СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "Битва за Москву. По помним..."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Битва за Москву. По помним..."»

Сивашова Юлия Александровна

Учитель истории и обществознания

Место работы

г. Ярославль

электронка



Урок мужества «Битва за Москву. Мы помним…»



Цель – воспитание патриотизма, гордости за свою Родину.


Задачи:

- повторить исторические события Великой Отечественной войны;

- сформировать патриотическое сознание, верность Отечеству;

- содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности, благодарной памяти о людях, победивших фашизм;

- воспитать у обучающихся чувство гордости и сопричастности к истории своего народа.

Планируемые результаты освоения урока:

Личностные результаты:

- сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Метапредметные результаты:

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с учителем;

- способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- способность делать выводы на основе прочитанной и услышанной исторической информации.

Предметные результаты:

-закрепление знаний о Великой Отечественной войне, основных этапах;

- понимание важности битвы под Москвой во время Великой Отечественной войны;

- умение характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе, анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- умение критически анализировать источник исторической информации;

- умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, аудиовизуальный ряд), различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

УУД:

Личностные действия:

- умение осознавать свою причастность к истории страны;

- умение сопереживать, проявлять уважение к людям;

- умение осознавать ценность памяти о подвигах русского народа.

Регулятивные действия:

- умение соотнести историческую информацию;

- умение сконцентрироваться на усвоении и поиске информации;

- умение осознать качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные действия:

- умение анализировать информацию, использовать свои знания;

- умение извлекать необходимой информации из прочитанного текста; определять основную и второстепенную информацию;

- умение самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия:

- умение сотрудничать с одноклассниками в поиске нужной информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Участники мероприятия: обучающиеся 9- 11 классов.

Материалы и оборудование: план-конспект мероприятия, мультимедийное оборудование, презентация, стихи и отрывки из песен военных лет.

Оформление: карта Великой Отечественной войны на доске.


Ход мероприятия:


1-ый ученик:


Июнь. Рассвет. Река изломом.

Туман над лесом. Тишина.

Снаряд. Разрыв. И с неба громом:

«Сегодня началась война...»


Нельзя сказать: «Ее не ждали...»

«В нее не верили...» — точней.

С Москвы на дачи выезжали,

В реке ловили окуней...


2-ой ученик:

Толпа растерянно стояла,

Галдели громко пацаны,

Будил всех голос Левитана:

«Без объявления войны...»


Мне скажет кто-то — все не ново,

Давно не та уже страна.

Но в памяти живут три слова:

«Сегодня началась война...»


Д. Попов

Во время прочтения стихов включается первый слайд презентации.


Учитель:

2-ой слайд


22 июня 1941 года немецкие войска вторглись на советскую территорию. Началась самая тяжелая, самая кровопролитная в истории нашего Отечества война.


Невозможно забыть то роковое сообщение по радио. (звучит голос Левитана).


3-ий слайд


В тот же день было введено военное положение в западных районах страны и объявлена всеобщая воинская мобилизация.

За первый день войны враг уничтожил 66 аэродромов и 1200 самолетов, из них 800 на земле.


4-ый слайд

30 июня был создан Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО), в руках которого была сосредоточена вся полнота политической, военной и экономической власти. Его возглавил И. В. Сталин. Решения комитета имели силу закона и были обязательны для всех граждан страны, предприятий, комсомольских организаций и органов власти.


5-ый слайд

В результате первых недель войны войска противника заняли бо́льшую часть территории Белоруссии, западные области Украины и часть Прибалтики.


Особое место в боях близ границы занимает оборона Брестской крепости.

Суммарно более 7 тыс. снарядов калибром более 100 мм обрушилось на жителей и защитников крепости. Против 9 тыс. бойцов гарнизона выступили 15 тыс. человек 45-й пехотной дивизии, усиленной осадной артиллерией, в том числе двумя мортирами «Карл» калибром 600 мм. Поистине героическая оборона длилась до 23 июля, когда состоялся последний задокументированный бой. Оборону крепости возглавили майор П. М. Гаврилов, капитан И. Н. Зубачёв и полковой комиссар Е. М. Фомин.

Оборонявшиеся пытались организовать прорыв из окружения, кому-то это удалось, но более 7 тыс. человек, включая семьи офицеров, попали в плен.


6-ой слайд

Уже в первые месяцы войны погибло большое количество солдат и мирных жителей. Чтобы сохранить силу духа и веру в победу каждое утро по радио включали песню «Вставай, страна огромная».


7-ой слайд

Гитлер собирался победить СССР за 12 недель. Для этого ему надо было к середине осени захватить Ленинград или Москву, к зиме разбить основные силы русских. В сентябре все силы немцев сосредоточились на захвате Москвы.


Как вы думаете, почему Гитлер хотел захватить в первую очередь Москву?


8-й слайд

Генерал Хайнц Гудериан писал: "Москва - это не только голова и сердце СССР. Это также центр связи, политический центр, самая индустриальная область и узел коммуникаций всей страны. … И если мы в Москве одержим победу над силами врага и выключим центральную сортировочную станцию Советского Союза, тогда перед нами падут и остальные его области".


9-ый слайд

- Под каким кодовым названием проходила операция? (ученики разгадывают ребус. Ответ - тайфун).

- Что такое тайфун?

- Почему именно так Гитлер назвал свою наступательную операцию?


10-ый слайд

Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные и верные меры по обороне Москвы.


Нужно было не только защитить город всеми возможными способами, но и отбросить врага от столицы.


Работа в группах


Каждая группа получает заметку о защите Москвы (заметки предоставляются без названий), ватман, карандаши и фломастеры.

Задание:

- понять о каком способе защиты Москвы идет речь, если текст про людей, то их вклад в защиту Москвы

- схематично на ватмане изобразить содержание текста (таблица, карта, рисунок), придумать девиз данного события, объяснить его выбор и смысл

- составить не менее пяти вопросов для слушателей по содержанию текста

- пересказать текст с опорой на презентацию и свой творческий материал.



1 группа Линия обороны Москвы. Вклад жителей Москвы в защиту города.

Линия обороны была разделена на 36 строительных участков, и на первые из них строители вышли 16 октября 1941 года. 28 октября штаб обороны Москвы утвердил окончательный план обороны столицы на трёх укреплённых рубежах.

Передовой рубеж располагался примерно по линии Химки — Митино — Архангельское — Рождественно — Одинцово — Рассказово — Прокшино — Гавриково — Боброво — Табалово — Михайлово — Дроздово.

Главный рубеж шёл по фронту Коровино — Химгородок — Никольское — Серебряный Бор — Кунцево — Воронцово — Котляково — Братеево. Тыловой рубеж обороны находился на линии Нижние Котлы —Черёмушки — Кирпичный завод № 11 — Воробьёв — Троице-Голенищево — Кутузовская Слобода — Шелепиха — Карамышево. Своими флангами эта позиция смыкалась с городским рубежом обороны, шедшим по Московской окружной железной дороге.

На ближних подступах к Москве и в самом городе жители своими руками возвели:

— 676 километров противотанковых рвов;

— 445 километров эскарпов ( - противотанковых невзрывных заграждений, предназначенных для воспрепятствования движения танков и других машин вверх (вниз) на местности имеющей уклон не менее 15 градусов, но не более 30-35 градусов).

— 410 километров противотанковых надолбов ( - врытые в землю рядами в определённом порядке деревянные столбы или гранитные глыбы)

— 1400 километров лесных завалов ( - противотанковое, противотранспортное и противопехотное заграждение из спиленных деревьев, камней, снега и др.)

Кроме того, они установили свыше 1350 километров проволочных заграждений, - более 46 000 противотанковых ежей (- противотанковое заграждение, представляющее собой объёмный шестиконечный крест),

- около 31 000 огневых точек (доты, дзоты) и 10 километров баррикад.

Женщины, подростки и пенсионеры заменили в промышленности и на транспорте ушедших на фронт мужчин. В 1942 году более 40 процентов рабочих Москвы составляли женщины и подростки. Благодаря им только за период Московской битвы столичные предприятия вернули в строй 1000 танков и бронемашин.

ДОТ - Долговременная огневая точка - отдельное малое капитальное фортификационное сооружение из прочных материалов, предназначенное для долговременной обороны и стрельбы различными огневыми средствами из защищённого помещения (боевого каземата).


ДЗОТ - Деревоземляная огневая точка, в некоторых источниках также «долговременная замаскированная огневая точка» — полевое оборонительное фортификационное сооружение, построенное из брёвен, досок и грунта.


11-ый слайд – эскарпы, надолбы

12-ый слайд – лесные завалы, противотанковые ежи

13-ый слайд – ДОТ, ДЗОТ

14-ый слайд – подростки на заводе


2 группа воздушная оборона Москвы

С июля 1941 года немецкие войска бомбили Москву.

Согласно инструкциям москвичи обязаны были полностью затемнять жилые здания, учреждения, торговые предприятия, фабрики и заводы. Автомобильное движение в ночное время сводилось к минимуму. Нарушителям режима грозили уголовной ответственностью по закону военного времени.

Особое внимание уделялось маскировке города. Первый вариант, так называемая плоскостная имитация, предусматривал в основном перекраску крыш и открытых фасадов всех кремлёвских зданий и стен для создания на них перспективного вида городских зданий. Рабочие немедленно приступили к реализации плана. Знаменитые рубиновые звёзды погасили, а позже и вовсе закрыли деревянными щитами; с соборов сняли кресты, купола перекрасили. «Камуфляж» разработали для главных площадей, улиц, ГУМа, Большого театра и других известных зданий.

Второй вариант маскировки Кремля предусматривал объёмную имитацию. Для дезориентации противника строили муляжи кварталов. Макеты отбрасывали естественные тени, что ещё больше вводило противника в заблуждение.

Одним из действенных элементов противовоздушной обороны стали аэростаты заграждения, напоминавшие дирижабли (но не имевшие гондолы). Наполненные гелием конструкции поднимали в ночное время на несколько километров. Дежурство прекращалось утром. Опасаясь столкнуться с тросами и потерять машину, пилоты люфтваффе часто разворачивались или брали большую высоту, что сказывалось на точности бомбометания. К середине 1943 года небо столицы прикрывало более 400 аэростатов.

Советские власти заявляли о почти девяти тысячах единиц немецкой авиации, участвовавших в атаках. Примерно каждый шестой бомбардировщик был уничтожен. За весь период воздушной операции против Москвы свыше 25 тысяч воинов ПВО награждены орденами и медалями, 32 удостоены звания Героя Советского Союза.


15-ый слайд, 16-ый слайд – маскировка зданий


3 группа Контрнаступление

29 ноября командующий войсками Западного фронта генерал армии Георгий Жуков, докладывая боевую обстановку, попросил Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина отдать советским войскам приказ о переходе в контрнаступление. Своё предложение он мотивировал истощением немецких войск и необходимостью разгромить их до того момента, когда они смогут получить крупные резервы. Ставка предложение поддержала. Уже на следующий день военные советы фронтов разработали конкретные планы операций. 2 декабря штаб Западного фронта отдал директиву о переходе в контрнаступление, в тот же день боевой приказ об этом был подписан командующим Калининским фронтом, а два дня спустя их примеру последовал и штаб Юго-Западного фронта.

5—8 декабря 1941 года Красная армия развернула масштабное наступление на части вермахта. При этом советские войска не имели под Москвой ни количественного, ни технического преимущества. Силы Красной армии в районе Москвы насчитывали, по разным данным, от 1,1 млн до 1,3 млн человек, порядка 7,6 тыс. орудий и миномётов, до 800 танков. Им противостояла гитлеровская группировка, численность которой, по разным оценкам, достигала 1,7—2 млн человек, 13,5 тыс. орудий и миномётов, почти 1,2 тыс. танков.

Ожесточённые бои развернулись на Калининском, Клинском, Солнечногорском, Истринском, Тульском и Елецком направлениях.

Советское командование настаивало на том, чтобы силы Красной армии вместо фронтальных атак просачивались между нацистскими подразделениями, рассекая их позиции и громя оказавшиеся в окружении подразделения.

15 декабря Красная армия выбила гитлеровцев из Клина, а 16 декабря от нацистских оккупантов был освобождён Калинин (в настоящее время — Тверь). При этом гитлеровцам удалось вывести из города не все свои войска, часть из них была блокирована и уничтожена Красной армией.

К 7 января 1942 года положение нацистской группы армий «Центр» оказалось критическим. Фашисты были отброшены на различных участках фронта под Москвой на 100—250 км, потеряв около 300 тыс. личного состава. Общие потери советских войск за тот же период и с учётом наступательного характера боевых действий составили порядка 370 тыс. человек.


17-ый слайд – контрнаступление


4 группа Герои – защитники Москвы

В битве под Москвой прославились лётчики, танкисты, партизаны, бойцы пехоты. Более 180 человек получили за Московскую битву наивысшую воинскую награду СССР – звание Героя Советского Союза. Вот несколько примеров того, какими были герои Московской битвы и их подвиги:

Лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко

В битве под Москвой показал себя как выдающийся танковый ас. Всего за 2,5 месяца боёв он стал самым результативным танкистом Красной Армии: его экипаж подбил 52 немецких танка. 18 декабря 1941 года Лавриненко погиб от шального осколка, уже после боя. Эта трагическая случайность стала огромной потерей для танковых войск РККА.


Зоя Космодемьянская


С самых первых дней войны Зоя Космодемьянская, ученица 10 класса 210-й московской школы рвалась на фронт. В октябре 1941года она ушла добровольцем в партизанский отряд. Несколько дней провела группа молодых разведчиков в лесах Подмосковья. Зоя, попросив разрешения у командира, проникла в деревню Петрищево. Запылали занятые фашистами избы и конюшни воинской части. Но подкравшийся сзади гитлеровец выбил из рук Зои оружие и поднял тревогу…

Утром 29 ноября Зою повели на казнь. Она крикнула:" Эй, товарищи! Будьте смелее, бейте фашистов!" 16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Виктор Талалихин


В ночь на 7 августа 1941 года Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался немецкий бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов "хейнкеля" загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились. Внезапно вражеская пуля обожгла правую руку советского пилота. Однако Талалихин, управляя левой рукой, сумел своим самолетом протаранить "хейнкель". Фашистский бомбардировщик нашел свою смерть на советской земле. Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.


28 героев-панфиловцев.


15-16 ноября 1941 года на левом фланге одного из полков 316-й стрелковой дивизии генерала И.В.Панфилова, у разъезда Дубосеково, группа бойцов во главе с политруком В.Г.Клочковым преградила путь немецким танкам. "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!" - сказал своим воинам политрук. Показывая пример бесстрашия, Клочков бросился с гранатами к фашистскому танку.

Панфиловцы не пропустили к Москве 50 фашистских танков. Они не дрогнули: на несколько часов задержали врага, пока их однополчане не заняли в глубине обороны удобные позиции.

23 героям-панфиловцам за величайший героизм и мужество посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Удостоены этого звания и пятеро героев, оставшихся после этого боя в живых.

Подвиг 28 героев-панфиловцев вошел в историю Великой Отечественной войны как замечательный пример героизма, стойкости и беззаветной любви советских людей к своей великой социалистической Родине.

18-ый слайд - Дмитрий Фёдорович Лавриненко, Зоя Космодемьянская

19-ый слайд - Виктор Талалихин, мемориал «Героям-панфиловцам».



Закрепление материала

_________________ немецкие войска вторглись на советскую территорию.

30 июня был создан _____________________, в руках которого была сосредоточена вся полнота политической, военной и экономической власти. Его возглавил ___________.

Операция по захвату Москвы носила кодовое название____________.

Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен ____________.

Для обороны Москвы жители своими руками возводили____________________.

Особое внимание уделялось ___________ города. Первый вариант, так называемая плоскостная ______________, предусматривал в основном перекраску крыш и открытых фасадов всех кремлёвских зданий и стен для создания на них перспективного вида городских зданий.

29 ноября командующий войсками Западного фронта генерал армии Георгий Жуков, докладывая боевую обстановку, попросил Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина отдать советским войскам приказ о переходе в ___________.

Ученица 10 класса ______________ушла добровольцем в партизанский отряд, сожгла занятые немцами дома.

Группа бойцов во главе с политруком В.Г.Клочковым преградила путь немецким танкам. "Велика Россия, а отступать некуда, позади _______________!" - сказал своим воинам политрук.


Учитель:

Битва за Москву означала провал «блицкрига» - молниеносной войны. Это был первый крупный успех Красной Армии, развеявший миф о непобедимости германской армии.


1-ый ученик:

МЫ ЗНАЕМ И ПОМНИМ


Мы знаем из рассказов ветеранов,

Из писем фронтовых и стареньких газет,

Как воевали прадеды и деды.

Мы помним горечь огненных тех лет.


И как трудились женщины и дети

В послевоенные голодные года.

Своих родных невозвратимую утрату

Мы не забудем никогда.


2-ой ученик:


В земном поклоне русскому народу

Я преклоняю голову свою.

Горжусь и помню тот великий подвиг

И всех, кто отстоял его в бою.


Кладу цветы живые на могилы павших,

Произношу с любовью я святые имена.

Спокойствие и мир на земли наши

Они завоевали на века.


Так будем же хранить заветы предков

И веру, заповеданную нам.

Грядущим поколеньям обещаем

Любить Россию, не сдавать врагам!


Мария Бредихина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!