СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Новые области в музыке XX века (Джазовая музыка)» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-представление стиля джаз.  

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 4 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

 Метапредметные:

—  осознание джазовой музыки как яркого и своеобразного феномена культуры XX в.

Личностные:

— формирование личностного эмоционального отношения к джазовой музыке;

—  умение высказать и аргументировать собственное отношение к джазу.

Предметные:

—  знание истории, разновидностей и выразительных особенностей джазовой музыки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Новые области в музыке XX века (Джазовая музыка)» (8 класс)»

8 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1 (28). Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание джазовой музыки как яркого и своеобразного феномена культуры XX в.

Личностные:

— формирование личностного эмоционального отношения к джазовой музыке;

—  умение высказать и аргументировать собственное отношение к джазу.

Предметные:

—  знание истории, разновидностей и выразительных особенностей джазовой музыки.

Форма проведения занятия: Урок-представление стиля джаз.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: Н. Ланг. «Дух свободной музыки»; У.С. Монт. «Мальчик, играющий на банджо».

Музыка: Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» (№ 39 аудиоприложения); Дж.  Герман. «Hello, Dolli!» (№ 40 аудиоприложения).

Песенный материал: А. Лепин, стихи В. Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении».

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о джазовой культуре, о творчестве Дж. Гершвина, о музыкально-выразительных особенностях джаза. Прослушивание, слуховой анализ, обсуждение «Рапсодии в стиле блюз». Анализ нотного примера «Рапсодии» с точки зрения проявления особенностей джазового стиля. Изучение блюзового лада. Участие в подготовке и презентации проекта о джазе. Поиск информации для проекта с помощью ресурсов сети Интернет. Разучивание и исполнение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о джазе. Контроль понимания музыкально-выразительных особенностей джаза. Контроль проявления навыков слухового анализа и анализа нотного примера. Контроль понимания строения блюзового лада. Контроль выполнения задания по подготовке проекта. Контроль проявления певческих навыков при исполнении песни.



ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Прослушайте несколько необычную для вас музыку. Кто знает, что это за музыка?

Прослушивание фрагмента песни Луи Армстронга «Hello, Dolly».

- Это джаз.

Просмотр фрагмента американской кинокомедии «В джазе только девушки», реж. Билли Уайлдер:

- Джаз – это такая быстрая, нервная музыка?

- Да, такая очень горячая!

Такой краткий диалог состоялся между героями известной кинокомедии «В джазе только девушки». Её сюжет рассказывает о приключениях двух незадачливых музыкантов – участников джаз-бэнда – и их знакомой девушки, нашедших своё нелёгкое счастье на тёплых берегах Флориды. Фильм живо и ярко воспроизводит картину из жизни Америки конца 30-х годов прошлого века с её Великой депрессией, гангстерами и, конечно, джазом.

Трудно сказать, кто или, может быть, что является главной идеей комедии. Очевидно одно: вне звуков джаза – то зажигательных и звонких, то приглушённо-меланхоличных (меланхоличный – склонный к грусти) – фильм значительно утратил бы свою живость и обаяние.

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Тема сегодняшнего урока – «Новые области в музыке XX века: Джазовая музыка».

Сегодня мы будем говорить о джазовой музыке - ярком и своеобразном феномене культуры XX в.: познакомимся с историей стиля джаз, рассмотрим разновидности и выразительные особенности джазовой музыки.

  1. Работа по теме урока

  1. Возникновение. Ранние формы джаза. Особенности джазового стиля

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Джаз. Род музыкального искусства, возникший в начале XX в. на юге США в результате смешения элементов западной и африканских племенных музыкальных культур. Джазовой музыке свойственны импровизационный характер исполнения, исключительно активная роль ритма (эту особенность джаза принято обозначать многозначным словом суинг), рифы, полиритмия и синкопы, проистекающие от несовпадения акцентов в сольной партии и сопровождении, широкое использование ладов с нетемперированными пониженными ступенями (так называемыми блюзовыми нотами).

Самая ранняя форма джаза, ведущая своё происхождение от негритянских кварталов Нового Орлеана, представляет собой сплав афроамериканских жанров (таких, как рэгтайм и блюз) и различных форм популярной музыки. В 1910-х новоорлеанский джаз стал известен в других частях США.

В 1920-х огромной популярностью пользовалась отмеченная влиянием джаза танцевальная музыка Пола Уайтмена. Центром новоорлеанского джаза стал Чикаго.

В 1930-х центром джаза стал Нью-Йорк, а основным стилем —  суинг; на ведущие роли выдвинулись большие джазовые ансамбли (биг-бэнды), исполнявшие коммерческий танцевальный репертуар.

Возникновение стиля боп в начале 1940-х ознаменовало собой важный шаг в сторону усложнения языка джазовой музыки.

С середины 1940-х творчество ряда джазовых музыкантов, особенно белых, развивалось под влиянием европейской профессиональной музыки, в том числе гармонического языка Дебюсси и Стравинского.

К началу 1960-х наметился упадок бопа. Ответом на снижение интереса широкой публики к джазу стало развитие новых экспериментальных тенденций, среди которых наиболее значительными оказались модальный джаз и авангардный фри-джаз». (С. 292.)

У.С. Монт. Мальчик, играющий на банджо

Н. Ланг. Дух свободной музыки

Итак, джаз возник в начале XX века на юге Соединённых Штатов Америки. Он представлял сплав музыки древних племенных народов Африки с музыкальными традициями европейских стран.

Самыми ранними формами джаза стали рэгтайм и блюз. Именно эти жанры придали джазовой музыке такие её особенности, как характерный ритм и гармония. Например, от рэгтайма джаз унаследовал полиритмию – ритмическое несовпадение мелодии и аккомпанемента, обилие синкоп; от блюза – широкое применение «блюзовых нот», определяющих строение блюзового лада с пониженными III, VII (реже V) ступенями.

Блюзовый лад

Значительную роль в джазовой музыке играют импровизации солистов. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки. Есть лишь основа в виде какой-либо известной мелодии. Как правило, они исполняются в быстрых темпах, имеют несимметричные фразы, намеренные акцентные сбои. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию. Это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства, но и творческого дара.

  1. Инструментальный состав

Ярчайшей чертой джаза является его инструментальный состав, определяемый двумя группами инструментов – солирующей и ритмической. Солирующая группа включает трубу, саксофон, кларнет и тромбон; ритмическая – банджо, контрабас, ударные и фортепиано.

Банджо — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4—9 струн.

Банджо

  1. «Рапсодия в стиле блюз»

История мировой культуры знает много композиторов, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства. Одним из таких новаторов был американский композитор Джордж Гершвин, впервые сочинивший произведение, в котором симфонический оркестр заставил играть блюз и тем самым сотворил своего рода чудо.

«Горячие» мелодии и ритмы мастерски воплотились в «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Это произведение, первоначально задуманное как «Американская рапсодия», было написано композитором буквально на одном дыхании, всего за три недели. Результат превзошёл ожидания: вот уже на протяжении почти целого века оно входит в репертуар известных исполнителей во всём мире.

Музыка рапсодии, представляющая взаимодействие европейской традиции, афроамериканской джазовой культуры и популярных мелодий и ритмов, близка и понятна как широкой публике, так и самым взыскательным представителям академического искусства.

Музыку Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» режиссёры часто используют в анимационных фильмах, кинофильмах. Ярким примером может служить полнометражный мультипликационный фильм «Фантазия 2000», а также фильмы Вуди Аллена «Манхэттен» и База Лурмана «Великий Гэтсби».

«Рапсодия» Гершвина прозвучала на церемонии открытия летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе.

  1. Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз – слушание и музыкальный анализ

Музыкальный материал рапсодии, не заключённый в строгие рамки музыкальной формы, а чередующийся в свободной последовательности, окрашен блюзовыми интонациями, характерными для негритянской музыки. Мелодический материал произведения включает в себя несколько контрастных по своему характеру тем, которые постоянно подвергаются вариационным преобразованиям.

Всё начинается с эффектного глиссандо кларнета, подводящего к первой теме, своеобразный характер которой придают пониженные ступени мелодического мажора и синкопированный ритм. Вторая тема, исполняемая тромбоном и валторной, имеет ярко выраженное блюзовое звучание, так как подчёркнута пониженными 3 и 7 ступенями. После проведения трубой третьей темы, и четвёртой - тутти всего оркестра, на первый план выходят виртуозные импровизации пианиста, основанные на всём предыдущем музыкальном материале. Далее в произведении появляются не только звучащие ранее мотивы, но и новые: например, выразительная распевно-лирическая тема, которая затем талантливо будет трансформирована в заводную токкату. В финале рапсодии композитор, используя предшествующие темы, отобразил ликующий праздник, веселью которого нет предела.

Задание. Перед вами - два круга. К какой из указанных сфер – «лёгкой» и «серьёзной» музыке вы отнесли бы прослушанную музыку Дж. Гершвина? Заштрихуйте.





Серьезная

Лёгкая









5) Работа над нотными примерами

В нотном примере 31 учитель обращает внимание учеников на особенности блюзового лада: отсутствие II и VI ступеней, минорная III ступень, «раздвоенная» V ступень (соль-бемоль и соль-бекар), натуральная VII ступень (си-бемоль).

В нотном примере 32 ученики отмечают типичные признаки джазового стиля: глиссандо кларнета, разнообразные форшлаги, арпеджато, неожиданные акценты, ритмическое разнообразие, гармоническая неустойчивость.

6) Творческий облик Дж. Гершвина

Дж. Гершвин

Гершвин — американский композитор и пианист первой трети XX в. Основные произведения композитора —  опера «Порги и Бесс», симфоническая фантазия «Американец в Париже», «Кубинская увертюра», «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром, написанная в 1924 г. для джаз-бэнда Пола Уайтмена.

Рапсодия — самое популярное произведение Гершвина; её любят и джазовые и академические исполнители. А на премьере партию фортепиано исполнял сам автор.

«Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться только на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Я слышал свою композицию как музыкальный калейдоскоп Америки, наш кипящий котёл, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху» - говорил Гершвин о замысле создания своей «Рапсодии в стиле блюз».

Гершвин вспоминал о том, как в шестилетнем возрасте он замирал у одного из магазинов, где на старом механическом пианино звучали модные тогда рэгтаймы. Дж. Гершвин был не согласен с мнением о том, что джаз является музыкой второго сорта. Он был уверен, что джаз сумеет обогатить европейскую симфоническую музыку.

Став композитором, Д. Гершвин пишет джазовые лирические песни, в которых ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не останавливается.

Чтобы лучше освоить музыкально-ритмический язык негров, Дж. Гершвин едет в негритянскую рыбацкую деревню в один из Штатов Америки и поселяется в хижине среди негров, где изучает их обряды, танцы и песни. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Композитор вскоре мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался при сочинении оперы «Порги и Бесс», в основу которой положил мысль, что чернокожие народы заслуживают неменьшего уважения, чем белые. Опера отличается глубиной чувств, изобразительностью развития афро-американского фольклора.

Гершвин стал первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая её с приёмами европейской симфонической музыки. Это было так неожиданно и необычно, что обратило на себя внимание во всём мире. Так и возник стиль музыки, получивший название «симфоджаз» - слияние симфонической музыки и джаза.

Талант Дж. Гершвина оказался настолько многогранным и гибким, что смог объединить европейский симфонизм с джазовой импровизацией. Его опера «Порги и Бесс» стала первой в мире, написанной в стиле симфоджаза.

Новое музыкальное направление - симфоджаз (сплав симфонической и джазовой музыки) открыл новые возможности для многих композиторов. Гершвина сравнивали с принцем, который «взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил её принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестёр».

Но нападкам критиков за то, что он - автор лёгкой музыки - взялся за сочинение «серьёзной», Гершвин подвергался ещё долго.

Общее количество произведений композитора не очень велико, так как Гершвин прожил трагически короткую жизнь — 39 лет.

4. Разучивание и пение: А. Лепин, стихи В. Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении» - https://youtu.be/jDfXPAXwdSY

Текст песни:

  1. Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,

Если вам не в радость солнечный денёк, -

Пусть вам улыбнётся как своей знакомой

С вами вовсе незнакомый встречный паренёк.

Припев: И улыбка, без сомненья,

Вдруг коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас.

  1. Если вас с любимой вдруг поссорил случай, -

Часто тот, кто любит, ссорится зазря, -

Вы в глаза друг другу поглядите лучше, -

Лучше всяких слов порою взгляды говорят.

Припев.

  1. Если кто-то другом был в несчастье брошен

И поступок этот в сердце вам проник,

Вспомните, как много есть людей хороших, -

Их у нас гораздо больше, - вспомните о них.

Припев.

  1. Итог

Джаз – многолик. История джаза - часть истории ХХ века.

Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них пелось о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде. Наряду с блюзом важнейшим источником возникновения джазового стиля стал рэгтайм.

На протяжении всей истории своего развития джаз породил множество разных школ, направлений и стилей. Джаз оказал влияние на другие формы музыкального искусства. Самый известный пример - творчество известного американского композитора Джорджа Гершвина.

Музыкальная культура наших дней, поражающая многоликостью, пестротой языков и стилей, мучительно стремится обрести устранённую цельность. Появление симфоджаза - подтверждение этому.

  1. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. Какие характерные особенности можно считать своеобразной «визитной карточкой» джазовой музыки?

  2. Черты какого ранее изученного музыкального жанра можно услышать в музыке «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина? В чём это выражается?

  3. Подготовь краткое сообщение на одну из предложенных тем:

«История развития джаза»;

«Выдающиеся джазовые исполнители»;

«Джаз в XXI веке».

При подготовке задания используй возможности сети Интернет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!