спиричуэл – в переводе с англ. «дух, духовный». Негритянский спиричуэл - духовный хоровой гимн, часто сочинявшиеся на библейские сюжеты и тексты, Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса и ответа, которая характерна для фольклора многих стран.
Слушаем спиричуэл в исполнении Л. Армстронга «Go down mouses»
Задание для учащихся: Дети сопровождают исполнение композиции собственными ритмическими импровизациями.
(Слайд 8)
Регтаймы – джазовые пьесы для фортепиано, которые исполнялись на банджо (струнный щипковый инструмент африканского происхождения). Происходит регтайм от танца африканских рабов кейкуок (в переводе с англ. «шествие за пирогом на кухню»). Этот танец представлял собой смешанные дергающие движения рабов, которые веселили своих белых господ после ланча, а в награду отправлялись на кухню, где могли вдоволь поесть. Важную роль в распространении регтайма сыграло появление механического пианино - пианолы. Прекрасные регтаймы были написаны знаменитым негритянским композитором С. Джопплином.
Слушаем фрагмент регтайма « Кленовый лист» С. Джоплина.
На каких инструментах играли исполнители джаза?.
( Слайд 9, 10) Называют.
До сих пор музыканты спорят о том, к какой музыке – легкой или серьезной можно отнести джаз. Американский композитор 20 века Л. Бернстайн так написал: «Я люблю джаз зато, что он.. никогда не бывает окончательно печальным или окончательно веселым…».
Как вы думаете, ребята? ( Обсуждение).
Физминутка.
Можно ли назвать легкой музыку, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить? Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке. Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.
А теперь назовем знаменитых джазовых исполнителей и узнаем интересные факты о джазе.
Сообщение учеников: (3 гр)
(Слайд 11 - 16) Перечисляют и комментируют, включают запись.
Кто знает, где можно послушать джаз у нас в Крыму? (Ученики задумываются)
У нас в Крыму негде, а вот в Санкт- Петербурге ( Слайд 17, 18) есть Филармония джазовой музыки.
Санкт-Петербургская Филармония джазовой музыки была открыта 1 января 1989 года благодаря энтузиазму и активной деятельности известного джазового музыканта - мультиинструменталиста с мировым именем, композитора, народного артиста России Давида Голощекина. Созданная с целью пропаганды джаза как серьезного, высоко духовного музыкального искусства, она входит в число элитарных джазовых клубов мира. Только здесь Вы можете услышать лучших профессиональных джазовых музыкантов Санкт-Петербурга, России и зарубежья, которые представят Вам все направления джаза: от блюза до современных форм. Филармония джазовой музыки расположена в центре Санкт-Петербурга на Загородном проспекте (метро "Владимирская", "Достоевская", "Пушкинская"). Концерты проходят в двух залах: большом "Джаз-филармоник холле" и малом "Эллингтоновском зале".
Ежегодно, в конце июня - начале июля, в Филармонии джазовой музыки проходит Международный фестиваль джаза «Свинг Белой ночи». В его программе концерты в 2-х залах Филармонии, джем-сэшн, гала-концерты на открытом воздухе, прогулка на теплоходе по Неве и Финскому заливу.
(Слайд 19)
Есть Радио - Джаз (89.1 МГц).
(Слайд 20, 21)
Огромное количество любителей джаза собирают фестивали джазовой музыки, куда приезжают знаменитости со всего мира.
(Слайд 22)
Есть джаз даже в мультфильмах, мюзиклах.
(Слайд 23,24)
Кинофильмы о джазе - « В джазе только девушки, «Мы из джаза».
Закрепление изученного материала. Вокально-хоровая деятельность.
Задача: закрепить умение детей применять в музыкально-творческой деятельности изученные приемы.
Вокально - хоровая работа.
Предлагаю всем исполнить песню «Старый рояль» из кинофильма «Мы из джаза» композитора М. Минкова, сопровождая свое пение различными ритмичными движениями на ваш выбор.
В каком стиле написана эта песня? С помощью, каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? Сбивчивый ритм, преобладание ударных инструментов, смещение акцентов с сильной доли на слабую, в середине – фортепианная импровизация. Молодцы!
Итог урока. Рефлексия
Учитель подводит итоги и со всем классом выбирается наилучший вариант.
Вариант, синквейна:
джаз;
загадочный неуловимый;
приглашает, завораживает;
джаз – это свобода выражения мысли;
жизнь.
Оценивание обучающихся.
До свидание! Дети выходят из класса под джазовую импровизацию.
5