СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки 6 класс "Джаз- искусство 20 века"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 6 класс "Джаз- искусство 20 века"»

Нагорная Наталья Алексеевна

Музыка 18.01.21 Урок № 17 6 класс

Тема урока: «Джаз – искусство 20 века»

Тема раздела: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.

Планируемые результаты:

Личностные:

умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Метапредметные:

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Предметные:

научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Тип урока: открытия новых знаний.

Оборудование и материалы: учебник Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс, иллюстрации к теме урока, фортепиано, телевизор, ноутбук, презентация, видеофрагменты.



Ход урока:

Роняет золотой наряд
И листья медленно горят
И льется многогранный джаз,
Как в первый раз, как в первый раз...

Анна Сынкова

  1. Организационный этап. Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята! Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной таинственный господин – имени, которого мы пока не знаем. Кто он и откуда явился к нам?

Отгадайте. Звучит джазовая композиция.

«Джаз» – исп. Гленн Миллер.

Да, это мистер - Джаз.

Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких музыкальных средств выразительности, Вы определили, что это господин -Джаз? Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов.

Как вы думаете, где и когда она могла возникнуть эта музыка?

Какому народу она принадлежит?

Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?

С помощью наводящих вопросов дети отвечают, что эта музыка не похожа на ту, которую они слушали на уроках; она более позднего времени, создателями могут являться американские негры и приходят к выводу, что это жанр – ДЖАЗ. (Слайд № 2)

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?

Поэтому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.

Верно. Понять сущность джаза было всегда трудно. Когда Л. Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».

Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.

Введение в тему

Урок мне будут помогать вести консультанты, которые получили задание по поиску материала о джазе. Итак, что такое джаз и где он возник.

Краткий рассказ учеников: (1гр) (Cлайд 3, 4).

Джаз – это музыка американских негров, возникшая в конце XIX века в результате слияния двух культур - европейской и африканской. Само слово «джаз» африканского происхождения и означает «волновать», «приводить в экстаз». Эту музыку любят и ценят во всем мире за его демократичность и свободу самовыражения.

Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза. Так зарождалась афроамериканская музыка, а ее характерными признаками были: ритм, ритм, ритм и искусство коллективной импровизации. (Слайд 5)

Что же такое импровизация?

Импровизация – от лат. «неожиданный, внезапный». Это метод творчества, позволяющий создавать музыку на глазах у публики, без подготовки, экспромтом. Джазовое искусство целиком основано на импровизации.

Слушаем пример джазовой импровизации (фрагмент).

А теперь ребята, я предлагаю вам самим придумать импровизацию.

Задача для учащихся: сочинение коллективной импровизации при помощи хлопков, шлепков, щелчков, ударов ногами и их комбинаций. Это задание можно выполнять под музыку, либо под ритмический аккомпанемент группы учащихся.

Молодцы! Продолжим.

Почему джаз родился в среде американских негров?

Во-первых, потому что негры очень музыкальны и обладали от природы отличным чувством ритма; во- вторых, потому что были бесправны и бедны и свои чувства, надежды на счастье выражали через музыку.

Правильно, источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм.

Сообщение учащихся (2 гр) (Слайд 6).

Справка: Блюз – в переводе с англ. имеет двойное значение – от американской идиомы «быть печальным»; второе - голубой цвет.

Блюзы - в основном грустные, лирические мелодии, исполняющие в медленном темпе. Они имеют определенное строение: 12 тактов, размер 4/4 и отличаются своеобразными интонациями и гармонией («блюзовые интонации»). Блюзы как негритянские песни возникли задолго до появления джаза. Темы блюзовых мелодий – это грусть, меланхолия, неразделенное чувство любви. О блюзе очень справедливо сказал А. Баташев: «Это крик истерзанной негритянской души».

Слушаем блюз « Сегодня я пою блюз»

В чем, по-вашему, красота этого блюза?

В неповторимости мелодии, глубине чувств, в красоте голоса.

Верно. Как сказал один старый черный блюзмэн: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо» Можно добавить, что в историческом отношении блюз - это чистый продукт американской жизни, жизни американского рабовладельческого общества. Блюз зародился в самых низах самого угнетаемого слоя жителей страны – в среде черных рабов, на плантациях и фабриках. Парадокс, но даже та часть негритянского населения США, которая считала себя благопристойными христианами-протестантами, относились к блюзу негативно, называя его не иначе как «песнь дъявола». Для них существовала своя духовная музыка – спиричуэл и госпел, то есть молитвы на темы Ветхого и Нового Завета.

(Слайд 7)

Спиричуэл – в переводе с англ. «дух, духовный». Негритянский спиричуэл - духовный хоровой гимн, часто сочинявшиеся на библейские сюжеты и тексты, Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса и ответа, которая характерна для фольклора многих стран.

Слушаем спиричуэл в исполнении Л. Армстронга «Go down mouses»

Задание для учащихся: Дети сопровождают исполнение композиции собственными ритмическими импровизациями.

(Слайд 8)

Регтаймы – джазовые пьесы для фортепиано, которые исполнялись на банджо (струнный щипковый инструмент африканского происхождения). Происходит регтайм от танца африканских рабов кейкуок (в переводе с англ. «шествие за пирогом на кухню»). Этот танец представлял собой смешанные дергающие движения рабов, которые веселили своих белых господ после ланча, а в награду отправлялись на кухню, где могли вдоволь поесть. Важную роль в распространении регтайма сыграло появление механического пианино - пианолы. Прекрасные регтаймы были написаны знаменитым негритянским композитором С. Джопплином.

Слушаем фрагмент регтайма « Кленовый лист» С. Джоплина.

На каких инструментах играли исполнители джаза?.

( Слайд 9, 10) Называют.

До сих пор музыканты спорят о том, к какой музыке – легкой или серьезной можно отнести джаз. Американский композитор 20 века Л. Бернстайн так написал: «Я люблю джаз зато, что он.. никогда не бывает окончательно печальным или окончательно веселым…».

Как вы думаете, ребята? ( Обсуждение).

Физминутка.

Можно ли назвать легкой музыку, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить? Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке. Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.

А теперь назовем знаменитых джазовых исполнителей и узнаем интересные факты о джазе.

Сообщение учеников: (3 гр)

(Слайд 11 - 16) Перечисляют и комментируют, включают запись.

Кто знает, где можно послушать джаз у нас в Крыму? (Ученики задумываются)

У нас в Крыму негде, а вот в Санкт- Петербурге ( Слайд 17, 18) есть Филармония джазовой музыки.

Санкт-Петербургская Филармония джазовой музыки была открыта 1 января 1989 года благодаря энтузиазму и активной деятельности известного джазового музыканта - мультиинструменталиста с мировым именем, композитора, народного артиста России Давида Голощекина. Созданная с целью пропаганды джаза как серьезного, высоко духовного музыкального искусства, она входит в число элитарных джазовых клубов мира. Только здесь Вы можете услышать лучших профессиональных джазовых музыкантов Санкт-Петербурга, России и зарубежья, которые представят Вам все направления джаза: от блюза до современных форм. Филармония джазовой музыки расположена в центре Санкт-Петербурга на Загородном проспекте (метро "Владимирская", "Достоевская", "Пушкинская"). Концерты проходят в двух залах: большом "Джаз-филармоник холле" и малом "Эллингтоновском зале".

Ежегодно, в конце июня - начале июля, в Филармонии джазовой музыки проходит Международный фестиваль джаза «Свинг Белой ночи». В его программе концерты в 2-х залах Филармонии, джем-сэшн, гала-концерты на открытом воздухе, прогулка на теплоходе по Неве и Финскому заливу.

(Слайд 19)

Есть Радио - Джаз (89.1 МГц).

(Слайд 20, 21)

Огромное количество любителей джаза собирают фестивали джазовой музыки, куда приезжают знаменитости со всего мира.

(Слайд 22)

Есть джаз даже в мультфильмах, мюзиклах.

(Слайд 23,24)

Кинофильмы о джазе - « В джазе только девушки, «Мы из джаза».

Закрепление изученного материала. Вокально-хоровая деятельность.

Задача: закрепить умение детей применять в музыкально-творческой деятельности изученные приемы.

Вокально - хоровая работа.

Предлагаю всем исполнить песню «Старый рояль» из кинофильма «Мы из джаза» композитора М. Минкова, сопровождая свое пение различными ритмичными движениями на ваш выбор.

В каком стиле написана эта песня? С помощью, каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? Сбивчивый ритм, преобладание ударных инструментов, смещение акцентов с сильной доли на слабую, в середине – фортепианная импровизация. Молодцы!

Итог урока. Рефлексия

Учитель подводит итоги и со всем классом выбирается наилучший вариант.

Вариант, синквейна:

  1. джаз;

  2. загадочный неуловимый;

  3. приглашает, завораживает;

  4. джаз – это свобода выражения мысли;

  5. жизнь.

Оценивание обучающихся.

До свидание! Дети выходят из класса под джазовую импровизацию.









5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!